Источник. Стивен Кинг:
"Книга, которая произвела на меня наибольшее впечатление в этом году, - "Never" («Никогда») Кена Фоллетта. Автор тратит слишком много времени на описание того, во что одеты люди, но в остальном это бравурное произведение натуралистической литературы крайне актуальное для нынешнего времени. Тезис автора состоит в том, что следующая война, как и Первая мировая, будет никому не нужна, но станет неизбежной. Темп безупречен, персонажи привлекательны, а концовка ужасает, особенно в свете нынешнего бряцания ядерной саблей. «Никогда» одновременно и поучительный, и навязчиво читаемый."
Джон Грей:
"Русская поэтесса
Полина Барскова, родившаяся в Санкт-Петербурге в 1976 году и преподающая в Калифорнийском университете в Беркли, посвятила большую часть своей работы воссозданию человеческого опыта времен блокады Ленинграда. Откровенная и элегическая работа касается близости смерти, но она одновременно полна жизни. В своем первом томе прозы
«Живые картины» писательница создала жанровый коллаж из воспоминаний и вымыслов, который наполнен дерзкой энергией и интенсивной оригинальностью, что выделяет эту книгу из всего прочитанного мною в этом году."
Али Смит:
"Вышедшее в этом году переиздание романа
Джамейки Кинкейд «Annie John» заставило меня вновь перечитать все, что написано этой писательницей. Какое удовольствие читать этого элегантного, бескомпромиссного, одновременно прямого, многослойного и сложного автора. Кинкейд - путешественник мысли, чудесный компаньон, гарантирующий полную прозрачность.
Книга Roopa Farooki "Everything is True" ("Все верно") представляет собой хронику первых 40 дней карантина - изоляции во время эпидемии коронавируса 2020 года, написанную от лица младшего врача, кем Roopa Farooki недавно стала, с бесстрастием и исследовательским рвением писателя, кем она всегда была. Это тяжелое чтение о временах горя, трагедий, потерь и катастрофической бесхозяйственности правительства Великобритании."
Уильям Бойд:
"Выделю две уникальные биографии, появившиеся в этом году: поэта и, как это не парадоксально звучит, стихотворения. Замечательному роману Katherine Rundell "Super-Infinite: The Transformations of John Donne" ("Супербесконечность: трансформации Джона Донна") удается, несмотря на скудные биографические материалы, заставить героя книги почти осязаемо жить и дышать. В книге Matthew Hollis "The Waste Land: A Biography of a Poem" ("Бесплодная земля: биография поэмы") с удивительной криминалистической тщательностью исследуется контекст и сложная композиция самого известного стихотворения 20-го века. Проясняющая ясность этих произведений является образцовой. Известная «трудность» обеих работ оказалась, возможно, вовсе не такой уж сложной."
Бернардин Эваристо:
"Две книги двух очень молодых британок, которым еще не исполнилось 25 лет. Vee Kativhu - молодежный лидер ООН, выступающая за образование девочек - приобрела известность, когда ее видеоролики на YouTube о том, как учиться, стали вирусными. В своей вдохновляющей дебютной книге "Empowered: Live Your Life with Passion and Purpose" ("Наделенный силой: живите своей жизнью со страстью и целью") она распространяет знания о постановке цели, любви к себе и стратегиях достижения успеха. Soma Sara является основателем организации по борьбе с изнасилованиями "Everyone’s Invited" («Все приглашены»), предоставляющая платформу для тех, кто подвергся изнасилованию. Основанная в 2020 году, организация приоткрыла завесу над сексуальным насилием в школах, получила широкое освещение в СМИ и спровоцировала проверку со стороны правительства. Дебютная книга Soma Sara «Everyone’s Invited» - впечатляющий сборник эссе о неравенстве."
Джордж Сондерс"Не помню, когда я в прошлый раз был так взволнован и восхищен окончанием романа, как это произошло с финалом книги Jonathan Dee "Sugar Street" ("Сахарная улица"). После прочтения книги у меня в голове крутится фраза "американский Достоевский". Ди создает настоящий роман из простых материалов, в результате чего получается тревожный и вдохновляющий взгляд на реальную американскую жизнь, на то, во что нас загнали материализм и информационное государство. Кроме всего прочего, книга достаточно забавная."
Иэн Ренкин:
"Сюрпризом года для меня стало переиздание романа Эмерика Прессбургера "The Glass Pearls" («Стеклянные жемчужины»). Я знал этого автора как кинорежиссера, но этот короткий, утонченный роман стал откровением. Главный герой - тихий, приятный человек послевоенного Лондона, который скрывает свою истинную личность и находится в постоянном страхе, что его прошлое настигнет его. "Wrong Place Wrong Time" («Не то место, не то время»)
Джиллиан Макаллистер - роман о путешествиях во времени с убийственным поворотом в сюжете. Мать становится свидетелем, как ее любящий сын убивает совершенно незнакомого человека. Почему? Каждый день она просыпается, и время пятится назад, позволяя ей стать детективом."
Чайна Мьевиль:
"Моя книга года впервые была издана почти 90 лет назад. Произведение Anton de Kom "We Slaves of Suriname" («Мы, рабы Суринама»), переведенное с голландского, в этом году впервые появилось на английском языке. Книга представляет собой поразительный роман лирической ярости - история зверских грабежей голландского колониализма и последствий рабовладения, так называемого освобождения и расистского угнетения, на котором она была построена. Автор - выдающийся радикальный и антиколониальный деятель, а эта книга - болезненный шедевр."
Марк Хэддон:
"Книга Персиваля Эверетта «Деревья» вошла в шорт-лист Букеровской премии. Это глубоко политический, мрачновато-веселый, заставляющий переворачивать страницы, комедийный роман ужасов/криминала, через который я пронесся с восторгом. Автор обладает непревзойденным даром остроумных и часто веселых диалогов. В этом году я открыл для себя книгу "Tongues" («Языки») Андерса Нильсена - один из лучших комиксов, которые я когда-либо читал. Это клубок фантастических историй, которые извиваются сквозь время и пространство из идеи мифа о Прометее."
Колм Тойбин:
Книга Каролины Элкинс "Legacy of Violence: A History of the British Empire" («Наследие насилия: история Британской империи») - мрачное, захватывающее произведение. Способ описания темы придает книге яркость: ничего о политике, мало о хитросплетениях антибританского повстанческого движения; вместо этого автор концентрируется на жестокостях с британской стороны. Все описано со сдержанной яростью. Лучшее художественное произведение, которое я прочитал в этом году, - книга Arinze Ifeakandu "God’s Children Are Little Broken Things" («Божьи дети - маленькие сломанные вещи»). Истории, действие которых происходит в основном в Нигерии, описаны с поразительным уровнем нюансов и сложности, не позволяя легким версиям репрессий доминировать в жизни главных героев.
Телеграм-канал "Интриги книги"