Люблино - чудом сохранившийся памятник допожарной Москвы - позволяет «побывать в гостях» у знаменитого московского чудака и хлебосола Н.А.Дурасова и ощутить особую атмосферу торжественных приемов и праздников, которые он устраивал в своем главном доме-дворце.
Замечательно, что до нашего времени чудом сохранились почти все исторические постройки усадьбы, правда, перестроенные в XX столетии. Как и в XIX в., композиционным центром усадебного ансамбля является главный господский дом-дворец. Своеобразное для архитектуры Москвы и Подмосковья здание имеет в плане сочетание креста и круга. Такая необычная форма представляет собой совершенно оригинальное решение, которому трудно найти аналогии среди русских усадебных построек. В классицизме круглая колоннада зачастую символизирует античный храм, а здесь она стала знаком посвящения здания античному божеству - Аполлону, статуя которого изначально венчала его купол. Такая планировка восходит к проектам итальянского архитектора XVI в. А. Палладио, а также теоретика французского классицизма XVIIIстолетия Ж.-Ф. Неффоржа. Одновременно ряд исследователей предполагает, что архитектурное решение дворца приближается к более раннему французско-шведскому проекту «Салон Аполлона» («Храм Знаний, или Монпарнас»), созданному Никодемусом Тессином Младшим в 1700 г. как архитектурный панегирик Людовику XIV - королю-солнцу.
02 Территория “Люблино” входит в состав Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.
03 Русские усадьбы XVIII-XIX столетий - многогранное явление, связанное с художественной культурой русского народа. Особое место в отечественной усадебной культуре занимают подмосковные, а ныне московские усадьбы, играющие исключительно важную роль в формировании образа и архитектурного облика нашей древней столицы и придающие Москве неповторимую привлекательность.
04 Одним из таких редчайших дворцово-парковых ансамблей начала XIX века является бывшая подмосковная усадьба Люблино, расположенная в Юго-Восточном административном округе столицы.
05 Люблино - чудом сохранившийся историко-культурный памятник допожарной Москвы - позволяет нашему современнику «побывать в гостях» у знаменитого московского чудака и хлебосола Н.А.Дурасова и ощутить особую атмосферу торжественных приемов и праздников, которые он устраивал в своем главном доме-дворце.
06 Время расцвета русских, в том числе подмосковных усадеб относится к концу XVIII - первой половине XIX столетия, когда особое значение придавали их архитектуре и ландшафтному устройству. За всем этим стоял образ роскошных царских резиденций «северной столицы» - Санкт-Петербурга, а также грезился образ Версаля - властителя умов, законодателя высокого художественного вкуса и стиля жизни. На первое место, как и во французских образцах, выступала античная символика, которая превращала частный дворец московского аристократа в Дом и Храм Аполлона - бога Солнца, покровителя Наук и Искусств, что придавало вельможному хозяину яркий блеск и высокий статус.
07 Все эти замечательные черты воплощены в архитектуре сохранившихся до наших дней дворца Н.А.Дурасова и исторического ансамбля бывшей подмосковной усадьбы Люблино. Сегодня это одна из уникальных исторических территорий Москвы.
08 Первые сведения о ней относятся к концу XVI - началу XVII в. Называлась она пустошью Юркино на реке Голеди (Голедянке). В 80-е гг. XVII столетия селение перешло к стольнику Григорию Петровичу Годунову - одному из последних представителей знаменитого рода. Тогда же Юркино переименовали в Годуново. Имение наследовала его дочь Аграфена Григорьевна, вышедшая замуж за князя Владимира Никитича Прозоровского, адъютанта генерал-фельдмаршала князя. М.М.Голицына - героя Полтавской битвы. Позднее имение перешло к их сыну Петру Владимировичу Прозоровскому, при котором оно и получило новое название Люблино (ударение на втором слоге). Скорее всего, причиной такого переименования явилась характерная для XVIII в. мода на «пасторальные» названия дворянских усадеб. Последним владельцем этой небольшой деревеньки, состоящей из пяти дворов, был внук Аграфены Григорьевны - Владимир Петрович Прозоровский, у которого Люблино купила княгиня Анна Андреевна Урусова. Именно у нее около 1800 г. сельцо приобрел Н.А.Дурасов.
09 Центральным зданием, несколько отстоящим от остальных построек, является главный господский дом - дворец. Одновременно с господским домом были построены и другие усадебные сооружения, возведенные из кирпича, в отличие от сооружений большинства подмосковных имений. Гости въезжали в усадьбу по мосту, перекинутому через пруд.
