Blake Morrison - автор романа "And When Did You Last See Your Father?" (1993) - описание семейной жизни через отношения отца с сыном. Книга стала бестселлером и вдохновила других писателей на создание книг аналогичного содержания, в результате чего возник целый жанр мемуаров-исповедей. В газете "The Guardian" Blake Morrison
делится своими мыслями по поводу этого направления в литературе, отобрав 10 лучших с его точки зрения книг подобной направленности.
В статье Blake пишет: "Первая история об отце и сыне, которая оставила во мне след - это рассказ о том, как Авраам по велению Бога готовился убить своего единственного сына: «Он связал Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. После чего он протянул руку и взял нож…» Затем Бог отменяет детоубийство; вместо этого в жертву приносится баран. Эта, казалось бы, история с оптимистичным концом, но в детстве она напугала меня. Там лежал я - на куче дров, и меня собирался убить мой отец".
Фрейдисты предлагают противоположную развязку: сын убивает отца. "Мужская литература" ("Dad-Lit" - сравните с "Chick-lit") - жанр с небольшим уклоном в эдипову сторону, но в таких книгах есть место и для более теплых чувств. Дочери обычно предлагают другой взгляд на отцов.
"Но когда, почти 30 лет назад, я начал писать свои мемуары, то рассказ вел с точки зрения скорбящего сына. Я никогда не думал, что напишу о своем отце, йоркширском терапевте, который умер от рака в 75 лет. Я потратил десятилетия своей жизни, пытаясь сбежать от него. Но в течение нескольких месяцев после его смерти я думал только о нем. Он был раздражающим, невероятным героем, о котором можно было рассказать много историй, и не все из них были бы лестными. Роман избавил бы нас обоих от стыда. Но я хотел придерживаться правды и думал, что жанр нон-фикшн литературы «отец-сын» - это пустое поле."
1.
Филип Рот. "По наследству. Подлинная история". В основе мемуаров - болезнь отца (как и у отца автора статьи) - опухоль головного мозга, диагностированная в возрасте 86 лет. Рот сумел компенсировать печальную, а, иногда, и мрачную историю великодушием и юмором. Хотя Рот в молодости отдалился от своего отца, чтобы заняться писательством, он поражен, насколько их жизни «переплетены и пугающе взаимозаменяемы».
2. Эдмунд Госс. "Father and Son". Эти воспоминания были опубликованы в 1907 году анонимно: отход в этой книге автора от викторианской традиции сыновней почтительности был шокирующим для того времени. Но, вопреки всему, эта история претендует на звание «абсолютно правдивой». В ней описано «столкновение двух темпераментов», хотя именно отцовский - «без широты, без гибкости и без воображения» - выглядит хуже.
3. JR Ackerley. "My Father and Myself". Книга, опубликованная посмертно, рассказывает историю о том, как отец Джо в течение 20 лет тайно управлял еще и второй семьей - любовницей и тремя дочерьми. Автор узнал об этом из записки, которую прочитал лишь после смерти своего отца: «Я не собираюсь оправдываться, старик. Я выполнил свой долг по отношению к каждому, насколько позволяла моя природа, и я надеюсь, что люди в целом будут добры ко мне».
4. Hisham Matar. "The Return". Книга рассказывает о многолетних усилиях автора выяснить, что случилось с его отцом, видным противником режима Каддафи, который был похищен и заключен в тюрьму в Ливии. Эти мемуары о том, как искать ответы и не получать их, и история о том, как все: от британских парламентариев до одного из сыновей Каддафи, обманули его.
5.
Франц Кафка. "Письмо отцу". "Дорогой отец, ты недавно спросил меня, почему я говорю, что боюсь Тебя", - начинает Кафка свое письмо, в котором защищается от взгляда отца на него, как на «холодного, отстраненного, неблагодарного». Написав письмо в возрасте около 35 лет, автор полагал, что оно могло бы прояснить его отношения с родителем, но гнев Франца по поводу жестокого обращения отца (оскорбления, угрозы, насмешки и тирания) сделало бы ситуацию намного хуже, если бы Германн прочитал это письмо.
6. Thomas Blackburn. "A Clip of Steel". «Плутовская автобиография» 1969 года, в которой рассказывается о том, как отец автора, уроженец Маврикия, сельский викарий, осуществлял контроль над своим сыном, в том числе и с помощью механического инструмента с острыми зубьями, который прикреплялся к пенису на ночь, чтобы предотвратить поллюции.
7. Michael Frayn. "My Father’s Fortune". Воспоминания о детстве, в которых рассказывается об очаровательно эксцентричном, рано овдовевшем отце, энтузиасте крикета и продавце в асбестовой компании. Тон Фрейна добродушен. Вместо битвы между отцом и сыном - много хороших шуток.
8. Sam Miller. "Fathers". История двойной верности: Карлу Миллеру, литературному редактору, который вместе со своей женой Джейн воспитал Сэма, как одного из троих своих детей, и Тони Уайту, полиамурному хиппи-отцу, которого он никогда не знал.
9. Alan Davies. "Just Ignore Him". Пронзительные мемуары о сексуальном насилии, которому Дэвис подвергся со стороны своего отца после ранней смерти матери, и о других доказательствах педофилии отца, которые обнаруживает автор. Злая, но в то же время забавная, история с яркими деталями эпохи Эссекса 1970-х годов.
10. Charlie Gilmour. "Featherhood". Описываются отношения Гилмора с отцом, поэтом Хиткотом Уильямсом, бросившим его в младенчестве, и с женщиной, которая его усыновила: необычная и трогательная история.
P.S. Почему я не удивлен, что практически ничего не переведено?..
Телеграм-канал "Интриги книги".