Церковь Покрова Богоматери в Филях - уникальный памятник архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства конца XVII века. Храм был построен в 1692-1693 годах дядей Петра I боярином Львом Нарышкиным в его подмосковном имении и является ярким образцом зодчества так называемого нарышкинского стиля (или барокко). Его отличают использование нетрадиционного для древнерусской архитектуры решения плана и объемной композиции, ориентация на европейские образцы в белокаменной резьбе. По изысканности силуэта, гармоничным пропорциям объемов и качеству исполнения белокаменных деталей церковь Покрова в Филях является одной из лучших среди усадебных храмов своего времени. Она представляет собой центрическое сооружение, в котором объединены нижняя зимняя (теплая) церковь, верхний летний (холодный) храм и колокольня, попасть на которую можно по внутристенной лестнице.
02 Церковь имеет престолы в летнем и зимнем храмах. Верхний, летний, во имя Спаса Нерукотворного, почти полностью сохранил первоначальное декоративное убранство интерьера. Золоченая резьба иконостаса, клиросов и царской ложи выполнена лучшими московскими резчиками. Иконы для иконостаса написаны выдающимися художниками из числа царских мастеров Оружейной палаты, Кириллом Улановым, Карпом Золотаревым. Интерьер нижней, Покровской, церкви неоднократно обновлялся на протяжении XVIII-XIX веков.
03 Строительство храма велось в 1690-1693 годах, отделочные работы были завершены в 1694 г. Сохранилось предание о том, что Петр I пожаловал на украшение храма 400 золотых червонцев из казны. Молодой царь любил навещать в Филях своего дядю, часто устраивавшего там торжественные приемы. Дальнейшая история филевской церкви, принадлежавшей семье Нарышкиных до 1868 года, имеет ряд знаменательных страниц. 7 июня 1763 года Фили посетила императрица Екатерина II, находившаяся в Москве по случаю коронации. Императрица присутствовала на богослужении в храме, а затем в ее честь был устроен торжественный обед.
04 Строительство каменного храма на территории боярской вотчины в конце XVII века было важным событием для ее владельца. Церковь сразу же становилась основной доминантой усадьбы, была видна издалека, заявляя о своем хозяине на всю округу. Усадебные храмы этого времени отличаются необычной высотой, сложной объемно-пространственной композицией и пышным белокаменным убранством фасадов. Новый архитектурный стиль как нельзя лучше подходил для подобных построек, свидетельствуя о знатном происхождении, родовитости владельцев, подчеркивая их богатство и добродетели.
Пожар, случившийся в московском доме Нарышкиных в 1712 году, уничтожил все документы, связанные с возведением церкви Покрова в Филях. Остается неизвестным, как и у кого родился замысел ее необычного облика, что послужило для нее конкретным образцом, как звали строивших ее мастеров.
05 В верхний храм можно попасть с галереи, на которую ведут три лестницы - с северной, западной и южной сторон. Отсутствие четвертой лестницы с востока вносит легкую асимметрию в объемно-пространственное решение. В восточном полукруглом выступе, внешне ничем не отличающемся от остальных, помещается алтарь. Престол в алтаре верхнего храма расположен непосредственно над престолом нижнего, что не характерно для древнерусской традиции: при освящении церкви в подклете ее алтарную апсиду выносили к востоку, дабы не ходить ногами над престолом.
06 Новаторский по формам резной белокаменный декор - важнейшая составляющая нарышкинского стиля. Он сформировался в русском зодчестве конца XVII века независимо от сложения центрических ярусных композиций и мог украшать совершенно разные по типу постройки. В отличие от памятников «узорочья» предшествовавшего времени, где декор был неразрывно связан с кирпичной кладкой, белокаменная резьба нарышкинских храмов накладывалась на ровную гладь стены, подчеркивая конструктивные узлы и основные архитектурные линии.
07 Заимствованный из разных источников, новый декор впитал ренессансные, маньеристические и барочные черты. Важную роль в его формировании сыграли белорусские резчики по дереву, работавшие в Москве с середины XVII века. Многие мотивы нарышкинского декора появились сначала в выполненном ими резном убранстве деревянного царского дворца в Коломенском, а затем перешли в каменные постройки. Другим его источником были издававшиеся в Северной Европе иллюстрированные руководства для архитекторов и декораторов, откуда заимствовались как собственно архитектурные (колонки, балюстрады, фиалы, пальметты-раковины и т.д.), так и чисто орнаментальные формы (картуши, гирлянды с цветами и фруктами и пр.).