10 Парк в люблинской усадьбе отвечал самым модным тенденциям ландшафтного искусства рубежа XVIII - XIX вв., когда на смену регулярным (французским) паркам приходят «натуральные сады», или пейзажные (английские) парки.Роскошный дворцово-парковый ансамбль представлял собой гармоничный ландшафт, сочетавший классическую архитектуру и парк свободной планировки на холмистом рельефе над просторной водной поверхностью пруда (на русле речки Голедянки).
11 Здесь росли редчайшие лиственные и хвойные деревья. Важная роль отводилась цветочному оформлению усадьбы. На ее небольшой части, примыкавшей к дворцу, были устроены аллеи, вдоль которых высаживали деревья и декоративные кустарники, оформляли клумбы, размещали скульптуры. Аллеи переходили в дорожки, а дальше от дома парк становился более естественным, в «английском вкусе»: серые темные чащи, ручьи и пруды с извилистыми берегами, нависшие над водой деревья. Потом начинался обширный лес-парк, который еще более усиливал своеобразие и неповторимость живописного рельефа Люблина. Парк украшали беседки и павильоны.Сегодня усадьба Люблино - это архитектурно-ландшафтный памятник федерального значения, с 2005 г. находящийся в составе Московского государственного объединенного музея-заповедника.
12 Рядом с дворцом находился большой комплекс театральных зданий, состоящий из театра, дома управляющего и здания театральной школы.
13 Крепостной театр в Люблине создал славу своему хозяину и в начале XIX века входил в число двадцати крупнейших крепостных театров России.
14 Руководил театром и обучал артистов замечательный актер и писатель-драматург П.А.Плавильщиков (1760-1812), благодаря которому мастерство люблинских крепостных артистов достигло высочайшего уровня.
15 Пожар и разорение затронули не только Москву, но и большинство подмосковных дворянских усадеб. Однако к усадьбе Люблино французы оказались милостивы. Осенью 1812 г., при отступлении, наполеоновские войска не посягнули на ее изысканный архитектурный ансамбль. Современники объясняли это тем, что масштабы запасенной хозяином провизии привлекли внимание высшего французского начальства. Так, один из русских агентов, оставшихся в оккупированной Москве, в своем донесении отмечал, что «в Люблине, у господина Дурасова, живет один французский генерал и пользуется найденными там припасами и вином… и 29-го числа (сентября) было за столом человек с 40 одних генералов».
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25 Недалеко от театра располагались флигель, в котором размещался пансион для дворянских детей во главе с учителем-французом, и огромная оранжерея, состоявшая из десяти залов, южнее находились конный двор и несколько сооружений хозяйственного назначения.
Несмотря на великолепие, главный летний дом-дворец для многолюдных приемов был недостаточно велик, поэтому в теплое время года праздничным действом были охвачены усадебный театр и роскошный парк.
26
27
28
29
Сегодня посетители могут созерцать дворец Н.А.Дурасова во всем великолепии: таким, каким он был 200 лет назад.
Под сводами его парадных залов стараниями музейных сотрудников вновь оживает прошлое. Для взрослых и детей предлагаются различные экскурсионные программы, во время которых посетители не только знакомятся с особенностями архитектуры и художественного убранства дворца. Они приходят в гости к Н.А.Дурасову и превращаются то в музыкантов, то в участников дворянского бала или салонного вечера, то в воинов русской и французской армий 1812 года. Ежегодно во дворце устраиваются детские благотворительные новогодние и рождественские праздники.
В изысканном Розовом зале проводится торжественная церемония регистрации брака, которая сопровождается специально разработанной экскурсионно-художественной программой и фотосессией для новобрачных.
Так постепенно идет восстановление усадьбы, которое предполагает возвращение к истокам, воспитание художественного вкуса и исторического подхода к отечественным культурным ценностям и традициям.
Адрес: Москва, ул. Летняя, дом 1, корп. 1
Экспозиция Дворца Н.А.Дурасова открыта с 10.00 до 18.00, кроме понедельника.
Экскурсии для сборных групп: суббота, воскресенье - 11.00, 13.00, 15.00 (кроме третьего воскресенья каждого месяца).
В третье воскресенье каждого месяца - бесплатное посещение в режиме самостоятельного осмотра экспозиций.
Тел./факс (495) 350-15-53, тел. 8 (499) 722-71-89
Текст с сайта музея:
http://mgomz.ru/lublino Все мои посты сначала выходят в моем журнале:
http://bdb-2000.livejournal.com Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций