ЧТО ПИШЕТ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОНЕН О МУЖСКИХ СТРАХАХ
Итак, давайте познакомимся с тем, что пишет по этому поводу Вильгельм Йонен. По его мнению, основное различие между мужской психологией и женской состоит в том, что женщины не стесняются своих эмоций, а мужчины скрывают их, потому что, согласно общепринятым канонам, мужчина не должен показывать, что он испытывает боль или страх.
В то же время отношение В. Йонена к тому, что принято считать основой мужского характера, очень нетрадиционное (мягко говоря): "То, что принято понимать под мужественностью, есть не более чем болезненная реакция ранимой души мальчика на такое по своей сути травмирующее и пагубное воспитание, в процессе которого ему внушают, что он только тогда будет любимым, когда без особых волнений преодолеет боль, физическую и душевную". По Йонену общество просто заставляет мужчин быть героями и творить свою жизнь как борцы-одиночки; они поставлены перед необходимостью доказывать свою силу, свою стойкость, свою целеустремленность, - отсюда и берут начало их страхи.
Необходимость борьбы и преодоления пугает мужчин. Подавляющее большинство их обречены на проигрыш. Побежденные ищут компенсацию в стремлении властвовать над женщинами, детьми или подчиненными. Отчаяние и тайные страхи проигравших, которые боятся не оправдать ожиданий родителей, своего повседневного окружения и женщин, превращают их в агрессивных невротиков, попавших в заколдованный круг страхов перед новыми возможными неудачами.
Жесткость по отношению к себе и к окружающим мужчины считают добродетелью и, напротив, свои чувства - слабостью, которой не следует доверять. "Уязвленные и, в конечном счете, страдающие - таковы те, кого мы сегодня называем мужественными". Выход из этого положения В. Йонен видит в том, чтобы научить мужчин не прятать, а откровенно и доверительно демонстрировать свои эмоции и слабости.
Женщины внушают мужчинам страх именно потому, что не скрывают свой внутренний мир, - именно это делает их сильными. Женщины доверяют своим ощущениям и стремятся установить духовную близость с собеседником, что мужчины воспринимают как угрозу.
Выходом из такой ситуации для мужчины яв" ляется выбор более молодой, подчиненной или зависимой материально партнерши. При подобном двояком преимуществе классическая мужская роль "главы" может быть сохранена. От женщины же, которая ни в чем не уступает мужчине и ощущает себя равной ему, мужчина бежит: она его путает.
Основным доводом в пользу своего превосходства, по Йонену, мужчины считают собственную агрессивность, хотя агрессия на самом деле есть продукт страха. Оценивая свой внутренний мир, мужчины понимают, что они нерешительны и не уверены в себе, и опасаются, как бы это не обнаружила сильная женщина.
Мужчины воспринимают женщин чрезвычайно ограниченно. Они придумали некий женский образ, не имеющий ничего общего с теми реальными женщинами, на которых проецируется их искаженное восприятие. В мужском представлении формируются два очень противоречивых клише: женщина для него должна быть одновременно и блудницей и святой. При этом он постоянно путает роли, в которых должна выступать его спутница, и превращает совместную жизнь с ним в ад для женщины.
Неуверенный в себе мужчина, который не может реалистично оценить ни себя, ни окружающий его мир, нуждается в подчиненной женщине для того, чтобы избежать своих скрытых внутренних сомнений. Если же женщина перестает демонстрировать мужчине свое подчиненное положение, он начинает воспринимать ее как сильную и опасную.
Исходя из этих положений, Йонен делает лестный для женщин вывод: женщины эмоционально превосходят мужчин, их корпоративной, направленной на объединение стратегии принадлежит будущее. Мужчины должны изменить себя, если они не хотят оказаться в роли аутсайдеров.
По осторожным оценкам Йрнена, более половины мужчин в Европе и Северной Америке испытывают существенные трудности в своих отношениях с женщинами, трудности, которые могут быть правильно охарактеризованы понятием "страх"; при этом они вытесняют его из сознания. Это и неудивительно. В европейской культуре страх или неуверенность считаются чем-то негативным, недостойным мужчины.
