Из-за особенностей трансатлантической работорговли и методов американских рабовладельцев порабощённые африканцы, привезённые в США, утратили большую часть своей связи с западноафриканскими культурами, из которых они произошли.
Кадджо Коссола Льюис, последний известный оставшийся в живых во времена атлантической работорговли, устранил этот промах, соединив традиционную африканскую культуру со своим ужасным опытом рабства и в процессе став культовой персоной для писателей и академиков 1930-х годов, которые пытались лучше понять историю рабства в Соединённых Штатах.
Кадджо родился в 1840 году с именем Коссола в районе Банте в Западной Африке, которую в наши дни занимает страна Бенин. Он рос в общине йоруба в большой семье с 17-ю родными братьями.
Весной 1860 года мирная жизнь Кадджо была прервана, когда его похитила армия африканского королевства Дагомея и продала в рабство в порту Вида.
К тому времени импорт рабов считался незаконным в Соединённых Штатах в течение почти 60 лет, и британские и американские суда уже организовали блокаду Западной Африки, чтобы предотвратить отправление рабов с континента.
Однако работорговцы продолжали пытаться незаконно ввезти рабов в Соединённые Штаты из-за огромной прибыли, которую планировали получить, невзирая на законы. Кроме того, в те времена работорговцы, которых обвиняли в пиратстве, были оправданы судом в Джорджии, что заставило многих полагать, что они могут провезти рабов контрабандой в США без последствий.
Кадджо был продан капитану «Клотильды» Уильяму Фостеру, который незаконно провёз контрабандой Кадджо и ещё 115 африканских мужчин и женщин в Мобайлу (штат Алабама), где они были проданы бизнесмену Тимоти Миэру.
«Клотильда» была последним известным судном, переправлявшим рабов из Африки в Соединённые Штаты.
В то время как полиция была предупреждена о нелегальной высадке рабов и обвинила Миэра в незаконном владении пленниками, к тому моменту, когда они прибыли в его владения, чтобы совершить арест, он скрыл рабов и уничтожил все следы их пребывания.
Миэр владел землёй в пригороде Мобила, в месте под названием Magazine Point, которое было окружено болотом и добраться до которого можно было только на лодке. Это дало ему время спрятать недавно купленных рабов от полицейских.
Без вещественных доказательств и пленников дело было закрыто в январе 1861 года, и Кадджо и его товарищи по плену были вынуждены работать на заводе и верфи Миэра в качестве рабов.
В рабстве его стали звать Кадджо, обычное имя, которое давали мальчикам, рождавшимся в понедельник, потому что Миэр не мог выговорить имя Коссола.
Его фамилия, Льюис, была, вероятно, получена от имени его отца: Олуале.
Кадджо трудился в качестве раба на протяжении четырёх лет, пока не закончилась Гражданская война в 1865 году, и рабство стало незаконным. В 1868 году, когда была принята 14-я поправка, которая сделала всех бывших рабов гражданами Америки, Кадджо не удостоился этой чести, поскольку он не родился в Соединённых Штатах.
Всего несколько месяцев спустя Кадджо стал американским гражданином.
После краха законного рабства в США Кадджо и его соотечественники, которые были привезены из Африки пятью годами ранее, попытались собрать достаточно денег, чтобы отправиться домой к своим семьям.
Однако, учитывая экономические возможности, предоставленные бывшим рабам на Юге, они быстро поняли, что невозможно собрать достаточно денег, чтобы вернуться домой.
Как и многие освобождённые рабы, члены этого сообщества продолжали работать на семью, которая ранее поработила их, получая скудную плату за тяжёлую работу. Кадджо продолжал работать на заводе пиломатериалов Миэра, где в итоге собрал достаточно денег, чтобы купить двухакровый земельный участок в Magazine Point за $100 в 1872 году.
На данном этапе многие африканцы, привезённые на «Клотильде», начали объединяться в сообщество и выкупать земли в районе.
Они создали отдельное сообщество, в котором говорили друг с другом на родном африканском языке и никогда не нуждались в изучении английского. Посторонним этот район стал известен как Африкатаун.
В то время как они продолжали придерживаться большинства своих западноафриканских традиций, они приняли христианство и построили в своём сообществе церковь.
Они выбрали руководителем человека по имени Чарли Потит, а знахарем - человека, который был родом из Джабеза.
Там Кадджо познакомился с будущей женой, Абил, ещё одной оставшейся в живых с «Клотильды». Он начал с Абил отношения в 1860 году, однако официально женился на ней лишь двадцать лет спустя.
Они жили на своей земле, которую Кадджо обустроил как семейную общину йоруба и занялся сельским хозяйством.
У него родились два сына, один из которых продолжил жить в доме Кадджо, когда женился и завёл семью типичным способом для йоруба.
Кадджо был фермером и рабочим; он обеспечивал семью таким образом до тех пор, пока с ним не произошёл несчастный случай: в 1902 году его повозку сбил поезд. После этого он стал смотрителем Баптистской церкви сообщества.
Когда его сын умер в 1908 году, Кадджо позволил невестке и внукам, а в итоге и её второму мужу, продолжить жить в его общине.
В 1910-х годах писатель из Мобила, Эмма Лэнгдон Рош, взяла интервью у Кадджо для своей книги «Исторические эскизы Юга».
Будучи одним из нескольких выживших бывших рабов, которые действительно вынесли ужасы трансатлантического «путешествия» и у которых остались воспоминания о жизни в Африке, история Кадджо стала сенсацией в дружном сообществе антропологических писателей того времени.
Артур Фэюзт, писатель и фольклорист начала ХХ века, беседовал с Кадджо в 1925 году, и тот передал устно много рассказов о животных и традициях его культуры.
К тому времени Кадджо был последним оставшимся в живых с «Клотильды», последним живущим человеком, привезённым в Америку из Африки в качестве раба.
Фэюзт издал эти истории, а также рассказ Кадджо Льюиса об охоте в Африке.
Однако его самым большим культурным воздействием оказалась встреча с новаторским американским автором и фольклористом Зорой Нил Херстон. Она написала и опубликовала статьи с историей Кадджо и сняла видео о нём.
Кадджо Льюис умер 17 июля 1935 года, в возрасте 95 лет, пережив жену и всех своих детей на 27 лет.
Жизнь Кадджо Льюиса - интересный взгляд на работорговлю и демонстрация богатой культуры, которая была привезена в США из Африки, и затем затоптана культурным геноцидом, сопровождавшим рабство.
Источник