Почему “нас не видят”(тест версия)

Jun 10, 2014 12:42


Почему “нас не видят”(тест версия)

На написание этой статьи меня вдохновила книга «Трафик. Психология поведения на дорогах» Тома Вандербильта.
Некоторые материалы и данные взяты из неё.

Итак, почему же нас так часто сбивают ?

Дело ли в зеркалах, неуважении, или чем-то еще…

Для начала давайте разберёмся, кто же наши соседи по потоку, что заставляет этих людей совершать подобные поступки:

http://www.youtube.com/watch?v=rvVouuH4tLQ

Если вы считаете, что дорогу с вами делят адекватные здоровые люди, такие же, как и вы, то с одной стороны вы
полностью правы, с другой - заблуждаетесь.

По поводу адекватности, советую посмотреть старый мультик “Мотормания” 1950 года, где допропорядочный Гуффи,
садясь в машину становится настоящим психом: http://www.youtube.com/watch?v=0ZgiVicpZGk

Не пожалейте 6 минут, пусть у вас отложиться в голове, что происходит с обычными людьми, когда они оказываются за рулём.

В качестве некоего документального подтверждения изменения сознания, могу привести исследование, по выводам
которого можно судить, что находясь в состоянии “аффекта участника движения” водители достаточно часто попадают под другие авто,
только выйдя из своей. (“Fatal pedestrian accidents in france: A typological analysis”
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S000145759600084X исследование летальных случаев с пешеходами,
проведённое французскими учёными). Авторы этого исследования пришли в выводу, что водители покинувшие свои машины,
испытывали “чувство неуязвимости”. Т.е. сознание этих водителей ещё в аффекте - они всё ещё в машине,
они всё ещё участники движения, все те же Гуффи за рулём.

Резюме:

Поймите, что в трафике люди становятся другими. Это не плохо, это данность и ее нужно принимать.

Зеркала, поворотники и проч.

Вначале байкерам стоит понять, что есть тысяча “объективных” причин, почему водители не смотрят в зеркала.
Прежде всего не смотрят в зеркала вследствии низкой квалификации.

Например, как становятся водителями: мальчик решил сделать девочке подарок, и из самых искренних побуждений
купил машину и права. Пару раз свозил на парковку к Ашану, научил трогаться, объезжать столбы и отправил на дорогу.
Или, например, узбек, которому брат дал порулить свою “Нексию” заработать вечером. До этого он управлял всего один раз.
В 15 лет. Осликом.

Да что говорить, даже в автошколах обычно только учат включать поворник в случае поворота и пересроения.
Но редко учат как именно это делать, уточняя, что поворотник - это способ привлечь внимание, а не право на манёвр.
Много водителей включают его уже с проворотом руля и искрене уверены, что всё делают правильно.

А теперь спросите себя, при маневрах перестроения вы часто включаете поворотники ?
Так почему вы ожидаете это и требуете от других ? :)

Резюме:

На вашем пути всегда могут возникать водители, которые совершат маневр, который может вызвать столкновение с вами.
Вы позволите сбить себя ?

Водители профессионалы

Неужели на дороге так много неквалифицированных водителей ?

Можно подумать, что таких, которые вследствии низкой квалификации не смотрят в зеркала, не включают
поворотники всего несколько процентов от всех водителей на дороге. И это верно… Но, вот тут есть потрясающий
парадокс - профессиональные водители, у которых за спиной многие тысячи километров, которые смотрят в зеркала
тоже попадают в аварии с байкерами...

Так почему же ?

Вот статистический пример из цивилизованной Калифорнии, США. Штат, где все ездят прилично, 9 из 10
наиболее распространённых аварий с байком, происходят при движении мотоцикла прямо и повороте машины налево.

(“Contrasting driver behaviour during turns and straight driving” http://pro.sagepub.com/content/33/15/918)

9 из 10 !

Вдумайтесь в это. Это происходит так часто, что таким авариям, водителям даже дали слэнговое название
ИПЯТНЗ(извини, приятель, я тебя не заметил(SMIDSY - Sorry mate, I didn’t see you)).

Вторым доходчивым примером будет эксперимент проведенный для изучения информативности знаков,
но нас он интересует по другим причинам. Людям предложили в компьютерном симуляторе поворачивать направо
на красный, если загорится синяя стрелка. После череды поворотов, перед машиной резко выезжал синий или иногда,
другого цвета байк и тормозил, вызывая аварийную ситуацию.

И что же вы думаете ? Если байк был не синего цвета, то авария почти всегда происходила, но, если
мотоцикл был синий, то испытуемый успевал затормозить и предотвращал аварию.

Что же это значит ?

Без всяких сомнений, что человек ожидает увидеть то, на что его внимание настроенно,
игнорируя(очень важный момент) остальное.“Feature-based attentional set as a cause of traffic accidents”
http://www2.psy.unsw.edu.au/Users/smost/2007_Most%26Astur_VisCog.pdf

Так как же это возможно, почему нас не видят и почему, в контексте экперимента сбивают байки, кроме синих ?