Страхи мужчины остаются почти всегда скрытыми. Когда мужчине необходимо разобраться в своем поведении, он очень редко может распознать свой страх или по-настоящему принять его в расчет. И так же редко мужчина без усилия над собой открыто признается в том, что ему знакомо нечто столь немужественное, как чувство страха. Страх - табу для мужчины; подавляющее большинство мужчин отрицают, что они его испытывают. Страх скрывают или маскируют, поскольку он может повредить репутации. Во всех случаях мужчины сохраняют притязание на то, чтобы быть сильным полом. А страх никогда не бывает проявлением силы.
Страх заставляет искать компенсации. Бегство в бесцельную деятельность, в работу, злоупотребление пищей и алкоголем или какие-либо другие занятия - все это подготавливает путь к одиночеству. Страх делает человека недоброжелательным и циничным.
Для того чтобы бороться со своими страхами, мужчины используют обычно два метода, одинаково неадаптивных. Во-первых, они избегают ситуаций, в которых они могли бы испытать страх, и скрывают это, поскольку, как и страх, бегство тоже относится к немужественным качествам. Многие мужчины избегают, например, оказываться наедине с чрезвычайно привлекательной женщиной. Во-вторых, мужчины избегают разговоров на смущающие их темы.
Победа над страхом - задача трудная и требующая много времени; победит свой страх только тот, кто научился распознавать его и понял суть; женщинам это удается значительно лучше мужчин.
Йонен называет основные мужские страхи, вот они:
Мужчины боятся оказаться несостоятельными, причем в разных областях: в профессиональной сфере, в сексуальной жизни, в жизни вообще. Их претензии обычно завышены.
Мужчины боятся потерять свой авторитет. Репутация в обществе, профессиональная квалификация и размер доходов чересчур их заботят.
Мужчины боятся стать посмешищем - и при этом верят любой, самой неправдоподобной лести.
Мужчины опасаются оказаться в подчиненном положении, поскольку победа - их главная ценность, а конкуренция - основной жизненный принцип.
Мужчины боятся оказаться обманутыми. Неблаговидных поступков они ожидают и от других.
Мужчин ужасает проявление собственной беспомощности.
Мужчины боятся оказаться ненужными.
Мужчины боятся остаться одинокими. Хотя они стараются не проявлять это внешне, одиночество они воспринимают как страшную угрозу.
Мужчины боятся быть объектом манипуляций, боятся, что их кто-то использует для своих целей. Тем не менее они сами во многих ситуациях приносят себя в жертву, когда это никому не нужно.
Мужчины сомневаются в своей привлекательности, в том, что их можно любить, и провоцируют своей надменностью и грубостью в точности такие реакции женщин, каких они и ожидают.
Мужчины боятся обнаружить свою слабость. Она для них синоним женственности.
Мужчины испытывают страх перед чувствами. Особенно они боятся сентиментальных поступков. Мужские слезы им ненавистны, особенно собственные.
Мужчинам трудно выразить свою симпатию, трудно показать кому-либо, что они действительно ценят или даже любят его.
Если провести опрос среди мужчин, то восемь из десяти будут утверждать, что такие страхи им неведомы: так работает механизм отрицания страхов.
Именно страх, а также стремление его спрятать движет мужчинами, когда они хотят заставить нас верить, что они:
всегда в хорошем настроении;
не знают сомнений или неуверенности;
все могут делать и все делают;
не знают усталости или утомления;
довольны каждый вечер;
никогда не нуждаются в совете;
никогда не просят помощи;
хотят все испытать сами;
не имеют слабостей;
не интересуются трудностями других.
Все это вместе как раз и является мужским идеалом.
Само собой разумеется, что когда "железный" мужчина демонстрирует свою независимость и мужество в одиночку, борясь с самим собой, горной вершиной, лодкой или джунглями, это не является истинным свидетельством силы. Это скорее свидетельство неуверенности в себе. Мужчины, которые находят в себе мужество признать собственную односторонность, проявляющуюся в перечисленных выше случаях, начинают чувствовать себя значительно лучше, когда они освобождаются от оков oзатаенного страха. "Переплывший в одиночку Тихий океан человек, находившийся в плавании более 100 суток, продемонстрировал не силу, а скорее свои сомнения, и как следствие - стремление к самоутверждению". Такой выбор делают только .те, кто однобоко понимает суть мужественности.
Но все же до сих пор такие сцены были частью того спектакля, который мужчины предлагали себе и миру. Уловкой-представлением для возвышения в собственных глазах над низменным "женским народом" (так называли прекрасную половину человечества средневековые хронисты).
