Поход в Заднюю

Aug 29, 2015 17:17

Давно я собирался побродить по лесам в окрестностях нашей деревни. В лесах есть (или когда-то были) вымершие и заброшенные ныне деревни - но с многими из них связана некоторая история. От этого бродить и интереснее.

Время для похода нашлось в отпуске в этом августе. Собрался я как-то спонтанно и в суматохе, некоторые полезные принадлежности даже не взял с собой. Решил испытать недавно полученный из Китая разгрузочный жилет системы M.O.L.L.E., прикрепил к нему разные подсумки. Компас (тоже китайский) с собой брал. А ещё давно хотел проверить, насколько далеко ловит рация с длинной антенной и в двухметровом диапазоне. С этими сборами вышел из дома я уже в первом часу дня. Вскоре подошёл к лесу.



На опушке было очень тихое и уютное местечко - уже под сенью деревьев, но ещё не чаща. Посидел там, попил водички - и направился дальше в лес, на восток, к деревне Ряхино. Вот тут уже началась чаща. Раньше этим летом как-то не довелось побывать в лесу - а там неплохо.



На карте отмечена дорога, идущая через лес - я-то, наивный, ещё надеялся по ней на Ховере проехать. На самом деле эта дорога по большей части даже пешком непроходима: болотина там, воды по колено, приходится обходить через чащу. В чаще я немного пожалел, что пошёл в лес в майке без рукавов: слегка ободрал плечи о ветки. Вышел из леса - и сразу увидел лёжку какого-то зверя (видимо, лося).



Пошёл дальше по лугу. Идти по высокой траве было не проще, чем по чаще леса. Вскоре вышел на заброшенную дорогу и с пригорка увидел то, что раньше было деревней Ряхино.



От деревни остался только железобетонный мост через реку Молчанку. В начале девяностых, когда пошла приватизация, кинешемская фабрика "Томна" начала работать не на государство, а на себя - и на радостях взяла под шефство местный колхоз. За короткое время в здешних краях были построены гравийные дороги (по двум из них мы ездим в деревню до сих пор - а ранее там и буксовать случалось в дождливые годы) и железобетонные мосты (по двум из которых тоже до сих пор ездим). Так что сделано для деревень было много. Но очень быстро фабрика столкнулась со звериным оскалом дикого капитализма и разорилась - естественно, после этого новых дорог и мостов уже никто не строил. Вот и этот мост разваливается потихоньку.



Забавная ситуация была с мостом через реку Юхму между деревнями Пеньки (где мы тогда жили) и Третьяково. Чтобы построить мост, вырыли другое русло и пустили по нему реку. А когда построили хороший бетонный мост - фабрика как раз разорилась. Получилась такая картина: мост над сушей, а рядом течёт река. Наскоро сколотили какой-то деревянный мостик и пользовались им. Его каждый год сносило вниз по течению половодьем. Только десять лет спустя реку наконец-то вернули в прежнее русло, силами колхоза, уже без чьей-либо поддержки.



А здесь, от Ряхина, дорога идёт на восток - уже в Юрьевецкий район. Где-то там есть деревня Барсуки, к которой можно подъехать по шоссе. Я планировал ещё пройтись по лесам оттуда к нашей деревне (а туда попросить кого-нибудь подвезти на машине), но нынче как-то не получилось.



Поднялся по дороге на пригорок, сделал несколько фото. Вид на юг, в сторону бывшей деревни Третьяково.



Вид на север, в сторону бывшей деревни Лушниково.



Спускаясь, увидел ещё один след цивилизации.



На мосту лежало истлевшее берёзовое бревно. Я не смог удержаться, надрал кучу бересты и развёл костёр. Всего пару раз чиркнул зажигалкой - а чуть позже выяснилось, что в ней кончился газ. Другого источника огня у меня не было. Надо было собираться в путь более предусмотрительно.



Помимо того, что там просторы радуют глаз, ещё и тишина радует ухо.



Майка без рукавов в походе - зло. Мало того, что ободрал плечи об ветки, так ещё и натёр их лямками рюкзака. Снял с шеи арафатку, накинул на плечи, будто шаль, и надел рюкзак поверх. Получилось нормально.

