Пять антиутопических романов, изображающих диктатуру в Америке.

Jun 13, 2024 10:54

The Economist рассказывает о книгах, прочитав которые вы задумаетесь об угрозах демократии:

"Писатели уже давно представляли себе и предупреждали об угрозах, которые либеральным странам могут нести тоталитарные режимы. Британские писатели ХХ века, в том числе Джордж Оруэлл, Олдос Хаксли и Роберт Харрис, завоевали массовую аудиторию своими антидемократическими антиутопиями. Все они, в свою очередь, в долгу перед разочаровавшимся русским революционером Евгением Замятиным, чей роман «Мы» описал диктаторское «Единое Государство» 26-го века, в котором люди становятся простыми «Числами» - автоматами, которые ставят эффективность выше свободы. Его книга, опубликованная в начале 1920-х годов, послужила источником вдохновения для романа Оруэлла «1984». Авторы по ту сторону Атлантики обеспокоены угрозами демократии не меньше, чем европейцы. Маргарет Этвуд, канадка, представляла, что Америка станет репрессивной религиозной республикой Галаад. Синклер Льюис, писавший вскоре после того, как нацисты были избраны и пришли к власти в Германии, рассказал историю возникновения популистского, фашистского правительства и неспособности простых американских граждан ему противостоять. Филип Рот подхватил эту тему семь десятилетий спустя. Прочтите эти пять романов - пугающее введение в идею о демократии в Америке, находящейся под угрозой:

Маргарет Этвуд. "Рассказ служанки".
Самая известная книга Маргарет Этвуд была опубликована в 1985 году. В рецензии The Economist нашел произведении «отточенным, гениальным и устрашающим» и «искажённым видением жизни в Америке XXI века». Загрязнение окружающей среды и сексуальные заболевания сделали свое дело. Рождаемость резко упала. Республика Галаад стала полицейским государством, которым Командиры управляют по принципам, изложенным в книге Бытия. Немногочисленных плодовитых женщин собирают в качестве заводчиков. Если они потерпят неудачу, то умрут. Если они смогут, их передадут новому хозяину. Секс строго безличный и происходит в присутствии жен командиров. Рассказчик - Оффред назван в честь своих владельцев. Ее книга - тайный отчет о злодеяниях.
В 2019 году "The Economist" обсудил роман с автором, размышляя о том, что для многих читателей книга освещает текущую политику в большей степени, чем любое другое литературное произведение. Некоторым такие антиутопические предсказания об отмене репродуктивных прав показались пророческими. «Хотя в 20 веке мы на какое-то время отдалялись от Галаада, - сказала Этвуд, - в 21 веке мы развернулись». После избрания Дональда Трампа в 2016 году некоторые стали считать Этвуд провидицей. «Рассказ служанки» излагает крайнюю версию американских патологий, предупреждая, что то, что когда-то шокировало, может стать нормой, поскольку возмущение может перерасти в самоуспокоенность. «Рассказывайте о несправедливости, пока можете», - казалось, говорится в романе. Ибо Галаад «может сейчас казаться вам необычным, но через некоторое время станет реальностью», - замечает один персонаж.

Филип Рот. "Заговор против Америки".
После избрания Трампа интерес к книге Этвуд возобновился, так же как и к этому роману Филипа Рота, который был опубликован в 2004 году. В обзоре "The Economist" того времени он описывался как роман, в котором исследуется, что происходит с одной семьей, когда Америка постепенно отказывается от своей доброжелательности. Что означает неприятный поворот в американской политике: Чарльз Линдберг, летчик, который восхищался нацистской Германией и разделял ее враждебность к евреям, выдвигается на пост президента от республиканской партии по изоляционистскому списку и побеждает Франклина Рузвельта на всеобщих выборах. Речь идет не о фашистской Америке. Скорее - о напряженных отношениях внутри еврейской семьи, принадлежащей к низшему среднему классу, поскольку мир, в котором, как они думали, они живут, постепенно исчезает.
Позже, во время президентства Трампа, "The Economist" еще раз обратился к этому роману, заявив, что он «пророчески отразил нечто центральное в американском опыте этого столетия: ощущение, что страна предала свою собственную природу и сходит с рельсов». Как мы писали тогда, мифотворчество Рота часто фокусируется на физических объектах. В данном случае - на протезе из дерева и кожи, который использовал Элвин, двоюродный брат рассказчика, после того, как он сбежал в Канаду, чтобы вступить в армию и сражаться с Гитлером, и ему оторвало ногу. «Все в нем было ужасно, но одновременно и ужасно, и чудно», - пишет Рот. Протез становится фетишем, одновременно мрачной медицинской капсулой времени и тотемом американской истории, пошедшей не так, как надо: ее героическая траектория обрезана ниже колена.

