На Новой Басманной улице стоит особняк купца 1-й гильдии Николая Дмитриевича Стахеева. Так получилось, что Стахеев послужил прототипом Ипполита Матвеевича Воробьянинова.в знаменитых "12 стульях". Перед Первой Мировой войной он уехал с семьей во Францию. Много играл в казино в Монте-Карло. После 1918 года, когда все состояние Стахеева было национализировано, он вернулся в Москву, чтобы забрать из тайника своего дома на Басманной серебро и какие-то другие ценности, но был задержан ГПУ. Стахеев на допросе предложил Дзержинскому сделку: он говорит, где в доме спрятаны ценности, а ему назначают пенсию и дают возможность уехать. Дзержинский принял условия бывшего промышленника. Говорили, что Стахеев до конца своих дней получал пенсию, а на часть «найденных» сокровищ в 1927 году архитектором Щусевым был построен Дом Культуры железнодорожников на нынешней Комсомольской площади. Об этой истории узнали журналисты железнодорожной газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф.
02 Особняк Стахеева после национализации передали железнодорожникам. С 1918 года он находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения (впоследствии Министерства путей сообщения). Там в разное время находились различные учреждения: клуб железнодорожников имени Дзержинского, Деловой клуб транспортников, и Всесоюзное объединение лесной и деревообрабатывающей промышленности на транспорте.
03 В 1940 году дом отдали под клуб детей железнодорожников. Там работало множество творческих и технических кружков и секций, стены этого здания помнят ещё молодых, пятнадцатилетних Олега Даля, Олега Басилашвили, Валентину Толкунову и других.
04 Родился Н. Д. Стахеев в городе Елабуга, где и провёл своё детство. Отец его Дмитрий Иванович Стахеев (1819-1888) - представитель известнейшего купеческого рода, елабужский купец 1-й гильдии, - избирался городским головой (1862-1864, 1880-1883), занимался благотворительностью, оказывал начинающему художнику И. И. Шишкину.
05 Отец оставил сыну крупное наследство, около пяти миллионов рублей. Мать Н. Д. Стахеева Александра Ивановна, урождённая Шишкина (1823-1853), была дочерью купца Ивана Васильевича Шишкина (1792-1872) и родной сестрой художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898). Таким образом, с детства Николай Дмитриевич находился в обществе тесно связанным с творческой средой, где видимо он и научился понимать искусство и чувствовать его. Впоследствии, переехав в Москву, он не терял связи со своим дядей, оказывал ему поддержку и приобретал его картины. Стахеев стал коллекционером живописи.
06 Кроме наследства, отец оставил сыну хорошее дело. Н. Д. Стахеев торговал хлебом, чаем, лесом, имел золотые прииски, владел нефтяными месторождениями и, обладая большими коммерческими способностями, увеличил свой капитал в 8 раз. Переехав на жительство в Москву, начал скупать старые особняки на лучших улицах и строить многоэтажные дома, что приносило ему большой доход. Например, в 1890-х годах он покупает землю у дворянки Рожковской на улице Мясницкая и строит доходный дом № 6 с книжными магазинами, который теперь известен как «Библио-Глобус», потом - дом на Тверской, дом № 3 в Лубянском проезде - всего 11 дорогостоящих зданий.
07 Обширный участок земли с садом на Новой Басманной улице в Москве Стахеев купил в 1890-х гг., где в 1898-1899 гг. архитектором М. Ф. Бугровским бы построен особняк Н. Д. Стахеева. К работам был привлечён скульптор В. Г. Гладков.
08 Постройка этого здания обошлась заказчику в 1 миллион рублей. Это один из наиболее ярких и хорошо сохранившихся до наших дней примеров эклектической архитектуры конца XIX века, а его интерьеры являются ценнейшими памятниками прикладного искусства.
09 Будучи большим ценителем и знатоком искусства, Н. Д. Стахеев с соответствующим вниманием подошёл и к оформлению своего особняка. Фасады и холл с беломраморной лестницей были выполнены в греческом стиле, парадные апартаменты включают готическую столовую, мавританскую курительную, залы в стиле классицизма, барокко и т. д. Хорошо сохранилась обильная деревянная резьба, сложного рисунка паркет, витражи, мраморная и лепная отделка. Перед домом находится фонтан: чугунная женская фигура, держащая фонарь - «Богиня ночи», изготовленная в парижской мастерской в конце ХIХ века. Позади было пристроено помещение галереи, а с правой стороны находилось здание конторы.
10 Особняк использовался под сдачу в аренду богатым москвичам. Так, в 1910-х гг. он сдавался Зинаиде Григорьевне Морозовой, вдове мецената Саввы Тимофеевича Морозова за 25 тыс. рублей в год.
11 Н. Д. Стахеев жил на широкую ногу. Много путешествовал. Он был не только щедрым меценатом, но и страстным игроком, завсегдатаем казино в Монте-Карло. Как отмечали современники, он проматывал свои капиталы «без жалости и сожаления», его приезд в Монте-Карло всегда сопровождался повышением курса акций казино, так как он играл крупно и обыкновенно проигрывал.
12 Не забывал и о благотворительности, которой славились его отец и дядя. Однаждыв 1908 г., к ужасу родственников и компаньонов, он проиграл в казино Монте-Карло 15 миллионов(!) золотых рублей. (Огромные деньги по тем временам, строительство Ливадийского дворца, например, обошлось казне в 4 миллиона.)
Готическая столовая
13
14
15
16
17
Мавританская курительная
18
19
20
21
22
23 Подоконники и откосы из натуральной яшмы
Удивительный потолок Каминного зала
24
25
Белый зал
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Источник текста: Википедия
Все мои посты сначала выходят в моем журнале:
http://bdb-2000.livejournal.com Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций