`Золотые комнаты` дома Демидовых в Москве, созданные в конце XVIII века великим русским архитектором М.Ф.Казаковым, - один из лучших образцов русского интерьера эпохи классицизма. Они отличаются великолепной резьбой по дереву, лепкой и монументальной живописью. Расположены они в так называемом демидовском особняке на втором этаже. До нас дошли только три.
Музейный комплекс состоит из девяти помещений общей площадью 380 м. кв. Официальная дата образования - 1842 год.
- Круглая столовая (с временной экспозицией, в трёх витринах, посвящённая 70 летию Президента МИИГАиК Летчику-космонавту Дважды Герою Советского Союза В.П. Савиных);
- Голубая гостиная (рояль, 2 зеркала с подзеркальными мраморными столиками XVIII в.);
- Малиновая гостиная (10 кресел, 2 зеркала с подзеркальными мраморными столиками XVIII в., камин и каминный набор );
- Изумрудная гостиная (2 кресла, диванчик, банкетка XVIII в.);
- Гардеробная (на реставрации)
- Большой геодезический зал со старинными инструментами и витринными шкафами;
- Малый геодезический зал с инструментами советского периода и витринными шкафами;
- Кабинет;
- Хранилище
Музейный комплекс располагается в старинной усадьбе Демидовых, построенной в 1789-1791 г.г. известным архитектором М.Ф. Казаковым. Дом Демидовых является памятником истории и архитектуры XVIII века, где тесно переплелись судьбы древнего рода меценатов и промышленников и одного из старейших в России учебных заведений - Константиновского межевого института (КМИ), открытого в 1779 г.Территория крупного владения (со зданием), занимавшего участок Гороховского и Малого Демидовского переулков, сложилось во второй половине XVIII в. В 70-х гг. XVIII в. усадьбу купил Иван Никитич Демидов. В конце 1780-х гг. ее унаследовал его сын, отставной бригадир Иван Иванович Демидов, для которого в 1789-1791 гг. по проекту М.Ф.Казакова был построен существующий ансамбль: главный дом, два флигеля, симметрично поставленные по линии Гороховского переулка, и каменная ограда, соединяющая главный дом и флигеля. За главным домом и западным флигелем располагался небольшой парадный двор. Дом Демидова имел типичную планировку, характерную для того периода, с поэтажным размещением помещений отвечающих определенным устоявшимся требованиям. В нижнем этаже находились главным образом хозяйственные помещения и «людские покои». Второй этаж занимала анфилада парадных комнат. Помещения третьего этажа использовали для повседневных и утилитарных целей: личные комнаты на случай приезда гостей и комнаты прислуги. Двусветный просторный Большой парадный зал, расположенный в восточной половине дома, предназначался для проведения торжественных встреч, балов и приемов. От Большого зала начиналась анфилада парадных комнат, выходящих окнами на главный северный фасад дома: Голубая, Малиновая, Изумрудная гостиные и гардеробная. Парадные комнаты демидовского дома носят название «золотых», поскольку они украшены тончайшей золоченой резьбой, искусно исполненной резчиками по рисункам Казакова. Совокупность различных приемов и видов резьбы позволило получить множество разнообразных художественных композиций для каждой парадной комнаты. С резьбой сочетается роспись и лепнина. Данная усадьба, и в частности главный дом, являются типичными для застройки Москвы последней четверти XVIII в. и позволяет составить представление о том, как выглядели парадные залы и жилые комнаты богатых москвичей того времени.
Круглая столовая
В центральной части второго этажа расположен большой круглый зал (диаметр 6 м), который служил столовой и был удобно связан со всеми помещениями дома. Периметр зала разделён сдвоенными пилястрами ионического ордена на 8 простенков с вкомпоноваными окнами, дверьми и печными нишами. Лёгкий карниз отделяет стены от плоского зеркального свода с небольшой падугой(плавный переход от стены к поверхности потолка). Круглая столовая расположена по оси дома и сообщается с центральной гостиной.
