Tеплоход " Сальвадор Альенде" был спущен на воду в конце 1973 года. Владелецем нового судна стало Черноморское Морское Пароходство. Порт приписки - Одесса. Сальвадор Альенде был Чилийским президентом, компадре, комрадом и товарищем, убитым в Сантьяго во время путча против его коммунисического режима в Чили. Возглавлял путч генерал Пиночет. Альенде был убит, чилийцы пережили, частью осудив, частью поддержав. Советский Союз в память о событии построил и спустил на воду теплоход "Сольвадор Альенде",
20 лет спустя железный "Альенде" оставался на плаву. В июле 1994 года, после очередного ремонта в Ростоке, Германия судно принял под свою команду капитан Чулюков Сергей Михаилович. Судно пришло под погрузку в Таллин. Там произошла частичная смена экипажа. На борт взошли 3-й механик Таранов А.Ю., старший матрос Монастырлы А.Д. и матрос первого класса Ладыченко О.В.
Следующим портом был Фрипорт, Техас (Freeport, Texas). В ночь с первого на второе декабря 1994 года, закончив погрузку судно вышло в море и легло курсом на Хельсенки, Финдляндия. ETA (eng. предпологаемое время прибытия) 17 - 18 декабря.
4 декабря судно вышло из Мексиканского Залива в Атлантику. Шли "большим кругом". Проводку осуществляли канадские деспетчеры. 6 декабря приняли метеосводку из которой было ясно, что судно может попасть в мощный ураган. Ветер шел за "Сальвадором" занчительно быстрей, чем машина толкала судно.
Капитан принял решение изменить курс и уйти с пути урагана. Об этом он сообщил проводчику Тринитас (Trinitas). Проводчик возражал. После бурных радио-телефонных переговоров Сергей Михайлович дал команду "Лечь на прежний курс". Никто не узнает, что заставило капитана с 17-ти летним стажем выполнить указания человека с берега, но рулевой переложил штурвал.
(дальше идут воспоминания Таранова Александра)
Вечером 8 декабря погода стала резко ухудшаться. Огромные волны обрушивались на судно. От их ударов началось смещение груза в трюмах. В 23:30 мощнейший удар в борт вывел судно из равновесия. В трюмах начался обвал груза. Судно получило статический крен на левый борт порядка 22 градусов. Капитан объявил тревогу и приказал экипажу собраться на мостике.Свободные от вахты в это время уже спали. Плохо понимая, что происходит, кое-как одевшись, схватив спасательные жилеты, люди, по накренившимся трапам, взбирались в рубку, находящуюся четырьмя палубами выше жилых помещаний. Волны кидали людей на переборки, ломалась мебель от ударов тел, полилась кровь.
От сильного крена прекратилась подача смазочного масла в главный двигатель. Машина остановилась. Судно было полностью отдано стихии. Стармех выругался сквозь кровь выбитых зубов - конструктивные особенности судна не позволяли перекачать топливо и баласт с борта на борт при таком крене. SOS - и сиди и жди, единственное решене, которое мог принять капитан. Первый сигнал был подан около часа ночи. Передав сигнал начальник радиорубки тут же получил подтверждение, что сигнал принят береговыми службами, и что помощь прийдет. Только когда не сказали... Но это нормально. Уходя в море мы знаем куда уходим.
Экипаж предпринимает попытку спустить спас средства. Шлюпка № 2 разбита волной о борт.. Спасплоты срываются с борта и уходят в никуда без людей - лини обрываются.
Тогда по инициативе второго помошника капитана Скибы И.И. начали, в прямом смысле слова "стаскивать" шлюпку №1 до уровня главной палубы.. Шлюпка из-за сильного крена лещала на борту, а не висела как ей положено на шлюпбалках. Когда шлюпка была на уровне главной палубы начали посадку.. Второй помошник Скиба И,И,, матросы Струков И,В и онищук И,П. Прыгнули в шлюпку и помогли ппомогали сесть Дневальной Олещук М.Е. Буфетчице Борисовой В.С., подталкиваемых с палубы матросами Ладченко О.В., Монастырлы А.Д. Мирошниченко Г.Н. Когда усадили женщин в шлюпку забрались второй механик Ян А.Д.ъ четвертый механик Загребальный О.Б, токарь-моторист Каплинский В.Ю.