Сильная женщина, по мнению Йонена, существенно отличается от сильного мужчины. Это различие - дополнительный фактор, вызывающий раздражение мужчин. Их раздражает не только то, что женщины бывают сильными, но и совсем иное качество этой силы, которое заставляет мужчин все больше сомневаться в правильности своих стереотипов. Было бы упрощением утверждать, что мужчины боятся женщин, потому что те иначе думают и действуют; просто мужчины замечают, что женщины могут предложить более эффективные и менее конфликтные решения многих вопросов и проблем.
Вообще Йонен считает, что мужчины - слабый пол (помните дискуссии в "Литературной га-oзете" на тему "Берегите мужчин!"), доказывая это при помощи статистики, и делает вывод: "Мужчины - пол, мало приспособленный для жизни. Этот вывод, основанный лишь на фактах их биологии, единственно верный. Небольшой их выигрыш благодаря силе мускулов в нашем современном обществе также теряет свое значение". Соответственно, если мужчина по природе слабак, то зачем ему играть роль сильного? Не проще ли уступить без спора командные высоты женщинам, таким образом избавившись от своих страхов?
В наше время, по мнению Йонена, женщины изначально обладают многими преимуществами перед мужчинами, обладают способностями, которых нет у мужчин, из-за чего мужчины им втайне завидуют. Женщины живут в ладу со своими чувствами и поэтому легко общаются с другими людьми. Женщины умеют руководить не подавляя. Женщины получают другое, мало ориентированное на достижение успеха воспитание, и поэтому они свободнее.
Изменилось общество, и женщины добиваются в нем равноправия и командных высот; женщины все чаще сами подают на развод, и мужчины чувствуют, как земля уходит у них из-под ног. Их установка на власть силы все более смягчается. Тем не менее свои тысячелетние привилегии мужчины без борьбы не отдают.
Естественно, корни искаженных полоролевых установок мужчин Йонен находит в их детстве, в неправильном полоролевом воспитании.
Множество незначительных, кажущихся безобидными эпизодов формирует мальчиков и вносит ограничения в их последующую жизнь. Уже неодобрительный взгляд, обращенный на мальчика, оказывает на него влияние, когда он начинает проявлять слабость, плакать, уступать или идти на компромисс с неблагоприятными обстоятельствами. Такой взгляд матери или отца может быть и неосознанным.
Матери хотят видеть своих сыновей какими угодно, но не мягкими и слабохарактерными. Со временем мальчики усваивают положение, что жесткость и замкнутость являются мужскими добродетелями, и такое поведение поощряется. Из мальчика вырастает мужчина. О цене же никто не беспокоится, в том числе, конечно же, и он сам. Только много позже юноше приходит в голову, что что-то упущено; если ему повезет, он впустит в свой мужской мир немного женского.
Как формируются мальчики? По Йонену, различия начинаются уже с пеленок, ведь девочек обычно одевают в розовое, а мальчиков - в голубое. При этом немецкий психолог возмущается тем, что мужская одежда менее ярка и нарядна: "Однообразная одежда для мужчин и женщин была бы ужасной, это наверняка не решило бы проблему. Но все же почему мужчины непременно должны носить такие однообразные костюмы, почему имеющаяся в их распоряжении палитра красок так строго ими ограничена? А случаи украшения мужского костюма цветами почти немыслимы. Но почему? Разве мужественность сводится к выполнению предписаний относительно одежды? Конечно, униформа дает чувство уверенности, и это основа для единых норм одежды. Но мне представляется, что помимо этого мужчины своей одеждой отделяются от женщин".