Я связался по рации с домом. Несмотря на то, что находился в низине, у реки - связь была довольно приличная. То есть мама дома меня слышала хорошо, вот я её - с помехами, но тоже нормально. Работали в двухметровом диапазоне - знаю, что незаконно это без лицензии радиолюбителя и зарегистрированного позывного, но связь в лесу ощутимо лучше, чем в 70-сантиметровом. Да и мощность у рации всего 5 Вт, а места там глухие, города неблизко - вряд ли кому из радиолюбителей мы могли помешать.

Сказал маме, что пойду на север к Лушникову и двинулся в путь. На выходе из деревни была крапива выше роста человека - пришлось скинуть рюкзак с разгрузкой, надеть куртку, иначе бы весь ошпарился. Рядом с Молчанкой был отлично выглядящий луг ( отлично - в том смысле, что трава невысокая), но когда я до него добрался - выяснилось, что это болотина. Немного промочил ноги, чертыхнулся, ушёл чуть выше и дальше от реки, чтобы идти посуху.



Вообще-то неподалёку проходила заброшенная дорога, двигаться по которой должно быть попроще. Но я шёл прямо вдоль Молчанки. Луга с травой по пояс сменялись довольно густыми перелесками (в том числе, и там, где на карте был нарисован луг). Молчанка - река холодная, ключевая. Я даже слышал несколько раз, как вода из ключа булькает, стекая в реку.



Вышел на поляну и неожиданно увидел вполне рукотворное сооружение. Даже испугался.



С этой конструкции открывается отличный сектор обстрела на ещё одну.



Даже стульчик припасён.



Впрочем, возможно, это и не охотники, а лесники лосей прикармливают - чтобы оценивать их численность.



Соли в лотке много.



И лосей сюда приходит немало, всё истоптали.



Пошёл дальше через лес. Там много лосиных троп. Вскоре вышел к месту, где раньше была деревня Лушниково. Сейчас это место выглядит так.



По воспоминаниям моего деда, в былые времена эта деревня была знаменита тем, что жила тут одна женщина, лихо игравшая на гармони и любившая плясать. В окрестных деревнях её так и звали - Сашка Лушниковская. Сейчас я углядел только одно свидетельство, что когда-то здесь присутствовала цивилизация (правда, я не очень-то и искал).



В очередной лосиной лёжке сделал привал. Попил водички, покушал хлеба с солью, подключил powerbank к телефону (тот уже стал разряжаться). Я с собой взял картошки с расчётом развести костёр и сварить её - но времени уж не оставалось, да и зажигалка гореть перестала.



Отправился дальше на север, в сторону деревни Задней. Видел берёзу, поваленную бобрами - причём на некотором расстоянии от реки. Будто топором срублена, только видно, что не топор работал, а зубы бобров. Почему-то не додумался сфотографировать. К Задней я продирался местами сквозь очень густую чащу. Видел истоптанный малинник - возможно, уже и не лосями, а медведями. Наконец, вышел на поляну. Задняя была на другом берегу Молчанки, а переправляться там не очень удобно (река довольно глубокая). Но никаких следов цивилизации не было видно.



С каждой деревней связаны какие-то воспоминания. О деревне Задней дед говорил, что там жили очень простые и доверчивые мужики, их частенько обманывали всякие нехорошие люди. В деревнях даже поговорка ходила - когда кто-нибудь как-нибудь опростоволосится, ему говорили: "Ну, ты - как заднёвский".

Цель похода я счёл достигнутой, можно было направляться домой. Был вариант продолжать идти на север вдоль Молчанки и выйти на шоссе в районе деревни Грибцово. На одной из навителовских карт там по пути была обозначена деревня Колот - тоже уже несуществующая (потому что на бумажной карте, где Задняя значится уже урочищем, а Ряхино и Лушниково ещё деревнями, этого Колота вообще нету).



Я же решил двинуться напрямик на запад через лес - к деревне Дюколово. На бумажной карте была обозначена лесная дорога. Нужно было разобраться, где она, и найти её - чтобы не ломиться через чащу. Я подумал, что не зря нанёс на распечатанную карту координатную сетку. По координатам сообразил, куда надо идти. Связался с домом по рации. Как ни удивительно, связь была, и слышали мы с мамой друг друга весьма неплохо. Я удивился: расстояние от дома было уже приличное, километров пять, да ещё и через леса и холмы.



По пути увидел какой-то странный то ли гриб, то ли не гриб. Может, это трюфель? Я помню, давным-давно, ещё в детстве, много бродил по лесам с двоюродным братом, и как-то мы с ним находили трюфель - гриб, растущий практически полностью под землёй.