В этот момент шлюпка на отпущенных найтовых стала скольщить по палубе и скатилась за борт. Её начало бить волнами о борт судна. Капитан, надрываесь кричал, чтобы они отходили от борта. На чудовищных волнах шлюпка то взлетала вверх, то опускаласж под киль. В конце концов неотпущенный носовой кильблок вырвал нос шлюпки с куском днища. Шлюпка отвали от борта и начала заполняться водой.
Благодаря конструкции, даже с вырванным куском днища шлюпка оставалась на плаву. С ней первые 11 человек, покинувших судно. Встав на фальшборт ей вслед с кормы прыгнул в воду электрик Плотниченко В.В. и поплыл. Виталий Плотниченко служил срочную на подлодке. Во время одного из походов лодка потерпела аварию, легла на грунт. Тогда их спасли. Виталий сказал: "Ребята. Нет ничего старшного, я как-то раз тонул, все что надо сделать, это поплыть!" Он прыгнул и поплыл к шлюпке. Больше его никто не видел.
Оставшаяся часть экипажа разместилась на главной палубе с правого бортс. Все спасательные средстава уже были на воде и далеко. Оставались только индивидуальные - спасжелеты и надежда. Настроение? Ужасное, ну это вы сами представьте. Впереди - неизвестность бушующей Атлантики. Старший моторист Кульбида И.В., проходя втискиваясь между нами, сидящими уже на бортовой переборке надстройки (крен к тому времени 45 градусов сказал: "Ребята, это конец!" Верить не хотелось. А не верить?До ближайшего берега 900 км.
Начальник рации Лагно А.В. спросил: " А какая температура за бортом?". Моторист Витюнин А.А., который последним находился на вахте в машинном отделении ответил: "Мерил когда приказ покинуть судно услушал - 20 градусов."
-О! Купаться можно!, - пошутил Лагно - Для декабря неплохо, повезло, что в Гольфстриме кувыркнулись.
Примерно в 5:30 судно полностью легло на борт. Погружалось кормой. Люри пытались вскарабкаться на тонущий кусок железа. Волны слизывали их и уносили с собой. Примерно в 7 часов утра 9 декабря 1994 года теплоход "Сальвадор Альенде" утонул в точке с координатами 39 градусов 30 минут северной широты, 51 градус 30 минут западной долготы.
Из всего экипажа были спасены двое:
Скиба И.И
Таранов А.Ю.
Послесловие:
Написано это по воспоминаниям Саши Таранова, с которым мне повезло встретиться и работать. Он отплавал в спасжилете в ноябре в Северной Атлантике около 30 часов и был спасен вертолетчиками Канадской береговой охраны. За кадром я оставляю его глаза, видевшие как акулы рвали на части его товарищей, его страх работающего двигателя, который он преодолел, чтобы снова быть моряком, и фотографии, которые он мне оставил.
СУДОВАЯ РОЛЬ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА Т/Х «САЛЬВАДОР АЛЬЕНДЕ» на 08 декабря 1994 года
Чулюков Сергей Михайлович КМ 1957
Синицин Николай Николаевич СПКМ 1950
Скиба Иван Иванович 2-ПКМ 1957
Касьян Вадим Григорьевич 3-ПКМ 1954
Паламарчук Александр Александрович 4-ПКМ 1969
Лагно Александр Василиевич НРС 1960
Буков Сергей Борисович РО 1969
Сургай Игорь Иванович боцман 1965
Мирошниченко Григорий Николаевич матрос 1959
Ладченко Олег Владимирович матрос 1970
Монастырлы Александр Дмитриевич ст.матр. 1959
Струков Игорь Валентинович матрос 1963
Онищук Игорь Петрович матрос 1965
Питомец Виктор Глебович доктор 1939
Насыров Заур Валеевич Ст.МХ 1933
Ян Анатолий Дигранович 2-МХ 1936
Таранов Александр Юлианович 3-МХ 1958
Шевченко Александр Викторович РМХ 1964
Загребельный Олег Борисович 4-МХ 1967
Задорожнюк Владимир Фёдорович Эл.МХ 1951
Панченко Юрий Евгениевич 2-ЭМХ 1958
Белецкий Виталий Иванович ст.мот. 1939
Кульбида Игорь Вячеславович ст.мот. 1962
Романов Владимир Валентинович моторист 1963
Кирюшкин Андрей Юриевич моторист 1970
Витюнин Андрей Алексеевич моторист 1968
Каплинский Валерий Юриевич токарь 1964
Плотниченко Виталий Венедиктович электрик 1964
Олещук Марина Евгениевна дневальная 1961
Борисова Валентина Степановна буфетчица 1953
Сидорюк Владимир Иванович повар 1944