Jun 23, 2006 11:25
Aeacus: Как я могу его пытать?
Xanthus: Любым способом: привязывать его к столбу, подвешивать, бить кнутом, душить, растягивать на дыбе, лить уксус в ноздри, крутить суставы, класть кирпичи на живот, можешь все…
Aristophanes (Туманы) 406 г. до н.э.
Пытки в Греции и Риме
Английское название пытки "torture" пришло из латинского языка, где слово torquere означало "корчиться". Более чем 3000 лет пытки были узаконенной формой наказания, применяеым судебной властью или частными лицами. Самое первое описание пыток есть в Древнеегипетской поэме. Автор рассказывает, как фараон Рамсес II в 1300 до н.э. истязал пленников, которые были затем проданы в рабство или казнены во время нашествия гискосов на Египет.
Супружеская неверность, кровосмешение, государственная измена (под это определение попадало любое действие, которое могло бы быть враждебным Императору), расследовалось до суда по римскому праву с применением пыток. В Риме, до принятия христианства, христиане считались врагами государства и их пытали, стараясь заставить отречься от своей веры.
Позднее, христианские императоры Рима издали декрет, по которому за оскорбление священника полагалось отрубать преступнику руки и ноги, прижигая раны, чтобы сохранить этому калеке жизнь. Граждане, виновные в ереси или других нарушения церковных порядков, подвергались бичеванию. Да, охранявшие веру люди были достаточно жестоки.
Наказания, которым подвергались рабы и свободные люди, разнились. Если свободный гражданин мог отделаться поркой или тюремным заключением, то раба за то же преступление казнили. Свободных граждан редко подвергали пыткам. Только невольников и чужестранцев ждал этот метод расследования. Никогда, или почти никогда, такому унижению не подвергался Гражданин Рима (хотя законы того времени и не запрещали его). Пытки обычно проводились публично, на них нередко собирались толпы зрителей.
Римские законы не позволяли рабам быть свидетелями на суде. Греческие же хотя и не отвергали такой возможности, но на процессах показаниям рабов не придавали особого значения. В то время обычными пытками были - флагелюм 'flagellum' (избиение плетью из толстых полос бычьей кожи, утяжеленной гирьками - от этого названия пошел современный термин флагелляция), наказание также проводилось 'scutica' (плетью из полос пергамента) или 'ferula' (кожаным ремнем). Другие пытки включали такие орудия, похожие на уже описанную "Железной девы" или так называемый "Медный бык" ('brazen bull') (медная пустотелая статуя, размером с живого быка, внутри которой закрывали живого осужденного. Под статуей разводили огонь, а при помощи хитроумных трубок, установленных в голове "быка", вопли боли, поджариваемого заживо человека, превращались в некое подобие "музыки". И конечно же, мы не должны забывать знаменитые Римские бои гладиаторов (на которые иногда заставляли выходить в качестве наказания).
Ранние "Христианские" суды
Первоначально, на судах шло "состязание" между обвинителем и обвиняемым, на котором оба доказывали, что говорят правду. В те времена верили, что солгавший под присягой будет убит молнией. Но поскольку Господь, как правило, никого из виновных не убивал, появился метод, названный "божьим судом" ('trial by ordeal') или испытаниями.
Было два типа испытаний: при первом обвинителей и обвиняемый проверялись одновременно. Они стояли друг против друга, разведя руки в стороны, словно живые кресты и тот, кто выдерживал дольше, считался правым.
При втором виде испытаний проверяли только обвиняемого. На его язык клали освященную просфору и если он был не в состоянии ее проглотить, то признавался виновным. Другие, крайне жестокие испытания, заключались в том, что подозреваемого заставляли брать в руки раскаленное железо, опускать руку в котел с кипятком, ходить по углям или раскаленным железным ступеням. Они были основаны на вере, что Бог сохранит невиновного и тот не получит не малейших травм.
В 1215 году папа Иннокентий III (Innocent III) запретил подобные божьи суды.
