Источник Илон Маск - миллиардер, генеральный директор Tesla - после нескольких месяцев причудливых деловых манипуляций в октябре 2022 года получил контроль над десятой по величине социальной интернет-сетью, приняв бразды правления в штаб-квартире Twitter. Сразу после этого тысячи пользователей этой платформы занялись поисками альтернативы среди аналогов:
Mastodon,
Post и
Hive. Недавний хаос в Твиттере заставил многие сообщества, расположенные на этой платформе, задуматься: что произойдет, если в один день мы проснемся, а свет уже навсегда погас? Одним из таких сообществ является «Book Twitter», куда входят писатели, редакторы, агенты, книготорговцы, издатели, литературные организации и все, кто находится между ними. Даже такие авторы, как Джон Грин ("Виноваты звезды") и Сара Маклейн, присоединились к другим известным голосам, либо удалив, либо заблокировав свои учетные записи на неопределенный срок, заставив остальных опасаться, что постепенный исход влиятельных игроков из Твиттера в конечном итоге приведет к гибели сообщества, если сама компания не прекратит свое существование первой. По словам автора и преподавателя писательского мастерства Полетт Перхач, «такое ощущение, что замок, который мы выстроили, сметает истерика одного миллиардера». Чтобы разобраться в сути вопроса, давайте посмотрим, какую роль "Book Twitter" играет в формировании издательского процесса.
Для многих писателей Twitter служит виртуальным авторским коллективом, работающим 24/7. Простой поиск по #WritingCommunity или #amwriting выдаст миллионы твитов как от подающих надежды писателей, так и от авторов, у которых уже есть публикации. Среди сообщений - советы по написанию, рассказы о прогрессе, слова поддержки, истории больших побед и разочарований. На каждые пятьдесят писателей, ежегодно посещающих престижную писательскую мастерскую в Айове, приходятся десятки тысяч людей, которые сидят дома и пишут свои книги в промежутках между основной работой и укладыванием детей спать. Твиттер предоставляет даже начинающим писателям сообщество, которое помогает им в процессе создания литературного произведения.
Активно участвуя в литературном сообществе Твиттера, вы можете косвенно повлиять на работу автора, развивая его голос, который он в конечном итоге привнесет в свою рукопись. Копирайт-менеджер Random House Бенджамин Дрейер, работающий на платформе с 2012 года, обнаружил, что «после написания и удаления десятков тысяч напыщенных и скучных прозаических текстов для еще незавершенной книги в Твиттере можно легко развить свой голос. Для этого достаточно регулярно излагать свою точку зрения, участвовать в разговорах, быть забавным, и у вас уже будет что-то работающее». Для Дрейера участие в сообществе сработало: книга автора допечатывается уже тринадцатый раз.
Как только рукопись книги готова, связи, сформированные в Book Twitter, приобретают совершенно новую роль. Тот, кто не знаком с этой отраслью, может и не знать, что большинство традиционных издательств не принимает незапрошенные материалы от авторов. Поэтому для большинства начинающих писателей первой остановкой на пути к публикации является не поиск редактора, а поиск литературного агента - печально известный закрытый процесс, который, как известно, рушит мечты многих писателей.
Связь с литературным агентом в Твиттере - это один из способов, посредством которого некоторым авторам удалось обойти этот самый трудный первый шаг - традиционный процесс запроса от издательства. Пути писателя Дэвона Лоэба впервые пересеклись с Эриком Смитом, агентом PS Literary, на конкурсе писателей-подростков в 2020 году, где приз победителям включал и часовую консультацию с агентом. Хотя произведение Лоэба попало только в лонг-лист, ему удавалось поддерживать связь с этим специалистом через Твиттер, а Смит, в свою очередь, следил за работами автора в течение следующих нескольких лет, прежде чем в конце концов обратился к нему по поводу публикации. «После многих лет ретвитов, лайков и комментариев в Твиттере меня представляет Эрик Смит из PS Literary, и мне кажется, что мечта сбылась», - говорит Лоэб.
