Храм святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе после реставрации.

Apr 13, 2018 17:05





В 2016 году Православный приход храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе стал лауреатом конкурса «Московская реставрация» в разделе «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ».


Кто такие Флор и Лавр?
Согласно житию, братья Флор и Лавр - христианские мученики, жившие в II веке в римской провинции Иллирии (территория современных Албании и Хорватии). Православная и католическая церкви чтят их память 31 (по старому стилю 18) августа.


Юноши, принявшие христианство, прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры. За уничтожение языческих идолов для построенного ими храма местный правитель приказал бросить Флора и Лавра в колодец и засыпать землёй. В Средние века христиане нашли нетленные мощи братьев и перенесли их в Константинополь; есть сведения, что русские паломники видели их в XIII-XIV веках.


По преданию, обретению мощей Флора и Лавра сопутствовало чудо: в окрестностях остановился падёж скота. Вероятно, поэтому на Руси этих святых считали покровителями животных, особенно лошадей.


Некоторые древнерусские каноны даже подчёркивают, что на их иконах должны изображаться лошади, хотя в житии и зарубежных источниках таких сведений нет. Ещё одна интересная деталь касается имён святых: Флора чаще называли Фрол, а Лавра - Лавер или Лавёр.


Популярность на Руси
Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр».


О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос - помилуй и спаси нас! - заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому». Другой пример из классики, уже советской: священник отец Фёдор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.


Но главный показатель популярности святых - число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:


- две с приделами - церковь Трёх Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);


- три именных - церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).


Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.


История церкви на Зацепе
По одной из версий, название улицы Зацепы, расположенной рядом с Павелецким вокзалом, означает «за цепью». В конце XVII века Земляной город, позже ставший Садовым кольцом, был таможенной границей, и здесь стоял сторожевой пост, где останавливали и осматривали все въезжавшие в столицу повозки. Постепенно имя вошло в ряд топонимов - в названия площади, вала, тупика и нескольких проездов.


Нынешняя Дубининская улица получила это название лишь в 1922 году, а раньше она была Коломенской-Ямской. Первая часть указывает, что от Зацепы начинался Коломенский тракт, а вторая - что здесь находилась ямская слобода, одна из нескольких в городе. Она переместилась сюда с Полянки в конце XVI века. Именно благодаря ямщикам в 1625 году на этом месте и появилась церковь Флора и Лавра, тогда ещё деревянная. Она простояла чуть больше века, а в 1738 году сгорела.


По просьбе местных прихожан через год здесь вырос каменный храм, но уже под другим именем - его освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1835 году перестроили в стиле ампир его колокольню, приделы и трапезную, а в 1861-1862 годах - и основной объём (четверик). В 1909 году церковь расширилась за счёт западных притворов (пристроек).


После революции храм превратился в своеобразный склад церковных ценностей: сюда свозили иконы, святыни и утварь со всей Москвы, в том числе и из храма Христа Спасителя. Службы проходили нерегулярно, а в 1937 практически прекратились, потому что настоятеля, протоиерея Николая Виноградова, арестовали и расстреляли «за антисоветскую агитацию». В 1938 году храм окончательно закрыли, и у него появились необычные функции: судя по архивам Московского горсовета, часть помещения занимал клуб слепых, который в 1940 году сдал площадь в аренду зоокомбинату.


Через какое-то время в бывшей церкви разместили фабрику металлографических и гравёрных работ. Производство оказалось вредным во всех смыслах: одни настенные росписи уничтожили, другие закрасили, а остатки декора страдали от кислотно-щелочных испарений и вибрации оборудования. Вносило свою лепту и трамвайное кольцо вокруг храма: здесь разворачивался трамвай А - знаменитая «Аннушка».


Здание сильно изменилось изнутри и снаружи: в нём появились перегородки и межэтажные перекрытия, а главка купола исчезла. В 1957 году колокольню пытались взорвать, но основание устояло, разрушились только верхние ярусы. Есть версия, что материал, из которого они были сложены, превратился… в праздничное украшение: толчёным кирпичом посыпали некоторые улицы в честь VI Международного фестиваля молодёжи и студентов. Впрочем, может быть, это одна из городских легенд.


В 1960 году здание запоздало было признано памятником архитектуры и попало под государственную охрану, но лишь номинально: производство осталось на месте. Фабрику начали переводить в здание на Жуковом проезде (дом 21) лишь в 1989 году, но цеха продолжали работать ещё несколько лет. В январе 1991 года город официально передал здание храма Русской православной церкви, и 7 апреля, на Пасху, в нём после долгого перерыва прошло богослужение. Примечательно, что первым освятили именно придел святых мучеников Флора и Лавра. И сейчас церковь носит два названия - храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и храм Флора и Лавра на Зацепе.


Долгожданная реставрация
Исследовательские и проектные изыскания по реставрации храма начались ещё в 1978 году. К 1985 году появился план восстановления колокольни и главки, однако к его реализации приступили лишь десять лет спустя. Патриархия РПЦ получила здание «в неудовлетворительном техническом состоянии» и по решению Горсовета должна была проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы за счёт своих сил и средств. Восстановление шло медленно и многократно прерывалось.


В 2015 году церковь включили в городскую программу поддержки объектов культурного наследия. Город предоставил патриархии целевую субсидию. Работы заняли полтора года - с июня 2015 по декабрь 2016 года.


Восстановление затронуло все элементы здания:
- фасад - обновлены глава и крест, световой барабан, ротонда и портики, северная и южная паперти (включая каменные ступени), воссоздан лепной декор, нанесена защитная штукатурка;
- купол - воссоздана уникальная система деревянных стропил, проведены гидро- и пароизоляция и утепление кирпичной кладки свода;
- интерьер - в главном входе и тамбуре заменили большинство деревянных деталей, в самом храме устроили полы из каменных плит (взамен деревянного покрытия);
- инженерные системы - организовано водо- и теплоснабжение здания, налажены электрообеспечение и телефония, устроена бытовая канализация, установлена молниезащита.


Правительство Москвы признало, что все работы проведены на высоком профессиональном уровне, и отметило руководителей проекта премией конкурса «Московская реставрация - 2016». Так завершилось восстановление храма Флора и Лавра, формально начатое почти 40 лет назад.






































Источник текста: www.mos.ru

Другие мои посты про объекты Московского культурного наследия после реставрации:

Московская реставрация 2016

Палаты в Шубине XVII века (Московский ресторан "АРАГВИ") после реставрации

Интерьеры особняка Н.Г.Зимина в Дегтярном переулке после реставрации

Горельеф Е.В. Вучетича на ВДНХ после реставрации

В часовой башне Киевского вокзала после реставрации

Павильон Беларусь на ВДНХ после реставрации

Московская реставрация 2015

Интерьеры особняка Коробковой после реставрации (Арх. Лев Кекушев)

Екатерининская больница (МосГорДума) после реставрации

Интерьеры палат 17 века в Архангельском переулке после реставрации

Вид с пропилей парка Горького после реставрации

Московская реставрация 2014

Внутри Дома Центросоюза (Наркомлегпрома) в Москве (1928-1936) арх. Ле Корбюзье

Интерьеры Фонда Культуры (Усадьба Замятиных-Львовых-Третьяковых) после реставрации

Московская реставрация 2013

Внутри "Дома с кариатидами" после реставрации

Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.com
Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций

Московская реставрация

Previous post Next post
Up