Богатство книжных полок - самый старый декоративный трюк.

Mar 04, 2024 10:35

Edwin Heathcote - обозреватель раздела об архитектуре и дизайне "The Financial Times" рассказывает о том, как TikTok гудит по поводу концепции «богатство книжной полки», и утверждает, что этот тренд существовал всегда:

"Книги оказались удивительно жизнеспособными. Не только каждая сама по себе, но и все вместе. Книги сегодня повсюду: на «полках» в социальных сетях, в Zoom в качестве фона, на журнальных столиках в виде чрезмерно раздутых фолиантов и даже - возможно, даже особенно - в домах людей, которые никогда по-настоящему их не читают. Они даже составляют основу первой крупной дизайнерской тенденции 2024 года: «богатство книжных полок». Тысячи влиятельных лиц TikTok пропагандируют этот тренд, внезапно осознав, что полки с книгами могут быть крутыми. Такой обжитой, старомодный вид, который включает в себя «кураторскую» коллекцию книг - предпочтительно тома, которые выглядят так, будто их действительно прочитали, узорчатые обои, удобная мебель и произведения искусства, выставленные таким образом, чтобы обеспечить реальный, но чуть более сложный доступ к книгам: они могут быть подвешены к полкам, перекрывающиеся фреймы, прислонившиеся напротив книг, а иногда и к ним.
Эту тенденцию встретили с энтузиазмом и насмешками. В конце концов, использование книг в декоре не является чем-то новым: философ 16-го века Мишель де Монтень опасался, что его эссе станут просто предметом, «который можно будет положить на окно гостиной». Но было ли когда-нибудь наше признание книг более поверхностным? "Богатство книжных полок" - это что, самая большая тупость, какая может существовать в дизайне?
Даже Монтень не мог предвидеть, насколько наш мир будет наводнен книгами, которые никто не будет читать. Вы их можете увидеть повсюду -  от уютных кафе и баров до огромных гостиничных номеров с завышенной ценой, где книги отчаянно пытаются заполнить все пространство. Трудно найти закрытый клуб без «библиотеки» - хотя я гарантирую, что там никто ничего читать не будет, кроме как с экрана.

Даже Wetherspoons - британская сеть пабов с дешевым пивом и с коврами буйной расцветки - использует в своих кабинках старинные книги. В моем местном пабе в Холборне, недалеко от «Inns of Court», есть юридически ориентированная подборка книг - я до сих пор не уверен, сделано это для того, чтобы юристы чувствовали себя здесь как дома, или это счастливая случайность или просто было подобрано, что выбросили где-то неподалеку.
Я спросил друга-продавца книг, насколько тщательно обычно собираются такие коллекции. «Они платят фунт за книгу, и их не волнует, что в них, - сказал он мне. - Ничего особо ценного, потому что, скорее всего, их украдут». Он не врет. Самый курьезный уголок в магазине, котторый постоянно испытывает затруднения в торговле подержанными томами, посвящен продаже так называемых «книг, которые выглядят, будто их уже прочитали».
Действительно, существует целая индустрия, поставляющая книги в качестве чистого декора. Есть огромные книги для журнальных столиков, фото которых вы можете обнаружить в журналах об интерьере. Они обычно сложены в несколько стопок на стеклянных столах, часто со скульптурой наверху. Есть огромные монографии архитекторов, фотографов, художников и модельеров, которые слишком тяжелые, чтобы их поднять, и слишком поверхностные, чтобы их читать. Некоторые издатели, кажется, отдают значительную часть своих запасов оснащению элитных выставочных домов и отелей, чтобы они выглядели так, будто там живет тот, кто интересуется культурой.
Книги передают аутентичность, которой нет у других видов отделки. Знания, которыми они наполнены, слова и идеи, которые они содержат, придают им глубину, с которой не могут конкурировать даже лучшие обои с ручной гравировкой или золотого цвета. Но как мы дошли до такой жизни?