08На протяжении всего своего существования нарышкинский стиль оставался столичным явлением. Заказчиками столь дорогих храмов могли быть только представители царского дома, очень знатные вельможи, приближенные к двору высшие церковные иерархи, а также богатейшие купцы. Члены семьи Нарышкиных были строителями целого ряда таких храмов. Лев Кириллович кроме филевского храма выстроил в своей городской усадьбе церковь Знамения на Шереметевом дворе, декоративное убранство которой имеет много общего с церковью Покрова в Филях.
09 Церковь Покрова в Филях произвела сильное впечатление на современников и стала образцом для многих вотчинных храмов рубежа XVII - XVIII веков, когда в Подмосковье началось массовое усадебное строительство.
10
11 Внутренняя архитектура храмов нарышкинского стиля не менее своеобразна, чем их наружный облик. Ярусная композиция придает небольшому внутреннему пространству значительную высоту, а раскрытые к основному помещению храма полукруглые лепестки-экседры создают сложную пространственную конфигурацию его интерьера.
12 Верхний летний храм филевской церкви сохранил свой первоначальный интерьер с редкостной полнотой. Сегодня он предстает таким же, каким замыслили его мастера-декораторы, каким видели его Лев Кириллович Нарышкин и молодой царь Петр I. Свидетелем тех времен служит подлинный пол, выложенный из дубовых плах.
13 Главное украшение филевского храма - его резной золоченый иконостас, имеющий нетрадиционную ступенчатую форму и, благодаря растительным орнаментам, покрывающим его архитектурную основу, зримо являющий собой образ прекрасного райского сада. Резьба подчиняет себе форму икон, заставляя их принимать причудливые округлые или граненые очертания, затрудняет четкое прочтение их рядов по горизонтали. Каждая из икон имеет собственную раму, такую высокую, что они кажутся утопленными в тело иконостаса. Движение пронизывает весь иконостас, который как бы живет, дышит, прорастает на глазах пребывающих в храме.
14 Тектоника филевского иконостаса первоначально читалась более отчетливо, поскольку его основная конструкция, на которой крепились резные детали, была темной, а сами резные детали - золочеными. В середине XIX века иконостас был полностью перезолочен, и эта позолота была оставлена при реставрации. Подлинную окраску восстановили лишь на клиросах, навесных киотах и владельческой ложе.
15 Все три открытые в четверик притворы верхнего храма не сохранили декоративного оформления конца XVII века. Находящиеся в них киоты с иконами выполнены в 1850 году. Тогда же весь храм был покрыт росписью - отдельными сюжетными композициями в орнаментальных рамах, имитирующих лепнину, а также псевдобарочными и псевдоклассическими архитектурными мотивами по голубому полю стены.
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28 Со сводов вниз, пронзая единой осью все внутреннее пространство храма, спускается цепь главного светильника-паникадила, выполненная в виде пышной цветочной гирлянды. Эта изысканная деталь убранства придавала еще большую нарядность интерьеру, обильно декорированному пышной золоченой деревянной резьбой.
29 Искусство такой резьбы пришло в Москву в середине XVII столетия вместе с белорусскими мастерами-резчиками, которых привлек для украшения Воскресенского храма в Новом Иерусалиме патриарх Никон. После опалы патриарха они стали работать при царском дворе. «Белорусская резь» стала очень популярной в Москве, поскольку позволяла украшать храмы с невиданной ранее пышностью.
30 По формам и технике исполнения эта резьба полностью соответствовала аналогичному искусству, распространенному в странах Северной Европы и Польше. Основное отличие «белорусской» или «флемской» (т.е. фламандской) резьбы от традиционной для России глухой плоскостной заключалось в том, что она была сквозной и объемной, фактически скульптурной, и требовала для своего исполнения особых инструментов.
31
32
33
34
тексты:
Церковь Покрова в Филях / АрхитектураЦерковь Покрова в Филях / Интерьер Все мои посты сначала выходят в моем журнале:
http://bdb-2000.livejournal.com Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций