Внутри усадьбы Остафьево

Dec 01, 2018 18:11






Архитектурно-парковый ансамбль «Остафьево» - один из немногих сохранившихся образцов подмосковной русской усадьбы конца XVIII - начала XIX века. За период реставрации был проведен колоссальный объем работ по возрождению усадьбы, и сегодня музей «Остафьево - Русский Парнас» стал культурным и экологическим центром. Усадьба «Остафьево» стала лауреатом конкурса Правительства Москвы в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация - 2017» в нескольких номинациях: «за лучший проект реставрации/приспособления», «за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ», «за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу», «за высокое качество ремонтно-реставрационных работ».


В 1800-1820-х гг. здесь был возведен дворец в стиле зрелого классицизма. Предположительно дом проектировал архитектор Иван Старов. В 1807 году, когда строительство дома в основном закончено, умирает А.И. Вяземский. Владельцем усадьбы становится его 15-летний сын П.А. Вяземский, опекунами которого назначаются Н.М. Карамзин и Ю.А. Нелединский-Мелецкий. Война 1812 года приостановила работы по отделке дворца. Фасады еще долгое время оставались неоштукатуренными. Облик дворца окончательно сформировался лишь к двадцатым годам XIX века. На торцевых фасадах дома в честь событий 1812 года, непосредственным участником которых был П.А. Вяземский, появляются гипсовые копии с медальонов Ф.П. Толстого.


В 1821 году П.А. Вяземский попадает в опалу и в течение последующих девяти лет живет с семьей в Остафьеве под особым надзором полиции. Именно в это время происходит расцвет духовной жизни в усадьбе, ставшей местом встреч многих выдающихся личностей эпохи. Дворец достигает стадии завершенности.


В 1861 году во владение усадьбой вступает Павел Петрович Вяземский, ученый и коллекционер. Он разместил во дворце многочисленные коллекции, в связи с этим интерьеры главного дома существенно изменились.


К этому времени дворец обветшал и нуждался в капитальном ремонте. Дальнейшие утраты в первоначальном облике объекта относятся к 1860 70 м годам. Они коснулись как наружных частей здания, так и интерьеров. Одной из самых существенных переделок, повлиявших на внешний облик дворца, явилась разборка в 1866 году обветшавшего бельведера. В начале 70-х гг. разобранный бельведер заменили куполом с высоким шпилем. Плоские перекрытия над колоннадами были разобраны и заменены пологими двухскатными железными кровлями. Первоначальные крыльца перед главными входами во флигели заменены новыми кирпичными одноэтажными пристройками в высоту цокольного этажа. Также была переделана парадная каменная лестница.


В 1888 году умирает Павел Петрович, а через год - его жена. Усадьба переходит к их сыну, Петру Павловичу Вяземскому, который живет в Петербурге, сдавая Остафьево внаем. Усадьба приходит в запустение. В конце 1890-х годов Петр Павлович продает её графу С.Д. Шереметеву, мужу своей сестры Екатерины Павловны.


Сергей Дмитриевич Шереметев, историк, археограф, меценат, прекрасно понимал историческое значение усадьбы Остафьево. Время с 1898 по 1918 год, связанное с его именем, является периодом создания в ней уникального музея. С 1898 года усадьба становится практически нежилой. С 1906 года в западном флигеле поселяется Павел Сергеевич Шереметев, много помогавший своему отцу в создании музея. С.Д. Шереметев почти не подвергал здание изменениям, но уделял серьезное внимание его состоянию, не останавливаясь перед затратами на ремонты. С 1899 по 1907 год был выполнен ряд работ по реставрации фасадов и интерьеров дома.


В период с 1918 по 1930 год Остафьевский дворец хотя и находился в ведении органов культуры и просвещения молодой советской власти, однако не ремонтировался и не поддерживался должным образом, ветшая на глазах современников. В марте 1930 года Остафьевский музей был ликвидирован, коллекции вывезены.