Возникновение Инквизиции
Когда Римский конклав запретил "божьи суды" в 1215 году, их место заняла Инквизиция (inquisition). Первоначально ее аналогом была, созданная в IX веке франкским императором Шарлеманом (Charlemagne) юридическая система при котором все преступления подлежали расследованию (per inquisitionem) специальными, уполномоченными Императором чиновниками, назначенными для судопроизводства в определенной области.
В самом начале, Инквизиция занималась только подавлением ереси и единственным наказанием была смерть. Эти расследования проводились местными епископами. Но скоро обнаружилось, что епископы не обладают необходимыми зананиями папских законов и их власть также имела пределы. Так была рождена Инквизиция.
Инквизиторы были часто членами доминиканского ордена, реже принадлежали к францисканским монахам. Позднее некоторые из них были даже канонизированы церковью, как святые.
В 1252 Папа Иннокентий IV (Innocent IV) официально разрешил применять пытки при допросах Инквизицией еретиков. К ним прибегали, когда подозреваемый отказывался отвечать на вопросы, когда он пользовался репутацией закоренелого еретика и даже в тех случаях, когда требовались определенные свидетельские показания или было просто сильное подозрение в ереси. Считалось, что вину подсудимого можно было установить только в камере пыток. Сначала узника приводили туда и просто показывали ему орудия пыток, подробно объясняя их назначение и затем заставляли присутствовать при пытках других обвиняемых.
Методы пыток разнились в разных странах, конечно были и широко распространенные виды, например дыба (strappado). В 1584 году законовед Поль Грилляндус (Paulis Grillandus) выделил пять степеней этой пытки:
Первая степень: жертву раздевали до гола и привязывали к дыбе.
Вторая степень: ее поднимали за связанные за спиной над полом на короткое время, но не встряхивали и не привязывали дополнительных грузов.
Третья степень: подвешивали на более длительный срок, но не встряхивали.
Четвертая степень: жертву встряхивали, разрывая суставы и причиняя все более возраставшую боль.
Пятая степень: к ногам узника привязвали дополнительные грузы, усиливая боли и причиняя еще более тяжелые увечья.
Использовались и другие методы пыток (хотя они и не всегда разрешались законом, но большинство палачей не ограничивались "Законами о применении пыток" "torturers code of conduct manual"), в них входило вливание смеси воды и ила в ноздри допрашиваемого, обдирание кожи или помещение кусачих насекомых на наиболее чувствительные участки тела, иногда ноги подсудимого посыпали солью и позволяли коже облизывать икры. Такая пытка вызывала сильную боль не оставляя следов на теле. Позднее почти всегда прибегали к тискам (thumbscrews) или растягивали на дыбе (rack).
Даже больше, Гиполтус (Hippoltus) описывал пользу пытку лишением сна. Эта пытка часто сочеталась с применением в течение пары дней специальной пищи, вызывающей сильную жажду. Часто измученный бессонницей человек признавался во всем, в чем его обвиняли. Надо сказать, что до сих пор эта пытка в ходу. Другой разновидностью этого истязания было продевание сквозь ноздри нити, которую дергали через определенные промежутки, что также не давало пытаемому заснуть. Это была крайне эффективная пытка, описано, что ее выдерживали не более 2% допрашиваемых.
Испанская инквизиция
Она была самой страшной из всех существовавших, полностью автономная, практически даже не подчинявшаяся Римскому Папе. О ней можно говорить и говорить, так что сведения о ней будут даны в другом месте.
Вот интересная форма пытки, которой люди подвергали сами себя: флагелянты (Flagellants) - религиозные фанатики, широко расплодившиеся в XIII веке в Центральной Европе. Они ходили обнаженные по пояс, публично избивая себя плетью или кнутом. Во время знаменитой эпидемии чумы "Черная смерть" (Black Death 1347 - 1349), казалось, что они получают огромное удовольствие, истязая себя - так их процессии ходили целых 33 дня в память о 33 годах жизни Христа (можно представить, каково было выдержать подобное!) Они в конце концов были также причислены к еретикам Папой Римским Клементом VI (Clement VI 1342-1352).
Последнее упоминание о пытках в Англии относится к 1640 году. Эта форма дознания еще практиковалась в середине XVIII века в Франции, Пруссии, Австрии и Швейцарии. Римско-католическая церковь официально запретила пытки только в 1816 году.