Уже через месяц мы узнаем имя нового лауреата Нобелевской премии по литературе. На сайте премии можно
прочитать о лучших книгах, написанных лауреатами премии в жанре магического реализма:
"«Меня всегда забавляет тот факт, что наибольшую похвалу в моей работе я получаю за воображение, хотя правда состоит в том, что во всех моих книгах нет ни одной строчки, которая не имела бы под собой реальной основы», - сказал лауреат премии по литературе и мастер магического реализма Габриэль Гарсиа Маркес.
Его работы олицетворяют магический реализм - жанр, в котором события происходит в реальном мире, но при этом в книгах появляются сверхъестественные и сказочные элементы. Как и в сказках, в романах в стиле магического реализма стираются грани между фантазией и реальностью, и хотя книги в этом жанре сильно различаются, они, как правило, содержат набор схожих элементов.
Романы в стиле магического реализма обычно происходят в реалистичной обстановке. Даже если место действия, как, например, городок Макондо у Гарсиа Маркеса, является вымышленным, оно содержат черты, знакомые нам из повседневности. Однако, такие романы также включают в себя необъяснимые магические, сверхъестественные или сказочные элементы: призраки или способность летать, представленные как обычные явления, которые свободно воспринимаются персонажами.
Романы этого жанра часто рассказывают истории людей, оказавшихся на обочине общества. Их авторы используют магический реализм для критики общества, политики или богатства, например, проливая сверхъестественный свет на бедные общины или ужасы рабства.
Такие авторы, как Франц Кафка, чей рассказ «Превращение» несет в себе отличительные черты текстов магического реализма, писали книги в таком стиле еще до того, как жанр был признан. Однако магический реализм чаще всего ассоциируется с группой латиноамериканских авторов, включая Гарсиа Маркеса, который создал свои произведения около 60 лет назад и ознаменовал собой благо, популяризируя жанр. Их версия магического реализма и четкое определение жанра испаряются, когда границы пересекаются и размываются, а мифы, верования и реальность смешиваются. Писатели со всего мира создали невероятные книги, которые обогатили жанр.
Вот пять романов лауреатов Нобелевской премии, которые, по мнению большинства критиков, демонстрируют магический реализм. Независимо от того, вписываются ли книги в разнообразные книжные полки жанра или нет, все сходятся во мнении, что это действительно магические произведения литературы:
"Сто лет одиночества".
Нобелевская премия по литературе 1982 года была присуждена одному из мастеров магического реализма Габриэлю Гарсиа Маркесу «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».
В романе Гарсиа Маркеса 1967 года «Сто лет одиночества» магическое и обыденное сплетается в Макондо - одиноком городе зеркал, отражающем окружающий мир. Макондо является домом для нескольких поколений семьи Буэндиа, которые сталкиваются с волшебными коврами и преследуются призраками, периодически переживая несчастья, некоторые из которых являются фантастическими, например, рождение ребенка со свиным хвостом, в то время как другие события коренятся в реальности, например, последствия фальсификации выборов.
Объясняя наличие таких фантастических черт в этом романе и в других своих рассказах, Гарсиа Маркес говорил, что в Мексике «сюрреализм гуляет по улицам. Сюрреализм исходит из реальности Латинской Америки», однако, в отличие от поэтов и художников-сюрреалистов его творчество основано скорее на анекдотах, чем на символах. Его произведения делают невозможное не только возможным, но и странно нормальным в городе зеркал его собственного изобретения. Микрокосмос Макондо отражает континент, его человеческие богатства и бедность, при этом в политическом плане Гарсиа Маркес решительно выступает на стороне бедных и слабых против внутреннего угнетения и иностранной экономической эксплуатации.
"Слепота".
Лауреат Нобелевской премии по литературе Жозе Сарамаго использует аллегории и фантастические элементы для критики общества. В его романе «Слепота» население поражено эпидемией слепоты, которая быстро приводит к общественному коллапсу.
Характерной чертой стиля Сарамаго является смешение диалога и повествования, редкая пунктуация и длинные предложения, которые могут растягиваться на несколько страниц. Иногда он превращает обычных людей, таких как его бабушки и дедушки, в литературных персонажей. В своей Нобелевской лекции он сказал : «Быть может, таков был придуманный мною способ не забыть их - воссоздать и запечатлеть их черты тем карандашом, который преображает и саму память; осветить и расцветить монотонность скучной, лишенной горизонта повседневности, словно творя поверх переменчивой карты памяти сверхъестественную нереальность страны, где некто решил скоротать свой век».