Синклер Льюис. "У нас это невозможно".
Точно так же, как Замятин послужил источником вдохновения для более поздних авторов в Европе, опасавшихся возникновения репрессивного государства, книга Синклера Льюиса и ее характерное название оказали влияние на авторов, размышлявших над этой темой в Америке. В своем романе-антиутопии 1935 года Льюис описал восхождение американского Цезаря Берцелиуса «Базза» Уиндрипа. Базз легко побеждает Франклина Рузвельта и становится президентом, обещая снова сделать Америку великой. Затем он приступает к разрушению системы сдержек и противовесов в стране, разжигая страх и выпуская на свободу военизированных головорезов, известных как Минитмены, в то время как здравомыслящие американцы в основном тешат себя верой в то, что их страна невосприимчива к авторитарному перевороту. История рассказывается с точки зрения преуспевающего, порядочного редактора газеты из маленького городка, который одним из первых понимает, что демократия находится под угрозой. Вместе с небольшой группой союзников он пытается противостоять переменам. Их усилия, по большей части, оказываются тщетными.

Роберт Хайнлайн. "Если это будет продолжаться...".
В этой книге практически нет подробностей о Неемии Скаддере, человеке, который в начале 21 века становится последним избранным президентом Америки, а затем и ее первым пророком. Повесть Роберта Хайнлайна, первоначально опубликованная в журнале Astounding Science Fiction в 1940 году, представляет собой своеобразную смесь сочного действия и политического теоретизирования, сосредоточившись на событиях, связанных со свержением режима спустя много лет после его основания. В постскриптуме, который автор добавил, когда расширил историю до короткого романа, опубликованного в 1953 году, Хайнлайн (поклонник Синклера Льюиса) защищался от критики его воображаемой теократии, утверждающей, что «у нас это невозможно». В постскриптуме он рассказывает больше о своей концепции Скаддера, телеевангелиста, который приходит к власти благодаря смеси риторики святых роликов, денег, «современных методов рекламы и пропаганды» и возрожденного Ку-клукс-клана. Хайнлайн также пишет о причинах успеха Скаддера: «В нашей культуре существует скрытая глубокая черта религиозного фанатизма; она укоренена в нашей истории и неоднократно вспыхивала в прошлом… В последние годы в этой стране произошел резкий рост сект крайне евангелической направленности, некоторые из которых придерживаются в высшей степени теократических, антиинтеллектуальных, антинаучных и антилиберальных убеждений… Способность человеческого разума проглатывать чепуху и извергать ее посредством насильственных и репрессивных действий еще никогда не была изучена».

Филип К. Дик. "Человек в высоком замке".
Тоталитаристы в романе Филипа Дика, опубликованном в 1962 году (тогда же происходит и действие в романе), - не американцы, а немцы и японцы. Спустя пятнадцать лет после победы во Второй мировой войне нацисты управляют востоком Америки, а имперская Япония правит тихоокеанскими государствами. Раса жестко определяет статус: в Сан-Франциско, где происходит большая часть событий, белые американцы, такие как подобострастный Чилдан, торговец антиквариатом, являются гражданами второго сорта, подчиненными японцев. Чернокожие люди снова порабощены. Фринк, еврей, работник металлургического предприятия, находится под угрозой депортации в Европу, где он будет убит. Нейтральная территория между восточными и западными штатами Америки является домом Хоторна Абендсена, автора альтернативной истории “The Grasshopper Lies Heavy” («Кузнечик лежит тяжело» - описывает мир, в котором всё перевернуто с ног на голову), в которой Америка и Великобритания одержали победу.
На фоне всего этого немецкий агент Бэйнс прибывает в Сан-Франциско с миссией помешать заговору нацистской группировки, цель которой спровоцировать ядерную войну с японцами. Все это звучит правдоподобно. Что действительно придает книге атмосферу нереальности, так это использование несколькими персонажами, американцами и японцами «Книги перемен» - древнего китайского текста для предсказания будущего и курса, по которому должна пойти их жизнь. Сам Дик при написании романа опирался на эту книгу. «Книга перемен» придает «Человеку в высоком замке» последний, сбивающий с толку поворот: какая из двух нереальностей является «настоящей»? «Книга перемен» подвела меня в конце этого романа», - скажет позже Дик. И все же прочтите ее."

Телеграм-канал "Интриги книги"

Общее:Лучшее, Стр:США, Жанр:Исторические, Жанр:Гуманитарная, Жанр:Журнальные статьи, Жанр:Политика, Жанр:Фантастика

Previous post Next post
Up