Как только рукопись передается на рассмотрение редактору, количество подписчиков автора в Твиттере может повлиять не только на то, будет ли его книга приобретена, но и на цену покупки. «Книжная стоимость присутствия в Твиттере всегда менялась с течением времени», - говорит Люси Карсон, литературный агент The Friedrich Agency, объясняя ценность активных подписчиков. «Автор, чьи идеи, шутки и участие в обмене мнениями показывают, что он явно является частью узнаваемого литературного сообщества или группы людей, которые заинтересованы в потенциальной книге, может тем самым увеличить свой вес при сделке».
Даже если писатель не имеет большого количества последователей, Twitter может оказать реальное влияние на продажи книг и на то, окупится ли она (издатель окупает свои инвестиции - аванс за книгу, а автор начинает получать гонорары). Например, несмотря на то, что у МакКенни всего около 4600 подписчиков, она добилась значительных продаж своего романа 2020 года «The Butterfly Effect» в Твиттере. «Всякий раз, когда мой глупый, даже не относящийся к делу твит становится вирусным, я вижу значительный скачок продаж, даже больший, чем от рекламы», - говорит она. «За моим дебютом не стояла огромная маркетинговая команда. И я не уверена, что смогла бы окупить начальные вложения без Твиттера». Карсон отмечает, что "индустрия давно перешагнула те времена, когда предполагалось, что подписчики приравниваются к покупателям книг, хотя это и не так. Однако, большая и заинтересованная аудитория социальных сетей продолжает привлекать издателей. Автор, размещающий в Твиттере ссылку на свою книгу для своих 100 000 подписчиков, обходится издателю в 0 долларов. Для сравнения, отправка автора на несколько неместных книжных мероприятий или проведение платной рекламной кампании обошлись бы в тысячи долларов."
Если завтра Twitter исчезнет, то вместе с ним исчезнет и множество авторов, обладающих активной аудиторией в социальных сетях. Ценность этой группы участников исходит не только от большого количества, но и от множества связей внутри этого сообщества. Те дружеские отношения, которые культивировались годами в Интернете, а иногда и в личной жизни, будут распространять ваш твит о книге раз за разом вплоть до публикации. Частные инвестиционные компании, вращающиеся вокруг Simon & Schuster, хотели бы установить цену на этот тип сети литературной онлайн-поддержки, но ее бесценность - это то, что расстраивает многих писателей при мысли о ее потере.
Никого не должно удивлять, что потеря Book Twitter, скорее всего, повлияет на маргинализированных людей и тех, кто не входит в традиционный литературный истеблишмент. Корейско-американский писатель Кристин Микхоф говорит: «Многие авторы из меньшинств, такие как я, используют Twitter, чтобы получить доступ к определенным людям и платформам, которые традиционно для нас закрыты». Когда Микхоф попыталась опубликовать свою книгу «A Widow’s Guide to Healing», она обратилась к Твиттеру, чтобы наладить связи, которые, по ее мнению, ей стоило включить в свое предложение по книге. Ей даже удалось связаться с Дипаком Чопрой, написавшим аннотацию к книге, и Кэти Курик, которая взяла у нее интервью для Yahoo.
Потеря этой рекламной сети поддержки угрожает не только авторам, но и другим членам литературного сообщества. Дэнни Кейн, автор и совладелец книжного магазина Raven Book Store в Лоуренсе, штат Канзас, говорит, что Twitter находился в центре его книготорговли. «На начальном этапе там я познакомился с целым сообществом книготорговцев, многие из которых стали близкими друзьями в реальной жизни, - говорит Кейн. - «Что касается магазина, у Raven было несколько забавных моментов, которые стали вирусными, что помогло бизнесу». Меланхолия Кейна после покупки Твиттера Маском связана не столько с продажами книг, сколько с распадом низового сообщества, которое формировалось на протяжении семнадцати лет.
Только время покажет, выживет ли Book Twitter, но, по крайней мере, на данный момент волна перебежчиков уменьшилась до минимума. Возможно, конец не так близок, как это казалось прошлой осенью.
Телеграм-канал "Интриги книги"