Использование книг в качестве украшения имеет долгую и неоднозначную историю. Ни один британский загородный дом 18-го или 19-го века не считался бы полным без библиотеки, даже если владелец в такой комнате скорее бы здесь пил, играл в азартные игры, курил или сбегал сюда от своих жен и детей, чем читал книгу.
Библиотека часто была самой большой комнатой в доме. Удивительная Long Gallery в Blickling Hall полностью заполнена книгами. Дизайнер-неоклассик Robert Adam создал невероятные библиотеки в Syon, Kenwood и Harewood, сформировав грандиозный заставленный книгами вид. Готическая библиотека Horace Walpole в Strawberry Hill положила начало тенденции к созданию более вычурных книжных шкафов, и вплоть до 20-го века библиотеки оставались ключевой частью большого дома. Историк архитектуры Charles Jencks в своей постмодернистской библиотеке 1980-х годов даже полки для своих книг построил в виде зданий.
Стандартная библиотека стала для архитектора способом покрасоваться. Качество и количество книг и элегантность переплетов были таким же показателем вкуса, как и произведения искусства на стенах и скульптуры в залах. К началу 19 века дизайнеры играли в игры с поддельными книгами. Thomas Hood создал ряды корешков с юмористическими названиями (без книг внутри) для библиотеки в Chatsworth в 1831 году. Диккенс тоже проделывал такое: фальшивые книги на его полках включали собрание «Кошачьи жизни» в 9 томах. Другие были менее забавными.

По мере того, как большие комнаты в больших домах 18-го века становились все более просторными и формальными, библиотека превращалась в гостиную, текстуры стен с книгами контрастировали с пугающими пространствами из позолоты, картин и зеркал. Затем, когда в конце 19-го и на протяжении 20-го веков семейное состояние приходило в упадок (поскольку землевладельцы были захвачены промышленниками, а затем американцами), эти просторные формальные комнаты, слишком дорогие для украшения или даже для обогрева, были в основном оставлены паукам и мотылькам - или, и того хуже, публике - и жизнь вступила в уют библиотеки. Таким образом, заставленные книгами комнаты стали своеобразным синонимом изысканной домашней обстановки.



Когда американские бароны-разбойники строили свои дома по образцу загородных домов британских высших классов, они тоже стремились заполнить свои полки антикварными книгами и литературой в кожаных переплетах.
Лучшие и редчайшие тома из загородных домов Великобритании достались настоящим любителям книг, таким как Джон Пирпонт Морган (чья замечательная личная библиотека сейчас является одним из самых элегантных музеев Нью-Йорка). Второе и третье места заняла зарождающаяся порода декораторов интерьеров, которые импортировали тысячи чайных коробок с томами в кожаных переплетах в качестве декораций для городских салонов и загородных домов эпохи Тюдоров. Декораторы покупали дешево, а продавали дорого, получая прибыль, о которой современные книготорговцы могут только мечтать.
Это было формирование класса через приобретение книг. Посмотрите на стены старинных домашних библиотек, там вы вполне можете найти громоздкие немецкие энциклопедии, юридические журналы в переплетах и научные тексты на латыни, которые часто приобретались, чтобы заполнить пустоты, образовавшиеся в результате распродажи хороших вещей.
Появление в последние десятилетия того, что стало известно как «Тёмная академия» - стиля, по-видимому, возникшего из смеси «Гарри Поттера», смутных фантазий об Оксбридже и готического видения угасающего гламура покрытых паутиной исторических домов - привело к возрождению приобретения старых книг в качестве декораций.

Книги в кожаных переплетах, которые когда-то определяли стильный клубный интерьер, теперь редки и относительно дороги (хотя и не так дороги, как пару десятилетий назад). Но в современных домах их заменили миллионы сохранившихся книг Penguin середины века с характерными оранжевыми обложками. Вы можете купить эти книги пачкой или по футу за экземпляр.
Country House Library, например, в разделе «Декоративные книги» продает фут оранжевых пингвинов чуть менее чем за 120 фунтов стерлингов (или даже за 60, если вы не возражаете против того, чтобы они были немного потрепанными). Модернистский графический дизайн серии Penguin, созданный под эгидой немецкого модерниста Jan Tschichold, позволяет им идеально вписываться в интерьеры середины века, которые до сих пор пользуются неизменной популярностью среди городского среднего класса.
Если пачка книг с пингвинами олицетворяет определенный культурный облик (проект стал определяющим моментом в популяризации литературы), то группирование книг по цвету не производит такого эффекта. Еще одна разновидность подержанных книг, доступная у продавцов - это книги в твердом переплете (часто оставшиеся после выхода мягкой обложки), с которых сняты суперобложки и оставлены только цветные картонные обложки, предлагающиеся в зависимости от цвета. Я видел радужные эффекты от разноцветных книг, целые стены только синих или красных книг, флаги Прайда и узоры рождественских елок из книг на полках.

Однако самая безумная расстановка книг, та, что скрежещет, как гвоздь по доске библиофила, - это книги, перевернутые задом наперед; их корешки обращены внутрь и невидимы, видны только передние кромки. В качестве дополнительного оскорбления они могут оказаться завернутыми в кремовую бумагу. Это абсолютное пренебрежение даже намека на интерес к тому, что может содержать книга, использование их исключительно в качестве внутренней отделки, а не совсем белые страницы кажутся своего рода минималистской скульптурой, в не меньшей степени, чем текстурой.
И вот эта тенденция достигла своего апофеоза: книги как взгляды.

Любой, кто серьезно относится к своей библиотеке, знает, что книги бывает сложно расположить так, чтобы сделать их визуально привлекательными: упорядочение по темам приводит к тому, что рядом появляются заглавия разных размеров. Старые, выцветшие книги, лишенные оберток, оказываются рядом с яркими новыми книгами в мягкой обложке, карманные путеводители - рядом с толстыми многотомными изданиями. Если вы пытаетесь оптимизировать пространство на полках, например, пытаясь сгруппировать большие книги на высоких полках, а меньшие - на меньших, то почти наверняка получите беспорядок из корешков, расположенных без элегантности. Мы все, пожалуй, немного артистично аранжируем и допускаем небольшой беспорядок. Samuel Pepys приспособил небольшие подъемники для своих коротких книг, чтобы все корешки располагались на одной высоте.
Даже начиная с большой аккуратности и с самых благих намерений, по мере роста вашей коллекции расположение книг будет превращаться в хаос. Посмотрите на полки старых академиков. Вы обнаружите, что экземпляры книг бесцеремонно расставлены горизонтально поверх книг на полках, расширяясь, чтобы заполнить все имеющееся пространство, а рядом желтеют пачки фотокопий формата А4, печатных статей и вырезок, а также гравюры и открытки. Если вы хотите. чтобы пространство вокруг выглядело так, будто вы действительно читаете, то вот такой вид - настоящее книжное богатство.

Было время, когда отношение к книгам, как к предметам интерьера меня раздражало. Но я немного смягчился. Я коллекционирую некоторые книги ради их обложек - можно ли обвинять меня за то, что я отношусь к книгам как к предметам? Я утопаю в бульварных романах 1950-х годов с их яркими нуарскими произведениями искусства, точно так же я восхищаюсь взрывом творчества в дизайне декоративно-прикладного искусства, который привел к тому, что некоторые из самых скучных руководств ("Практический бакалейщик, том III", да, я думаю о вас) выглядят как яркие произведения графического искусства.
Мои долгие и болезненные попытки избавиться от огромного количества старых книг, как унаследованных, так и накопленных, открыл мне глаза на их финансовую ценность, которая стремится к нулю (то есть до тех пор, пока вы не захотите купить книгу). Идея выбрасывать книги в мусорку, кажется мне хуже, чем сохранять их как декадентское украшение. По крайней мере, эти названия выживают и ведут какое-то продолжительное, хотя и довольно унизительное существование.
Хотя мода на их демонстрацию может измениться, книги, возможно, остаются единственным наиболее последовательным элементом интерьера. Изображения идеализированных комнат, сделанные искусственным интеллектом в социальных сетях, полны мечтательных интерьеров, наполненных книгами и освещенных нежными лучами света. Книголюбие соседствует с дровяными каминами и неудобными креслами даже в воображении компьютеров.

Каждый архитектор, дизайнер, декоратор и читатель наверняка когда-нибудь каким-то образом включал книги в свои проекты. Они позволяют пользователю персонализировать даже самый строгий интерьер. И хотя другие артефакты и обстановка могут быть датированы, сами книги - нет.
Мы все, по крайней мере те из нас, кто проявляет к ним хоть какой-то интерес, используем книги, чтобы что-то выразить. Даже если это просто напоминание о том, как много еще предстоит прочесть."

Телеграм-канал "Интриги книги"

Жанр:Искусство, Общее:Разное, Жанр:Экономика, Жанр:Исторические, Жанр:Гуманитарная, Общее:Дизайн, Жанр:Журнальные статьи

Previous post Next post
Up