Набрёл на дорогу - оказывается, она была отмечена на навителовской карте (не OSM, а Q2 2015). Идти по дороге тоже сложно: в колеях болотина, между колеями грязь, а вокруг дороги - чаща леса. Много следов лосиных копыт. Один след даже видел менее чем в полукилометре от опушки леса. Впрочем, это и неудивительно: деревни вымирают, в лес мало кто ходит, поля зарастают - вот и подбираются дикие животные всё ближе к деревням.



В конце концов, вышел на опушку. Лес-то кончился, но начался перелесок. Зато дорога там была уже твёрдая, идти стало легко. Наконец, вышел из перелеска в поле. На душе сразу стало легче. А вот радиосвязь с домом почему-то пропала. Может, это низина была.



Путь к шоссе лежал через поле, засеянное овсом вперемежку с горохом. Продирался через растения, попутно подкреплялся горохом. Я не сразу оценил, что овёс и горох выше пояса человека. Так бы надо идти в обход, по дороге - пусть дальше, но проще. Но кое-как преодолел поле и вышел на шоссе. Разулся, стал вытряхивать мусор из ботинок. Задумался о том, что следующие треккинговые ботинки надо покупать с высокими берцами, чтобы можно было надеть на них штанины и чтобы ничего не насыпалось внутрь. А то в лес ходить совсем плохо, полные ботинки набиваются.

По шоссе я быстро дошёл от Дюколова до деревни Тереховская (или ещё второе название - Оботурово). Решил усложнить задачу и форсировать реку Юхму вброд. Свернул в Тереховскую, там как раз такой брод был. Возле деревни вовсю вели сельхозработы обитатели местного реабилитационного центра для бывших наркоманов и алкоголиков. Основной центр находится у нас в Антипине, но несколько домов они заняли в Оботурове. Навстречу мне из деревни ехал мужик на "Жигулях", остановился:
- Вы куда идёте?
- Туда, - махнул рукой я.
- Зачем вы туда идёте?
- Что значит "зачем"? Я гуляю.
- В этой деревне никто не живёт, жилых домов нет, а у нас там территория...
- И что, через вашу территорию пройти нельзя?
- Нет, пройти-то можно. Вы ж ведь не курите?

Реабилитация бывших наркоманов и алкоголиков - дело, конечно, полезное. Полезное не только для самих обитателей центра, но и для деревни в целом: не даёт ей вымереть. Но вот то, что они вроде как оккупировали целую деревню и у каждого входящего интересуются, куда и зачем он идёт, меня слегка задело. Может, тут мой родовой дом, в котором семь поколений моих предков прожили?



В деревне жилых домов, действительно нет. А вот у "наркоманов" жизнь кипит: полно кур, гусей, какие-то люди что-то делают, даже какое-то кирпичное здание в процессе строительства находится. Я прошёл Тереховскую, стал искать брод через Юхму. Слегка поплутал вдоль реки под пристальным взглядом троих "наркоманов", стоявших на околице. Настоящий брод так и не нашёл - просто выбрал местечко, где не так глубоко, снял ботинки, закатал штаны и перешёл. Брюки от "горки" плохо закатываются, так что я их всё равно намочил. Дальше какое-то время прошёл босиком, потом обул ботинки на босу ногу, побрёл дальше. Мама мне сообщила по рации, что навстречу мне идёт человек, и вскоре я его встретил. Поздоровались, разошлись. Интересно, это "наркоманы" заставили одного своего пойти навстречу мне, чтобы убедиться, что я ушёл из Оботурова? Надо было на их волну параллельно настроиться, чтобы послушать разговоры.

А места пошли уже родные, много раз исхоженные. Снова разулся, перешёл через грязь в низине, опять пошёл босиком - так и дошёл до дома. Питьевая вода у меня кончилась уже давно, так что дома я сразу съел почти половину арбуза. Прогулка заняла больше шести часов, хотя и прошёл всего 14 километров. Записал GPS-трек похода, вот он: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=fahtmoirykuzkgom Или тут: http://gpsloglabs.com/share/020719a2377f45b7c63eac793988bc49f41508cc/

Конечно, надо больше так гулять, но одному жутковато (всё-таки дикие звери бродят; да и просто ногу подвернуть достаточно, чтобы столкнуться с серьёзными проблемами). Нужно находить компанию.

travels, hiking

Previous post Next post
Up