С 1931 года начинается совершенно новый этап в жизни усадьбы. В связи с преобразованием музея-усадьбы в дом отдыха в 1931-32 годах во дворце проводится капитальный ремонт. Здание оборудуется центральным отоплением, вентиляцией, радио- и телефонными сетями. Планировка помещений изменяется. В расширенном вестибюле сооружается парадная лестница в духе того времени, а старая каменная лестничная пристройка уничтожается. Тогда же начинается остекление галерей, проводившееся этапами по мере приспособления помещений для нужд дома отдыха. В 1945 году дом отдыха «Остафьево» закрывается на капитально-восстановительный ремонт. В начале 1950-х годов классическая строгость центрального входа нарушается сооружением пышной террасы с балюстрадой. Парадная лестница сужается, а профилированные белокаменные ступени заменяются гранитными. Такие же террасы с балюстрадами пристраиваются к фасадам флигелей, исказив изящные пропорции их объемов. К полуротонде паркового фасада пристраивается подиум. Все эти детали, столь традиционные для советской послевоенной «неоклассики» лишили здание утонченности строгого классицизма.


В 1988 г. было принято постановление «Об организации мемориального историко-литературного музея-усадьбы Остафьево»


За свою более чем двухсотлетнюю жизнь усадьба претерпела значительные изменения, был существенно искажен ее внешний облик, практически полностью утрачена внутренняя планировка главного дома. Усадьбе требовалась реставрация.


Ремонтно-реставрационные работы производились в усадьбе Остафьево с 2010 по 2016 год. Реставрация началась с восстановления остафьевских галерей, органически связывающих усадьбу с окружающим парком. Восстановление бельведера, утраченного в 60-е годы XIX века, придало архитектурному ансамблю усадьбы завершенный дворцовый вид.


Возвращен прежний облик жемчужине усадьбы - Овальному залу. Этот зал пострадал от времени меньше, чем другие помещения дворца, и сохранил свои функции парадной гостиной. Здесь проведена большая работа по сохранению и реставрации искусственного мрамора, по восстановлению лепнины капителей, заново выполнены базы. Важным шагом в реставрации зала явилось раскрытие шести выходящих в парк дверных проемов, ранее превращенных в окна. Большая работа проведена по восстановлению геометрии свода с сохранением деревянных конструкций начала XIX века. Полуциркульное окно второго света обрело свой исторический облик. Оно дает возможность обозревать зал со второго этажа. Отреставрирован архитектурный декор в помещениях первого и второго этажей главного дома, установлены колонны. В восьми парадных залах уложен художественный паркет. Завершена реставрация изразцовых печей. Восстановлены лестничные пристройки к ризалитам со стороны паркового фасада.


В пейзажной части парка восстановлена сеть дорожек, посажены цветы и кустарники. Возвращен исторический облик мемориальной липовой аллее. Проведено лечение старых деревьев. В соответствии с историческим планом архитектора Фомы Мельникова установлена беседка «Храм Аполлона».




























































Видео канала "Московская реставрация":

image Click to view



Источник текста: um.mos.ru

Другие мои посты про объекты Московского культурного наследия после реставрации:Московская реставрация 2018  «Московская реставрация - 2018»: жюри определило победителейМосковская реставрация 2017  Церемония награждения лауреатов конкурса «Московская реставрация - 2017»Московская реставрация 2016 Палаты в Шубине XVII века (Московский ресторан "АРАГВИ") после реставрации Интерьеры особняка Н.Г.Зимина в Дегтярном переулке после реставрации Горельеф Е.В. Вучетича на ВДНХ после реставрации В часовой башне Киевского вокзала после реставрации Павильон Беларусь на ВДНХ после реставрацииМосковская реставрация 2015  Экскурсия в посольство Греции  Экскурсия в особняк «Галерея Жиро» Интерьеры особняка Коробковой после реставрации (Арх. Лев Кекушев) Екатерининская больница (МосГорДума) после реставрации Интерьеры палат 17 века в Архангельском переулке после реставрации Вид с пропилей парка Горького после реставрацииМосковская реставрация 2014 Внутри Дома Центросоюза (Наркомлегпрома) в Москве (1928-1936) арх. Ле Корбюзье Интерьеры Фонда Культуры (Усадьба Замятиных-Львовых-Третьяковых) после реставрацииМосковская реставрация 2013 Внутри "Дома с кариатидами" после реставрации

Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.com

Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций

И не забудьте ПОДПИСАТЬСЯ на мой блог

особняк, Дни культурного и исторического наследия, усадьба, Московская реставрация

Previous post Next post
Up