Обозреватель "The Financial Times" Nilanjana Roy утверждает, что в непредсказуемом издательском бизнесе никого нет более могущественного, чем читатель, который искренне любит книгу:
"Как читатели находят книги, в которые они затем влюбляются? Каждый год в списках бестселлеров оказываются мемуары знаменитостей и произведения ярких и признанных литературных звезд, а также книги-сюрпризы: от романтической фэнтезийной серии
Сары Дж. Маас «Королевство шипов и роз» (2015) до
«Уроков химии» Бонни Гармус (2022), в котором рассказывается о женщине-химике из южной Калифорнии 1960-х годов, которая сталкивается с женоненавистничеством, но получает грандиозный успех в телевизионном кулинарном шоу.
Ни один алгоритм не может объяснить или предсказать, о какой книге станут рассказывать из уст в уста, какая книга получит успех благодаря сарафанному радио. И хотя и издатели и читатели выигрывают от решимости читателей поддержать конкретную книгу, автора или жанр, но и они не могут этого объяснить.
В прошлом году неизвестный альпинист, учитель и журналист Cédric Sapin-Defour обнаружил, что, написав "Son odeur après la pluie" («Его запах после дождя») - прекрасную, вдумчивую книгу об отношениях между людьми и собаками, вызванную его горем после потери бернского зенненхунда Юбака, - стал автором бестселлера. Я открыла для себя Юбака и Седрика не через газетные статьи или алгоритмы Amazon, а после того, как несколько друзей в Европе сказали мне, что я должна, просто обязана, прочитать эту книгу, что я и сделала (французскую версию аудиокниги). Нет ничего более евангельского, чем читатель, который по-настоящему любит книгу: он начинает с цитирования своих любимых отрывков, затем советует вам сходить в ближайший книжный магазин, а закончит тем, что купит экземпляры для всех, кого знает. И именно это делает сарафанное радио такой невероятно мощной силой в непредсказуемом издательском бизнесе.
Клэр Киган отдает должное читателям в феноменальном успехе ее небольшого романа "Small Things Like These" («Маленькие вещи вроде этих»), вошедшего в шорт-лист Букеровской и премии, а теперь еще и экранизированного. «Большая часть продаж осуществлялась благодаря сарафанному радио, - рассказала "The Guardian" известная ирландская писательница. - Многие купили эту книгу в подарок на Рождество другим людям».
Именно читатели открыли для себя книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере и превратили писательницу любовных романов Коллин Хувер в издательский мотор (и заставили издателей уделять больше внимания в целом процветающему романтическому жанру); и именно читатели превращают в бестселлеры такие дебютные книги, как
«Необычайно умные создания» Шелби Ван Пелта (2022), в которой рассказывается об осьминоге по имени Марцелл, который изо всех сил помогает молодому человеку обрести новый взгляд на жизнь.
По словам канадского эксперта по чтению Danielle Fuller, профессора английского языка Университета Альберты, большинство читателей рассматривают «бестселлеры» как категорию, созданную издательствами в маркетинговых целях: для них чтение - это общественный акт. Столкнувшись со слишком большим выбором, они переключаются между офлайн- и онлайн-фэндомами, форумами и пространствами от Instagram до TikTok в поисках надежных рекомендаций. «Непонимание, о чем именно сигнализирует значок бестселлера, часто является причиной того, что многие [читатели] скорее доверяют оценкам и отзывам других читателей, особенно если рекомендация исходит от друга», - пишет Фуллер в своей книге "Reading Bestsellers" («Чтение бестселлеров») 2023 года.
Согласно Оксфордскому словарю английского языка, первое упоминание «сарафанного радио» было приведено в «Книге веры» епископа Реджинальда Пекока XV века, где он отмечает, что святой вере надо обучать «из уст в уста» на протяжении веков.
Но этот переход от «одного к другому» не подчиняется современным издательским циклам, согласно которым книга должна добиться успеха в течение трех месяцев - года после публикации. Иногда, как и в плейлистах Spotify, где хиты 1970-х годов The Who, Queen или The Rolling Stones время от времени смещают BTS и Gojira с вершин чартов, волновой эффект, появившийся после выхода великой книги, требует времени на распространение.
В 2013 году издательство Milkweed Editions опубликовало сборник эссе тогда еще неизвестного американского ботаника Робин Уоллы Киммерер "Braiding Sweetgrass", который после медленного старта стал всеми любимым бестселлером. «Она нашла свою аудиторию относительно небыстро», - объяснил издатель книги Дэниел Слагер в газетном интервью в 2020 году, добавив, что каждый год продажи этой книги удваивались - устойчивый и редкий подъем вверх по чартам в течение нескольких лет. Киммерер получала все больше писем от читателей. «Таким образом, книга передавалась из рук в руки, почти как своего рода признание общей ценности», - сказала она.
Алгоритмы не помогли мне с точки зрения открытий. Возможно, потому что они предлагают мне книги, которые у меня уже есть или которые я знаю. Я предпочитаю мудрость толпы. Даже самый совершенный алгоритм может не сделать выбор правильно, потому что читатели - это эклектичная группа. Когда вы говорите: «Вы должны прочитать эту книгу», вы хотите, чтобы все остальные разделили ваше чувство удивления и восторга."
Телеграм-канал "Интриги книги"