Уже в младенчестве мальчиков одевают иначе, чем девочек. Это еще не означает, что и в остальном с ними обращаются по-разному. Напротив, как с удовлетворением замечает Йонен, в настоящее время многие отцы и матери надеются, что они смогут воспитывать мальчиков и девочек совершенно одинаково, - но, увы, это их желание чаще всего остается неосуществленным. Девочкам родители чаще всего предлагают тихие игры, кукол, мальчиков же знакомят с играми, где на первом месте - конкуренция. Если девочек приучают к гармонии и осмотрительности, то у мальчиков на первом месте - успех и стремление быть первым. Если девочка подает признаки недовольства, к ней тотчас же бегут на помощь, к мальчику же не торопятся. И, по мнению Йонена, это воспитывает у них не истинную, как считают, а ложную самостоятельность: "Крики и дикие выходки мальчиков, которые так легко объясняют типичными отличиями от девочек, скорее всего имеют другую причину: это выражение страданий. Это их последняя попытка заставить всех прислушаться к ним. Мальчик быстро теряет надежду, что его тихое поведение взрослые будут воспринимать всерьез и адекватно. И это обстоятельство позволяет не верить в так часто утверждаемую независимость мужчин, в самостоятельность их устремлений и в их стойкость". Итак, различия в воспитании мальчиков и девочек заключаются в том, что мальчиков утешают реже и не так, как девочек; им, мальчикам, не внушают отрицательного отношения к буйному поведению вплоть до откровенных проявлений агрессивности, и за это их реже наказывают; ласкают их крайне редко; от мальчиков настойчивее требуют достижения успехов в разных областях; мальчиков меньше ограничивают жесткими правилами; мальчиков строже наказывают, а тех из них, кто проявляет чувство страха, наказывают очень строго. В первобытных обществах мальчики, чтобы стать мужчинами, должны были пройти через обряд инициации, связанный с преодолением боли и страха, - но ведь мы общество цивилизованное! Тем не менее и сейчас от мальчиков уже с ранних лет требуют достижений и успехов. Это не может заменить чувства надежности и защищенности, которое дает физический контакт с родителями, из-за этого у него возникает чувство страха и неуверенности. Мальчик и юноша испытывает дефицит любви.
Путь мужчины к жестокости представляет собой одновременно и путь через страх. И на протяжении всей жизни мужчина реагирует на страх агрессией или жестокостью.
Так вытесняются мягкие, нежные черты характера мужчины, те его свойства, которые могли бы противостоять неуверенности, волнениям и страху. Вытесняются до тех пор, пока они не становятся, по образному выражению Йонена, "темной стороной души, темной стороной Луны, которую мы никогда уже не увидим".
В современном обществе, считает В. Йонен, существует так называемая борьба полов - понятие, лишенное своего первоначального смысла. Если раньше оно означало борьбу за любовь, то теперь - соперничество за социальное и политическое равноправие; мужчины и женщины выступают как непримиримые противники в борьбе за власть в государстве и в обществе. Здесь мужчины обычно сталкиваются с сильными женщинами. Обычно такое знакомство их ошеломляет; большинство мужчин выбирают при этом оборонительную тактику себе во вред; они начинают приспосабливаться к этой новой женской сущности и вооружаются. Они создают оборонительную стратегию, стратегию собственной борьбы против сильных женщин. Общение с уверенной в себе женщиной заставляет нормального мужчину сильно сомневаться в себе, ведь он вооружен для мужских игр за господство или знает, как можно избежать борьбы за установление ранга. Но женская сила мало похожа на мужские стратегии противоборства, поэтому она ставит мужчину в тупик.
Подчиняться сильной женщине намного опаснее: из-за этого внутренний мир мужчины оказывается в опасности. Быть подчиненным мужчине - с этим он еще может смириться, но подчиняться женщине, представительнице слабого пола... Это выходит далеко за рамки одного конкретного поражения! Поэтому в ход пускаются все возможные методы защиты, которые должны выглядеть как "мужское превосходство", но на самом деле ведут мужчину к изоляции и одиночеству. Страх перед сильной женщиной переходит в страх перед женщиной вообще, в результате чего мужчина в общении с любой женщиной всегда остается в проигрыше.
Список проявлений эмоций женщин, которые могли бы лишить покоя мужчин, очень длинный. Он включает в себя даже смех. Да, простой женский смех может лишить мужчину уверенности. Многие мужчины признаются, что смех женщины, особенно той, которая нравится, выводит их из себя. Тогда они могут полностью потерять над собой контроль и забыть, что они хотели или должны были сделать. Мужчины очень боятся, что их могут высмеять, даже если нет никаких причин считать их самих смешными.
Если мужчине однажды показалось, что данная женщина обладает силой и может лишить его уверенности (что, конечно же, не одно и то же), то он будет и в дальнейшем остерегаться ее. Он может бороться с ней, подобно тому как борется со своими недостатками. Он будет искать возможности сблизиться с ней и в тоже время не хотеть такого сближения, будет наблюдать за ней, интересоваться ею или действовать согласно такой стратегии, которая привлечет к нему ее внимание.
