Свойства гениальной книги.

Mar 20, 2023 11:20

Источник.
Dan Corjescu - преподаватель политической философии в Zeppelin University в Германии - пытается найти ответы на фундаментальные вопросы литературы:

"Что делает книгу гениальной? Почему «Гамлет», «Илиада», «Божественная комедия», «Война и мир», «Цветы зла», «Дон Кихот», «Фауст» считаются выдающимися образцами мировой литературы? Чем одно литературное произведение отличается от другого? Почему одни книги читают на протяжении веков и даже тысячелетий, а другие томятся в забвении? Каковы священные тайны Каллиопы?

Я утверждаю, что существует по крайней мере десять основных сил Великой Литературы. Если даже очень хорошее литературное произведение не содержит их все, то оно не заслуживает звания «Великого»:

1. Познавательная сила.
Литературное произведение можно считать великим только в том случае, если оно способно увлечь нас интеллектуально. В лучшем случае книга должна побудить нас глубоко задуматься о самой работе, о ее отношении к внешнему миру и о наших заветных личных убеждениях. Оно должно задавать вопросы, допрашивать, провоцировать. Произведение должно порождать новые мысли, которые могут быть, а могут и не быть неотъемлемой частью его самого. Оно должно пугать и разрушать на пути к новым взглядам на природу реальности и фантазии.

2. Сила воображения.
Литературное произведение можно считать потрясающим только в том случае, если оно способно создавать новые миры, персонажей и ситуации, которых ранее не могли представить. Оно должно открыть нам глаза на неожиданное. Оно должно наполнять наш взор чудесными видениями, которые, может и фантастические, будут казаться нам в некоторой степени правдоподобными. У уснувшего разума оно должно открывать двери и окна, создавать новые. Мы должны чувствовать, будто прошли через портал, который теперь всегда должен быть открыт.

3. Провидческая сила.
Эта сила тесно связана с двумя предыдущими силами, основана на них, но все же принципиально от них отличается. Литературное произведение является пророческим, если оно способно эффективно использовать как воображение, так и интеллект, чтобы создать убедительную картину того, каков мир на самом деле или каким он должен быть. Эта сила, объясняющая свое собственное жизненное значение, обеспечивая целостность разума, сердца и духа, является фундаментальной в работе.

4. Моральная сила.
Литературное произведение не может быть великим, если оно не требует нашего морального суждения. Оно должно заставить нас задуматься об абсолютной правильности или неправильности рассказываемой истории. Оно должно нести убедительное моральное послание о сложной природе добра и зла. Оно должно позволить нам оценивать себя с моральной точки зрения, является ли это послание религиозным, светским, экзистенциальным, скептическим, циничным, нигилистическим или каким-то еще. Произведение должно заставить нас глубоко задуматься о том, что происходит, с кем и почему. Оно не может оставить нас равнодушными к способу изображения судьбы.

5. Интерсубъектная сила.
Литературное произведение должно дать нам почувствовать, каково это - быть в его мире. Оно должно позволить нам обитать во внутреннем ментальном пространстве его персонажей. Оно должно позволить нам сопереживать героям и иметь на них свою точку зрения: положительную или отрицательную. В отличие от реального мира, великое литературное произведение наделяет нас волшебной силой проникать в душу или души полностью и с большим интересом. Здесь мы, наконец, можем по-настоящему узнать кого-то другого и тем самым лучше узнать самих себя и оценить свои отношения с другими.

6. Эмоциональная сила.
Великое литературное произведение не будет грубо манипулировать нами эмоционально, но своим превосходным мастерством заставит нас испытывать широкий спектр эмоций, соизмеримых с рассказанной историей и персонажами. Мы чувствуем себя естественным продолжением повествования. Ничего не будет навязано. Мы плачем, или улыбаемся, или сердимся, потому что должны. Потому что мы люди. Великое произведение литературы наполняет, опустошает и очищает сердце человека не просто так, а с целью достижения эмоционального знания. Мы понимаем, потому что чувствуем, а иначе мы бы поняли гораздо меньше.

7. Сила (пере)осмысления или трансисторичности.
Литературное произведение велико только в том случае, если его можно интерпретировать и переинтерпретировать как синхронически, так и диахронически. Главным признаком его непреходящей ценности является большое число смысловых значений и точек зрения, которое произведение способно создать в свое время и за его пределами. Произведение, слишком сильно привязанное к своему времени и месту, не проявит необходимой герменевтической изменчивости, необходимой для того, чтобы сделать его актуальным для будущих поколений. Следовательно, оно должно особым образом быть открыто для времени. Оно должно быть достаточно общим, чтобы сохраняться на протяжении веков и в то же время улавливать нечто существенное в таком иллюзорном понятии, как «человеческая природа».

8. Влиятельная или референтная сила.
Литературное произведение большой силы порождает другие произведения равной или даже большей силы. Оно влияет на воображение и результаты других писателей и творцов других видов искусств. Оно способно плодотворно и перекрестно опылять другие произведения сквозь время, пространство, национальность, пол и любые другие коллективные или индивидуальные категории. Оно подобно музыкальному дереву, растущему в общем теле человечества, поет новые песни и приносит новые плоды. Оно отдает и воспроизводит вечно. Оно нескончаемо, как и сама жизнь. Оно продолжается, потому что оно должно продолжаться.

9. Сила удивления и восторга.
Эта сила является совокупным результатом описанных выше предыдущих сил, без них она не может материализоваться. Подобно великой философии, великая литература вызывает у нас чувство удивления или восторга. Мы ослеплены прочитанным. Мы поражены путешествием, которое осуществили. Мы хотим продолжения. И оно будет. Новые миры - эмоциональные, познавательные, запредельные - ждут нас.

10. Сила эстетического удовольствия.
Великое литературное произведение доставляет нам огромное удовольствие. Оно восхищает нас своей идеей, структурой и изображением. С ней приятно проводить время. Мы околдованы ее ритмом и темпом. Мы очарованы самим рассказом. Мы в восторге от технической и содержательной виртуозности. Мы просто влюбляемся в то, как она сделана.

В совокупности эти 10 сил и создают великую литературу.
А теперь вперед! Читай!"

Телеграм-канал "Интриги книги"

Общее:Образование, Общее:Разное, Жанр:Классика, Общее:Вопросы литературы

Previous post Next post
Up