Сарамаго стал лауреатом в 1998 году за свои, как отметил нобевский комитет, «работы, которые, используя притчи, подкреплённые воображением, состраданием и иронией» позволяют читателям «понять иллюзорную реальность». Он использовал свою Нобелевскую лекцию, чтобы поговорить о силе персонажей.
"Книги Якова".
«Я пишу художественную литературу, но это не чистая выдумка. Когда я пишу, я должна чувствовать все внутри себя», - сказала Ольга Токарчук, удостоенная Нобелевской премии по литературе в 2018 году. Известная мифическим тоном своих произведений и переплетением историй во времени при создании универсальных и эпических романов, Токарчук считает, что «мир состоит из слов». В своих книгах она показывает противоречия между культурными противоположностями: природой и культурой, разумом и безумием, мужчиной и женщиной, домом и отчуждением, что позволяет ее романам считаться представителями жанра магического реализма.
Ее исторический роман «Книги Якова» разворачивается с 1752 года на пограничных землях Подолья на юго-западе Польши, когда семья собирается на свадьбу. На протяжении 40 лет, охватывая Восточную Европу и Османскую империю, роман описывает мистика и лидера секты XVIII века Якова Франка, обладателя свехчеловеческой харизмы. Он может читать мысли и подчинять природу своей воле, в то время как его кузина-пророчица Хайя способна накладывать мощные заклинания, обманывая смерть. Оставив в стороне сверхъестественные детали, произведение дает читателям удивительно богатую панораму почти забытой главы в европейской истории.
В своей лекции по случаю вручения Нобелевской премии Токарчук говорила о важности повествования и писателя. «То, как мы думаем о мире и - что, пожалуй, главное - то, как о нем рассказываем, чрезвычайно весомо. Случившееся и не рассказанное перестает быть, умирает. Об этом прекрасно осведомлены не только историки, но и (а может быть, прежде других) политики всех мастей и тираны. Власть у того, кто говорит».
"Устал рождаться и умирать".
Так же, как Токарчук опирается на малоизвестную историю своей родной страны, в своих сочинениях лауреат Нобелевской премии Мо Янь часто в качестве отправной точки использует старую китайскую литературу и устные народные традиции, сочетая их с современными социальными проблемами и своими детскими воспоминаниями. Его повествовательный стиль несет в себе признаки магического реализма, что позволило ему создать собственный стиль - «галлюцинаторный реализм», который объединяет историю и современность.
Мучимый бессонницей, он написал эту книгу всего за 43 дня. Опираясь на буддийскую концепцию «колеса жизни», проливая свет на полвека колоссальных изменений в китайском обществе и серию трагедий, связанных с землей, события в романе рассказываются с точки зрения животных.
Несмотря на социальную критику, содержащуюся в его книгах, в Китае Янь считается одним из ведущих авторов страны. Он был удостоен Нобелевской премии по литературе в 2012 году.
"Возлюбленная".
Тони Моррисон - еще один автор, чьи работы, включая эту книгу, несут на себе отпечаток магического реализма, хотя сама Моррисон изначально не любила, когда ее романы обозначались этим жанром. Она объясняла, что использование магии в ее книгах исходит из собственного опыта и опыта чернокожих людей, которых она знала. «Это сформировало своего рода космологию, которая была как проницательной, так и очаровательной, и поэтому мне казалось невозможным писать о чернокожих людях и исключать магию просто потому, что это было «невероятно», - сказала она.
Действие этого романа, в который включены обыденный мистицизм и образы, похожие на сны, происходит после Гражданской войны в США и разворачивается в истории бывшей рабыни, в доме которой обитает злобный дух, считающийся призраком ее старшей дочери. Роман исследует рабство и другие темы, сплетая места и времена в сеть мотивов. Сочетание реалистичных событий и фольклора парадоксальным образом усиливает достоверность истории. В изображении действий главной героини Сэти по освобождению своего ребенка от угрозы рабства и последствий этих событий для собственной жизни заключена огромная сила.
Нобелевская премия по литературе 1993 года была присуждена Тони Моррисон, «за то, что в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».
Сколько из этих книг вы прочитали? Какая из них самая волшебная для вас?"
Телеграм-канал "Интриги книги"