Многое в женщине может лишить мужчину уверенности - и острый язычок, и аргументы, до которых он чувствует себя недоросшим. Но чаще других в центре внимания мужчины находится то, чего он все время стремится избежать: ее взгляд.
Пронизывающий взгляд женщины, которого мужчина боится и о котором он думает или знает, что это совсем не знак любви, может заставить его потерять уверенность. Этот взгляд действует на мужчину хуже, чем распекающий его начальник. Под воздействием ее взгляда у мужчины возникает единственная мысль - убежать! Как это выражается? Он отводит взгляд в сторону и слишком долго смотрит в окно. Он рассматривает ногти на руках, чего обычно никогда не делает. Или он начинает поминутно проверять, пишет ли его шариковая ручка. Все это возможные пути отхода, когда в буквальном смысле бежать из помещения невозможно.
Стремление убежать, которое мужчина пытается скрыть, все же очевидно тогда, когда он в ответ на дружелюбный взгляд женщины вдруг резко вскидывается: "Что за вопрос следует нам решить? У меня очень мало времени". Судорожно растянутые в подобие улыбки губы сопровождают эту короткую реплику, служащую ответом на взгляд, располагающий к общению. Следует заметить, что это вовсе не ответная реакция влюбленного или ищущего сближения мужчины, который не хочет открытого проявления своих чувств. Это ответная реакция мужчины, бегущего от силы, которая в сконцентрированном виде передается ему этим взглядом. Женщинам, которые в конкретных ситуациях сомневаются в том, насколько они сильны или считает ли их сильными кто-нибудь из мужчин, Йонен рекомендует именно такой "тест с помощью взгляда".
Чего же боится мужчина, который не может выдержать взгляда женщины? Разоблачения. Самое главное, чего он боится, это возможности его собеседницы заглянуть ему в душу и обнаружить там образ человека мелкого и пугливого - ту самооценку, которая и заставляет человека скрывать свой внутренний мир. Такой человек боится, что возведенный им импозантный фасад будет разрушен. Ему кажется, что не только одна конкретная сильная женщина, но и все остальные могут его точно так же разоблачить. К тому же возникает страх оказаться в зависимости перед кем-либо, кто сумел заглянуть к нему в душу. Он услужливо выполняет желания того, кто, по его мнению, может раскрыть его сущность, или, наоборот, со всей силой сопротивляется ему, в обоих случаях желая только предотвратить разоблачение. Мужчина, который не может выдержать взгляда женщины, особенно сильно боится стать посмешищем. Ему в голову приходят совсем фантастические предположения. Такой мужчина страшно боится вопроса, на который у него нет ответа: "Почему вы не можете посмотреть мне в глаза?" Если женщина настроена дружелюбно или даже выражает желание позаботиться о мужчине, то и в этом случае мужчина смущается и теряет контроль над собой.
В отношениях с женщинами страх часто играет неосознанную, но тем не менее главенствующую роль, и женщины хорошо умеют использовать в своих интересах этот мужской страх. Многие конфликты между мужчинами и женщинами проходили бы не так остро, если бы обе стороны до конца осознавали всю глубину мужского страха, чего на самом деле не происходит. Отношения между полами не были бы такой серьезной проблемой, если бы женщины больше полагались на свою собственную силу, а мужчины яснее осознавали свою неуверенность. Итак, в отношениях с женщинами мужчины боятся:
быть отвергнутыми;
стать зависимыми;
оказаться ненужными;
оказаться брошенными или униженными;
оказаться в подчинении;
не соответствовать чрезмерно высоким требованиям, предъявляемым к ним женщинами.
Мужчины также испытывают страх перед сексуальными отношениями, откровенностью, чрезмерной близостью; они боятся стать счастливыми.
Иногда проблема во многом разрешается после женитьбы. Часто мужчины чувствуют себя намного увереннее в отношениях с женщинами, если они попадают под женский каблучок. Внутри себя он находит опору и считает теперь женщин мужчинами, "которые больше не могут быть ему опасны". Когда такая дистанция постоянно выдерживается, многие мужчины чувствуют себя уверенно, по крайней мере внешне. Внутренне они держатся от других женщин (правда, часто и от своей собственной избранницы) на расстоянии и верят в то, что им удалось обмануть свой страх. Но если отношения с данной конкретной женщиной разлаживаются, старые страхи и прежняя неуверенность в себе вновь оживают. Оказывается, что в действительности ничего не изменилось, что совместная жизнь с одной какой-то женщиной не вытеснила полностью привычные страхи.