Голубая гостиная
Эта комната занимает центральное место по фасаду и выходит тремя окнами-дверьми на балкон. В этой гостиной за исключением декоративных композиций расположенных над дверьми (дюседепортов) позолоченных элементов немного.
Главной особенностью комнаты являются три одинаковых архитектурно оформленных проёма (портала), два из которых относятся к анфиладе (в столовую и малиновую гостиную).Дверные полотна здесь открывались во внутрь комнаты и рисунок их профилей был схож с рисунком дверей столовой, что художественно объединяет эти две смежные комнаты, различные по характеру архитектуры.
Малиновая гостиная
Малиновая гостиная самая большая из сохранившихся комнат анфилады, она отделана изысканнее и богаче. Глубокие дверные проёмы и оконные ниши во всю толщину стены украшены золочёной резьбой. Особый уют комнате придаёт белый мраморный камин с зеркалом в деревянной раме с тонкими резными колонками.
Общий колорит комнаты создаётся из трёх основных цветов:
Белого цвета - в карнизе, плафоне, мраморе камина и фоне резьбы;
Золота - в резьбе;
Темно-красного цвета - штофная обивка стен.
Такое же сочетание прослеживается в и в сохранившейся меблировке комнаты - экране камина, подзеркальниках, креслах с золочёной резьбой на белом фоне и темно-красным штофным шёлком.
Во внутренних углах комнаты расположены печи светлого искусственного мрамора. Их вогнутая поверхность, также как обрамление дверей и зеркал занимает всю высоту комнаты.
Паркетные полы набирались на щитах таким образом, чтобы при сборке на месте получался бы цельный узор. Наборный паркет геометрического рисунка с круглой розеткой в центре гостиной выполнен из серого дуба, мореного дуба и берёзы.
Изумрудная гостиная (спальня)
В правой части дома анфиладу завершает роскошно декорированная спальня. Не смотря на небольшие размеры спальни, Казаков сохранил общие для анфилады большие размеры дверных проёмов (порталов).
Новым декоративным мотивом в резных щитах спальни служат лёгкие облачка с голубками в обрамлении драпировок, вносят черту интимности в нарядный облик комнаты. Не только дверные обрамления, но и почти вся поверхность стен спальни украшена резьбой.
Карниз и плафон спальни сплошь покрыты орнаментом и живописью. Многокрасочный овальный венок из садовых и полевых цветов - роз, нарциссов, васильков, тюльпанов и лилий - на фоне светло-голубого неба занимает центр плафона.
Орнамент вокруг венка создаёт переход от овала к карнизу. Небольшая разница в длинах сторон комнаты позволяет придать более мягкую овальную форму венку плафона миниатюрной спальни.
В большом геодезическом зале со старинными инструментами фотографировать запрещено, поэтому приведу только фотографии из малого геодезического зала с инструментами советского периода:
Источники текста:
http://www.museum.ru/M560http://www.exmu.ru/museum_list/2585/muzey_geodezii_i_kartografii/http://demidovj.narod.ru/index.htmlhttp://um.mos.ru/houses/demidovskiy_dvorets/http://www.miigaik.ru/about/uni_objects/muzejnyj_komplek/ Коллекция
Основные фонды музея включают 602 предмета, полностью коллекция музея состоит из 1000 предметов
Адрес
Россия, 103064, Москва, Гороховский пер., 4, МГУГиК
Телефон
(495) 267-4533, 261-3152, 261-4533
Здание
Усадьба И.И.Демидова возводилась по проекту М.Казакова в 1789 г.
Входная плата
Льготы для детей, инвалидов, пенсионеров предусматриваются, остальная информация по тел. 267-4533
Часы работы
Ежедневно с 11.00 до 16.00, кроме субботы и воскресенья Внимание: только по предварительной договоренности
Как добраться
От ст. м. "Курская" далее пешком; ст. м. "Бауманская", далее тролл. 25, 45 до ост. "Сад им. Баумана"
Все мои посты сначала выходят в моем журнале:
http://bdb-2000.livejournal.com Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций