Киноинженеры: Подвесные мосты неверия

Nov 25, 2015 12:47




Сцены с подвесными мостами являются неотъемлемой частью американских блокбастеров. За последние три года мост «Золотые Ворота» неоднократно «уничтожался» Кайдзю, Годзиллой, ядерным взрывом и цунами. Американцы больше не строят настоящие мосты и не пытаются сохранить те, что остались, но любят взрывать их в кино.

В чём логика? Сцена уничтожения знаменитого моста одновременно придаёт событиям фильма реалистичности и демонстрирует масштабность и непосредственность угрозы. Демонтаж таких огромных сооружений шокирует нас, поскольку многие из них приобрели ауру постоянства в нашем коллективном сознании. И хотя мы знаем, кем и когда был построен Бруклинский мост, мы всё равно чувствуем себя так, будто он всегда был и всегда будет. Разрушение нашей привычной человеческой топографии является ещё более тревожным, нежели число жертв какой-нибудь природной катастрофы, и я говорю это не как мизантроп, любящий мосты.

Во время планирования, раскадровки, рендеринга и композитинга кадров со спецэффектами никто не задумывается над тем, как подвесные мосты на самом деле ведут себя. Я могу принять мессианских инопланетных супергероев и роботов размером с небоскрёб, однако не стану терпеть неточные представления о строительной механике. В фильмах всё возможно, даже попирание законов физики, если того требует сюжет, однако большинство заблуждений относительно подвесных мостов являются настолько глупыми и бесполезными, что их единственная функция, кажется, раздражает инженеров.

Как на самом деле функционируют подвесные мосты



Строительство подвесного моста - огромный, кропотливый труд, однако основные физические принципы довольно просты. Сначала строятся две башни (или больше). Далее от берега до берега через каждую башню натягивается пара толстых стальных тросов. Эти основные тросы образуют параболу и поддерживают ряд вертикальных подвесных тросов, которые, в свою очередь, служат опорой для дорожной платформы. На каждом берегу имеются огромные опоры, за которые крепятся тросы.

Когда Вы едете по подвесному мосту, вес Вашего транспортного средства воздействует на вертикальные несущие тросы, держа их в натяжении. Эта сила затем передаётся основным тросам, которые оказывают сопротивление силе сжатия, передавая её массивным опорам. В свою очередь, они устраняют силу натяжения.

К большому экрану эти основные понятия абсолютно не применимы. Большинство структурных элементов не имеют связи между собой, а сами мосты опираются на озадачивающую прихоть и невежество режиссёров - и больше ничего. Я проанализировал самые известные сцены крушения подвесных мостов и перечислил из от наименее плохих к наиболее ужасным.

«Пункт назначения-5» (2011 год)



Самая реалистичная сцена крушения подвесного моста изображена в фильме «Пункт назначения-5» (2011 год). В этой части Сэм Лоутон застревает в пробке на мосту Норт-Бей (Нью-Йорк) и замечает, что от точек, где рабочие ремонтируют дорогу, начинают отходить трещины. Они становятся всё больше и больше, пока, в конечном счёте, вертикальные несущие тросы не отрываются от главных несущих тросов и перекладин под дорожной платформой. Прогрессирующее разрушение наступает, когда каждая вертикальная подвеска не в состоянии компенсировать потерю своей соседки.

Причина разрушения конструкции в данной ситуации является довольно абсурдной, поскольку асфальтированная поверхность моста неструктурная. Под самой дорогой находится стальная конструкция, которую вряд ли можно серьёзно повредить отбойным молотком. Далее, очень трудно придумать причину, по которой могло бы произойти разрушение верхней части вертикальной подвески. Но кто знает, возможно, стальная конструкция была повреждена коррозией. Независимо от первоначальной причины разрушения мост проваливается полуправдоподобным образом: дорожная платформа падает вниз, а несущие тросы и башни остаются. Без опоры в виде дороги вертикальные тросы свисают безмолвно над пустотой.

Разрушение моста, показанное в фильме, не совсем точно отражает реальные изменения формы параболических тросов. Не обременённые главным пролётом, несущие тросы свисали бы не так сильно между башнями, поскольку они несли бы только собственный вес. Из-за того, что длина тросов сама по себе измениться не может, они будут сильнее свисать с внешних пролётов, где нагрузка по-прежнему сохраняется. В фильме неповреждённые участки дорожной платформы должны провисать гораздо ниже.