Женщины, которых уважают, желают и боятся, - вот источник и восхитительных переживаний, и глубокого разочарования. Потому что они делают мужчин счастливыми - и вместе с тем зависимыми от себя. Женщина может привнести в жизнь мужчины "бесконечное множество наслаждений и блаженство". Но одна только угроза того, что она все это может забрать назад, заставляет мужчину уйти в свою раковину.
Особенно сильно действует на мужчин разрыв значимых для них отношений с женщинами. Переживая эту боль, они догадываются, что многие свойства женщин в реальности отличаются от того, что они сами себе придумали, основываясь на своих прежних представлениях. "Женщины устроены по-другому" - это полное зависти открытие и вызывает страх мужчин перед ними. Несмотря на это, они по-мужски последовательно разрабатывают новые стратегии защиты - вместо того, чтобы пересмотреть основы своих воззрений. И это неизбежно ведет их к новым заблуждениям, в основе которых лежат их многочисленные страхи.
Большинство мужчин сомневаются в том, действительно ли их любят. Втайне каждый придерживается своего мнения о том, почему именно его выбрала его жена, но ему редко приходит в голову, что какие-либо их человеческие качества оказали на этот выбор решающее влияние, в чем его пре-. имущество. Его постоянно волнует вопрос, действительно ли его любят, и к этому вопросу он возвращается снова и снова. В глубине души он не уверен в своей собственной ценности. Почему же другой человек должен любить или ценить его? В связи с подобными вопросами большинству мужчин хотелось бы быть убежденными в том, что в них нуждаются. Что они нужны как кормильцы, как защитники, как умеющие работать или, наконец, как приносящие удовольствие. Ясность и простота таких отношений вносят спокойствие в душу мужчины. Если в нем нуждаются, значит в мире, который его окружает, все в порядке. И уже это его радует. Поэтому он предпочитает оставаться на устойчивой почве, которую обеспечивает его "практическая ценность". Это положение проиллюстрировано Йоненом следующим примером:
"Если женщина без его помощи начинает, например, менять колеса у автомобиля, мужчина не на шутку встревожится. Различные его замечания, например: "Ты только себя поранишь", или "Ты не сможешь правильно затянуть гайки", или "Машина может соскочить у тебя с домкрата", - можно свести к одной единственной фразе: "Без меня ты не сможешь это сделать!" Мужчина ощущает нешуточную опасность быть низвергнутым с пьедестала лучшего и единственного мастера по ремонту автомашин. Ему кажется, что этот первый покатившийся камень повлечет за собой и другие: "Если я ей не нужен для того, чтобы чинить машину, то скоро я ей вообще не буду нужен". Маленький камешек женской эмансипации, брошенный в огород мужских интересов, может вызвать бурную отрицательную реакцию у мужчин". Женщины считают, что комментарии мужчин, подобные приведенным выше, выражают их стремление продемонстрировать лишний раз собственное превосходство. Однако чаще всего это выражение страха стать ненужным. Для них это означает: "Мавр сделал свое дело, мавр может удалиться". Как бы абсурдно это ни звучало, они начинают сомневаться в смысле своих отношений с женой и в целесообразности их продолжать, если та берется за ремонт автомашины.
И мужчинами, и женщинами физическая измена переносится очень тяжело. Этот обман у многих мужчин ведет к последнему, необратимому шагу, направленному на разрыв отношений. Женщина, вступившая в сексуальную связь с другим мужчиной, демонстрирует очевидное проявление своей самостоятельности. Для большинства мужчин вряд ли существует более точное свидетельство самостоятельности их партнерши, ее неподчинения. В противоположных ситуациях, то есть когда мужчины изменяют своим женам, обманутые женщины очень часто решаются на попытку честно все выяснить, не ставя себе задачу одержать верх над мужчиной.
Если женщины заменяют ожидаемое от них поведение совсем другим, мужчины часто теряются. Только со временем женщины начинают понимать, что очень многие их жесты и привычки заставляют мужчин испытывать страх, потому что, не соответствуют их ожиданиям; однако, привыкнув к изменениям, мужчины быстро успокаиваются. Угнетающая мужчин необходимость в любой ситуации действовать согласно мужским канонам постепенно ослабевает.