Обозреватель "The Financial Times" Emma Jacobs в своей статье пишет о том, что книги о темной стороне воспитания детей являются полезным отрезвляющим фактором, но и положительные стороны процесса тоже заслуживают изучения:
"Почти 12 лет назад, еще до ухода в декретный отпуск, подруга одолжила мне книгу Рейчел Каск "A Life's Work: On Becoming a Mother" («Дело жизни: как стать матерью») 2001 года - интуитивное описание первых месяцев материнства. Затем моя подруга написала мне сообщение с новыми паническими размышлениями, убеждая меня не читать о вызванном коликами детском плаче и утрате личности, опасаясь, что это повергнет меня в депрессию. Ее предостережения были настолько пугающими, что позже в моем бессонном воображении эта книга приобрела фантастические свойства; я боялась ее читать, опасаясь, что содержание книги приведет меня к тому, что я всучу моего золотоволосого младенца первому встречному.
С тех пор появилось множество новых триллеров о темной стороне материнства:
«Ты знала» Эшли Одрейн, "The Upstairs House" («Дом наверху») Джулии Файн, роман Claire Kilroy "Soldier Sailor" («Солдат-матрос»), автофикшн
Шейлы Хети «Материнство» и мемуары Lara Feigel "Free Woman" («Свободная женщина»).
Этот поток слов, который можно обозначить как «литература о грустной маме», является, своего рода, корректировкой почитания материнства и придает литературный голос периоду жизни женщин, который обычно считается эмоциональным и бестолковым. Однако эти книги о двойственности материнства могут иметь негативные последствия. В недавнем эссе в интернет-журнале Vox журналистка Rachel Cohen объясняет, «как миллениалы учились бояться материнства». Она пишет: «Женщины моего возраста впитали в себя культурные идеи о том, что материнство неблагодарно, что оно истощает, ухудшает карьеру, здоровье и дружбу, а также разрушает сексуальную жизнь. Сегодня действительно трудно найти всем известные изображения мам, которые не находятся на грани стресса, депрессии, изоляции или которые не являются сильно обижеными».
В снижении рождаемости никто не обвиняет исключительно книги. Сдерживающим фактором являются, например, высокие расходы на уход за детьми и на жилье. Социальные сдвиги также побуждают все большее число мужчин и женщин отмахиваться от условностей и выбирать жизнь без детей.
Тем не менее, как и Cohen, я хочу видеть описание воспитания детей более радостными. Проблема в том, что такое изображение детских достоинств рискует показаться слишком оптимистичным или даже попыткой призыва к смене взглядов. Но нет ничего более раздражающего, чем тугоухий родитель, пытающийся обратить неверующего, или, что еще хуже - того, кто изо всех сил пытается иметь детей.
Социальные сети, конечно, насыщены позитивными изображениями. Недавно я была очарована постами Carrie Johnson в Instagram, которая показывала жизнь с тремя детьми до четырех лет, состоящую из чудес и красивых прыгунков. Ее мужа, бывшего премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, практически нет на снимках. Sara Petersen, автор книги "Momfluenced: Inside the Maddening, Picture-Perfect World of Mommy Influencer Culture" ("Мамавлияние: внутри сводящего с ума, идеального мира культуры мамочек-инфлюенсеров"), говорит, что такое упущение подчеркивает тенденцию, создающую в социальных сетях «аполитичную версию материнства», способствующую «фантазиям о красивой, естественной версии материнства, которая существует исключительно в результате труда любящей матери, а не благодаря накоплению денег, ресурсов и заботы о детях».
Книги в жанре «литература о грустной маме» послужили полезным исправлением приторных клише. Книги могут показаться спасательным кругом, когда в первые месяцы материнства ваш мир сжимается. Например, так сделали мемуары Каск со мной, когда я наконец взяла их в руки. Она писала о достижении точки, «когда знание калорийности питания ребенка, часов сна, двигательного развития и характера плача становится профессорским, в то время как остальная часть жизни напоминает заброшенное поселение». Конечно, я знала, что первые месяцы будут трудными. Но знание и понимание - это не одно и то же.
Акт заботы, который традиционно рассматривается как антиинтеллектуальный или нетворческий, в совокупности с заявлением Cyril Connolly о том, что «нет более мрачного врага хорошего искусства, чем коляска в коридоре», которое долгое время служило сексистским предупреждением, поднимался в художественной литературе и мемуарах, таких как у Каск, в качестве темы, достойной литературного изучения. Хотя у этой темы были предшественники, и одним из моих любимых является "The Hours Before Dawn" («Часы перед рассветом») Селии Фремлин (1958). В книгах процесс воспитания детей можно рассматривать как приключение с неудачами и триумфами, аналогичное, например, альпинистскому или созданию великого любовного романа, достойного исследования.
Это правда, что огромное количество часов мать уделяет скучным повторяющимся задачам: после нескольких часов, проведенных в игровом центре, я иногда чувствовала, что у меня болит мозг от скуки. Но я не согласна с мнением, что ваш мозг из-за родительства атрофируется. Возможно, у вас остается меньше времени на театр или чтение, но наблюдение за тем, как младенцы и дети старшего возраста взаимодействуют с миром, вдохновляет на новые идеи. Взаимодействие со своими детьми может дать лучшее понимание ваших собственных эмоций, психологии и семейных связей, чем месяцы, проведенные на кушетке терапевта. Дело не только в том, что дети держат вас в курсе тенденций, но и их идеи разрушают старый образ мышления. Их интересы приведут вас к новым направлениям. Их миры станут вашими. Я, вероятно, не буду ничего делать с информацией, которую я собрала о футбольном клубе "Пари Сен-Жермен" или о шахматных YouTube-блогерах. Но это не имеет значения. Это познакомило меня с племенами энтузиастов.
Я подозреваю, что вы рискуете выглядеть глупо при обнаружении у детей положительных сторон. (Я даже не упоминаю любовь). Писать о воспитании детей таит в себе особую опасность, выделяя человека как более мягкого, чем сверстники, которые сосредотачиваются на серьезных вопросах экономики или геополитики, как если бы дети и родители не были частью экономики или мира.
Существует широкая культурная тенденция рассматривать тьму, как нечто более драматичное и подлинное, чем радость. Писательница Урсула Ле Гуин однажды выступила против утверждения Толстого о том, что все счастливые семьи счастливы одинаковы, поскольку оно подразумевает, что «счастье - это легко, поверхностно, заурядно, это обычное дело, о котором не стоит писать роман», в то время как «несчастье - сложно, глубоко, труднодостижимо, действительно необычно, уникально и, следовательно, достойно темы для великого, уникального романиста».
Правда в том, что воспитание детей может быть скучным и утомительным, но оно также радостное, творческое и стимулирующее. Если бы не было плюсов, никто бы этим не занимался. Конечно, это стоит расследовать?"
Телеграм-канал "Интриги книги"