Лично я начал задумываться об этом еще лет 5 назад, когда в пробке ловил себя на мысли, что если байкер
едет в ряду с авто прямо передо мной, я торможу при стоп сигнале авто впереди, игнорируя стопы байкера.
А ведь машину я водил уже лет 5, опыта достаточно, что заставляет меня не воспринимать байкера, как транспортное
средсво, хотя вот он, прямо передо мной ?!

http://www.youtube.com/watch?v=5hMpbP_zCwA

Дело в том, что опытные водители, становится “стратегами” вождения. Изначально, они, условно
“тактики” - следят за мелочами: спидометром, датчиком температуры, уровнем бензина, положением ручки кпп и т.д.
Потом, эта мелкая моторика уже не требует работы головного мозга и он освобождается для планирования пути, выбора
стратегии поведения в потоке, поиска вариантов, как добраться из А в Б.

Так уж сложилось, что мозг любого человека стремиться к упрощению восприятия, поэтому водители мысленно
делят дорогу на ряды и дистанции размером с авто 2х5 метра. Что то вроде шахмат или даже тетриса. Занята клетка
- нельзя ехать, свободна - можно ехать, перестраиваться, поворачивать. Вот оно: упрощенно машина - это коробка,
заполняющее площадь 2х5, мотоцикл находящийся на этой области скорее пустое место, чем занятое. Вот почему,
водители не видят мотоциклистов - мотоциклист при беглом анализе ситуации воспринимается как путая клетка,
свободная для движения.

В 1999 году был поставлен экперимент, людям был показан следующий ролик:

http://www.youtube.com/watch?v=vJG698U2Mvo

В нем люди в разноцветных футболках бросают друг другу мяч. От испытуемых требовалось безошибочно подсчитать,
сколько и каких пасов(сразу в руки или через пол)дадут люди в “чёрной” или “белой” команде. И что же ? Довольно
часто испытуемые НЕ ЗАМЕЧАЛИ человека в костюме гориллы, выходящего к игрокам и машущего руками. Причём,
чаще это происходило, когда просили сосчитать пасы только игроков в белых футболках. Выводы учёных сводятся к
тому, что “чем сильнее вы сконцентрированны на том, что хотите увидеть, тем меньше шансов, что заметите неожиданное”
(http://www.perceptionweb.com/abstract.cgi?id=p2952)

Это как и с зеркалами - “посмотрел, но не увидел”. Мотоцикл не соотвествует его мысленой картинке, когда водитель
смотрит в зеркало.

Читая множество форумов, постов, комментов к ним я пришёл к выводу, что многие мотоциклисты отказываются
это понимать, принимать, верить.

Что ж, вспомните про 9 из 10.

Мотоциклисты, помните - вас потенциально НЕ видят. Рассчитывыйте только на себя, а не на внимание водителя авто,
который вас предположительно заметил, и не станет выворачивать, разворачиваться, совершать манёвр и т.д.

Вся ответственность за вас лежит только на вас, а не водителе, который “должен” включить поворотник
или “обязан” вас увидеть/пропустить. Иногда, они просто не могут это сделать в силу ряда причин, и это ни сколько
не снимет ответственность за вашу же безопасность перед вами. Нельзя доверять свою жизнь внимательности
другого человека, ведь даже укладщики парашютов и саперы иногда ошибаются.

Не думаю, что у меня достачно опыта для того, чтобы давать советы, да и звучать они будут жутко банально,
вы же сами всё понимаете.

Закончить хотелось бы выдержкой из великолепной, замечательной книги “Искусство вождения мотоцикла” Д. Хафа,
которую я всем категорически советую к прочтению:

“Пару лет назад я немного поспорил с одним молодым мотоциклистом, у которого нога была в гипсе
(на сходящейся дороге водитель не уступил ему право проезда).

Он: "Никак не могу понять, почему он на меня наехал! Он же должен был уступить!"

Я: "А сам он пострадал?"

Он: "Ему то как раз хоть бы хны. Это у меня нога сломана!"

Я: "Так почему же ты ему позволил себя сбить?"

Он: "Он обязан был остановиться! Право проезда было за мной!"

Я: "Нога-то сильно болит?"

Он: "Ещё бы!"

Я: "Так почему же ты ему позволил себя сбить?"

P.S. Среди прочитавших это, без сомнения найдутся те, что скажут - да на..я мне это все знать, про "коробки",
синие стрелки и прочие тараканы в головах этих му..ил, пусть лучше повортники включают и жалом крутят по сторонам…
что ж, ещё раз предлагаю перечитать и выучить наизусть:

Он: "Он обязан был остановиться! Право проезда было за мной!"

Я: "Нога-то сильно болит?"

Он: "Ещё бы!"

Я: "Так почему же ты ему позволил себя сбить?"
Previous post
Up