Миф об одиноком писателе.

Mar 15, 2024 11:45

Обозреватель "The Financial Times" Simon Kuper задается вопросом: если в большинстве творческих областей поощряется сотрудничество, то почему оно является табу для писателей?:

"Если сравнить две истории, рассказанные в вышедших недавно книгах "Wifedom: Mrs. Orwell's Invisible Life" ("Жена: невидимая жизнь миссис Оруэлл") Анны Фандер и "Milton Friedman: The Last Conservative" ("Милтон Фридман: Последний консерватор") Дженниифер Бернс, то можно обнаружить их некоторую схожесть: мужчины (в особенности это касается Фридмана) создали свои самые известные работы совместно со своими женами. Фридман даже с несколькими.
Брак Оруэлла с Eileen O’Shaughnessy стал, похоже, причиной его лучших произведений. Она написала стихотворение-антиутопию о 1984 годе и помогла превратить его антисталинизм в притчу «Скотный двор». Чуть позже Фридман получил преимущество перед своими сексистскими коллегами-мужчинами, осознав, что существуют блестящие женщины-экономисты, у которых мало вариантов карьеры, кроме как работать на него. Его жена Роуз говорила: «Невозможно сказать, кто что написал, стиль во всех книгах один и тот же. Я всегда говорю людям, что мы работаем как одно целое; мы едины".

Фандер и Бернс предоставили забытым женщинам место в истории. Полученные результаты указывают на истину, которая становится очевидной в отношении письменного творчества: часто это коллективный, а не одиночный труд. Миф о Великом Писателе, творящем в одиночестве, верен лишь отчасти.
Люди давно поняли, что творчество чаще всего является совместным процессом: в поп-музыке, в спорте, в кинематографе и даже при изобретении атомной бомбы. Только в отношении книг, особенно художественных, сохраняется допущение об одиноком гении.
Это могло бы удивить Шекспира, который некоторые свои пьесы написал в соавторстве и адаптировал многие из произведений других писателей. Но в какой-то момент литература стала высокомерно относиться к сотрудничеству. Писатели, которые трудились сообща, например, два двоюродных брата, написавших в соавторстве детективные рассказы под именем Ellery Queen, часто делали вид, что существует один автор.
Писатель Малкольм Гладуэлл рассказал "Vanity Fair": «Писатели... имеют ложную этику оригинальности. Музыканты, например, легко могут сказать: «Да, мы полностью взяли этот кусок из той песни. А вот эта была вдохновлена вот этой». Мне нравится, насколько открыто они говорят о том, что творчество - это коллективный труд. Я хочу, чтобы и писатели могли говорить так же».

Посмотрите, что произошло, когда два музыканта, Джон Леннон и Пол Маккартни, писали в соавторстве. Они воспринимали сотрудничество, как нечто само собой разумеющееся. Их биограф Хантер Дэвис, которому выпала непостижимая привилегия сидеть в доме Пола на Кавендиш-авеню, Сент-Джонс-Вуд и смотреть, как они пишут “With a Little Help from my Friends” («С небольшой помощью моих друзей»), рассказывает об их методе. Они работали часами: Джон играл на гитаре, а Пол «стучал по пианино», и когда один из них придумывал строчку, они вместе редактировали ее. "Верите ли вы в любовь с первого взгляда?" попробовал Джон, но слогов на мелодию не хватало. Пол добавил «а», затем Джон изменил начало на «Вы поверите...»
Пока они писали, к ним часто заходили посетители - один друг сидел и читал журнал гороскопов, а Джон и Пол просили у них совета. Эти двое могли сотрудничать с кем угодно. Дэвис говорит, что их помощник техник Мэл Эванс, который даже не был большим поклонником Битлз, якобы придумал имя «Сержант Пеппер». Леннон и Маккартни, в равной степени вдохновители и раздражители, были лучше вместе, возможно, как Оруэлл и О'Шонесси.

Такой вид литературного сотрудничества вернулся в нашем веке. Во время «золотого века потокового вещания», который сейчас заканчивается, некоторые великие романисты писали телесериалы в соавторстве в писательских комнатах. Драматурги во времена Шекспира работали примерно так же. Заглядывая иногда в писательские комнаты, я увидел их потенциал. В нашу команду, которая работала над серией художественных книг, однажды, входила и итальянка, которую пригласили из-за ее опыта в создании женских образов. Этот труд ни к чему не привел, но у каждого писателя есть свои слабости и слепые пятна. В хорошей писательской комнате их меньше.

Не удивлюсь, если одна из самых почитаемых писательниц нашего времени, Елена Ферранте, на самом деле является такой писательской комнатой. Елена Ферранте - это псевдоним. Существует целый жанр литературных детективов, посвященных раскрытию ее личности. В 2018 году Рэйчел Донадио написала в журнале The Atlantic эссе, которое, возможно, прливает свет на тайну. Донадио предположила, что Ферранте - это как минимум два человека: Anita Raja и ее муж Domenico Starnone (в этом году вошел со своей книгой "The House on Via Gemito" в лонг-лист Международного Букера). Другие писатели и редакторы, возможно, тоже внесли свою лепту в этот проект. В конце концов, и Раджа, как литературный переводчик, и Старноне, успешный сценарист, имели опыт совместной писательской деятельности. Донадио также обнаружила роман Старноне "Autobiografia Erotica di Aristide Gambía" («Автобиография эротики Аристида Гамбии»), не публиковавшийся на английском языке, в котором раскрывается тайна личности Ферранте и оплакивается неспособность автора-мужчины создавать женские персонажи.

Возможно, писательской комнатой был и Милтон Фридман, и (в гораздо меньшей степени) Оруэлл. Они просто должны были это сказать."

Телеграм-канал "Интриги книги"

Пр:Букер, Жанр:Детектив, Жанр:Семейная сага, Общее:Разное, Авт:Гладуэлл Малкольм, Жанр:Биографии, Жанр:Журнальные статьи, Жанр:non fiction, Авт:Оруэлл Джордж, Жанр:Искусство, Общее:Вопросы литературы

Previous post Next post
Up