«Я - легенда» (2007 год)



Правительство взрывает Бруклинский и Манхэттенский мосты, чтобы не дать таинственному вирусу распространиться за пределы заражённого города. В результате взрыва происходит повреждение несущих тросов, а центральные пролёты моста падают в реку Ист-Ривер, в то время как башни остаются стоять на своём месте. Это было бы довольно точное изображение крушения моста с точки зрения физики, не считая пролётов между башнями и берегом, которые, как показано в фильме, остались нетронутыми.

Как бы там ни было, потеря несущими тросами силы напряжения привела бы к полному обрушению всей платформы моста, не только центрального пролёта. Часть платформы возле внешних пролётов тянет за собой вниз несущие тросы, которые обычно пребывают в напряжении, выдерживая таким образом нагрузку. Но поскольку эти несущие тросы разъединены, то структурная целостность моста нарушена, и ему больше ничего не остаётся, как обрушиться полностью.

«Люди Икс: Последняя битва» (2006 год)



Магнето, чья мутантская сила заключается во власти над всеми металлическими вещами, вырывает мост «Золотые Ворота», летит с ним над заливом Сан-Франциско и устанавливает его между городом и островом Алькатрас.

Магнето приближается к мосту и вырывает подвесные тросы из мест крепления, лишая структуру возможности передавать нагрузку в землю. Если мы наделили Магнето способностью поднимать мосты, значит, можно также предположить, что он обладает умением устранять все структурные силы моста.

Тем не менее, когда Магнето устанавливает вырванный мост между Алькатрасом и одним из районов города Сан-Франциско (штат Калифорния), те же самые структурные проблемы по-прежнему остаются, даже несмотря на то, что он на самом деле больше не поддерживает его. Дорожная платформа образует дугу от берега до берега, башни причудливо парят над водой, а несущие тросы по-прежнему несут на себе всю нагрузку. Мы могли бы убедить себя в том, что Магнето грациозно поддерживает мост во время решающей битвы, однако эта логика исчезает, когда он «излечивается» от своей мутации и теряет способность контролировать металл. Мост просто бы рухнул в залив Сан-Франциско, превратившись в кучу бесполезных обломков.

«Годзилла» (2014 год)



Армейская ракета серьёзно повреждает один из двух несущих тросов моста «Золотые Ворота». В реальности потеря этого троса, который поддерживал правую сторону дорожной платформы, привела бы к катастрофическим разрушениям: без одной из этих двух вертикальных опор, дорожная платформа провалилась бы вниз вместе со всеми танками и школьными автобусами.

Тем не менее, в мире кино подвесные тросы являются чисто декоративным элементом, который может быть уничтожен безо всяких последствий. Солдаты продолжают бороться с Годзиллой, а водители - ездить по мосту, вопреки законам физики. Дальше Годзилла цепляет оставшийся трос, что должно, как минимум, вызвать раскачивание дорожной платформы, но нет, этого не происходит. Даже когда Годзилла разрушает основной пролёт, мост всё равно остаётся целым.

«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (2012 год)



Бэйн подрывает несколько мостов, чтобы отрезать Готэм от мира. Взрывы серьёзно повреждают подвесные тросы и дорожные палубы, что приводит к частичному обрушению мостов. Больше ничего не происходит. Нарушение целостности основного структурного элемента абсолютно не влияет на конструкцию подвесного моста. Магия.

Натяните бельевую верёвку с одеждой между двумя зданиями, после чего разрежьте её посередине. В нашем мире вся одежда с верёвки полетит вниз на землю. В мире Кристофера Нолана бельевая верёвка остаётся целой. Точно магия.

Я считаю эту сцену разрушения подвесного моста наихудшей в истории кинематографа. Крушение моста «Золотые Ворота» в фильме «Земное ядро: Бросок в преисподнюю» (2003 год) выглядит как-то более реалистично, нежели в «Тёмном рыцаре: Возрождение легенды».

* * *

Есть несколько причин, почему эти ошибки продолжают случаться вовремя американского ежегодного летнего дерби по сносу мостов. Я нехотя признаю, что первостепенная задача режиссёра - рассказать историю, а не представить технически точную демонстрацию мостовой механики. Кроме того, подвесные мосты не так часто падают в реальном мире; это значит, что зрители не имеют представлений о масштабности подобных разрушений. Наконец, эти фильмы рассчитаны на мальчиков-подростков и молодых мужчин, которым нравится смотреть на то, как что-либо взрывается.

Тем не менее, мы живём в эпоху, когда большинство режиссёров стараются создавать более реалистичные экшн-фильмы, поэтому, думаю, при создании сцен с разрушением подвесных мостов им всё же стоит учитывать мнение людей, которые их строят.

http://muz4in.net/news/kinoinzhenery_podvesnye_mosty_neverija/2015-11-24-39692

фильмы, интересно, инженерия, кино

Previous post Next post
Up