Неформальный путеводитель по Золотому Кольцу России. Кострома (Улицы веером)

Apr 14, 2014 13:45






Центр Костромы был выстроен более 200 лет назад по лучевой (веерной) планировке. По легенде, костромичи обязаны такому расположению улиц Екатерине Второй. Кострома была хаотичным скопищем деревянных строений до конца 18-го века. Город часто горел. После очередного страшного пожара в 1773 году городские начальники решили, что центр нужно строить в камне и по плану. Эту знаменитую легенду экскурсоводы рассказывают всем гостям Костромы. Идею веерной застройки приписывают императрице Екатерине второй. Будто бы, посетив Кострому, она узнала о градостроительных проблемах жителей и решила их просто и изящно. Уронила раскрытый веер и сказала: «Так и стройте».

Другие посты серии :




Эту легенду сегодня упоминают и многие костромичи. Правда, если обратиться к фактам, то Екатерина посетила Кострому за шесть лет до пожара. То есть задолго до того, как возник вопрос о перестройке города. В областном архиве сохранились страницы уникального журнала о пребывании императрицы на костромской земле. Екатерина внимательно осмотрела город, пожаловала костромичам герб с изображением ладьи, а вот веера нигде не роняла.



И все же, к проекту перестройки города императрица руку приложила. По документам, план Костромы разработала городская комиссия в 1784 году. Но утверждён он был в Петербурге и закреплен царской печатью. Улицы же, расходящиеся веером от главной городской площади, назвали в честь внуков Екатерины II - Павловская (сейчас проспект Мира), Еленинская (Ленина), Марьинская (Шагова), Константиновская (проспект Текстильщиков), Никольская (ныне Свердлова). Пожары после перестройки в Костроме не прекратились, но стали куда менее разрушительными. Сама же веерная планировка до сих пор восхищает и костромичей, и туристов.



После революции все улицы, образующие веер, переименовали. Город постепенно разросся, но свой исторический облик центр сохранил до сих пор. Гости города неизменно восхищаются нашей «сковородкой» и её лучами. А местные живописцы не устают писать Костроме дифирамбы в масляных красках. Художник Альберт Ерёмин, которого мы застали за работой в Ботниковском сквере, считает, что уличный веер приносит городу счастье.
























Другие посты серии :Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.com

Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций

Золотое Кольцо

Previous post Next post
Up