На его дверях красовалось «соблазнительное» приглашение... на экскурсии, которые проводятся по таким-то дням, в такое-то и такое-то время. Мы поняли сразу - это наш шанс! Ну когда еще доведется побывать в столь легендарно-историческом и популярно-сериальном месте?!
Желающих посетить СИЗО собралось человек 15 - молодые и не очень семейные пары, парнишки и девчата, солидные мужчины и дамы бальзаковского возраста… Быстро сориентировавшись в прейскуранте на билеты, мы объявили себя «организованной группой» и получили скидку почти в 50%.
Для начала всех экскурсантов попросили сдать паспорта на регистрацию и выписали пропуска. Затем, беспаспотными, отправили к центральному входу и, дождавшись общего сбора, провели через «спецпропускник». В небольшую узкую комнатку, где за рабочей конторкой сидел милиционер с глазами-рентгенами, входили по одному и только тогда, когда из нее выходил предыдущий экскурсант. Оставляли там все свои «ручные» вещи - сумки, фотоаппараты, зонты - отмечали пропуска и выходили в противоположную дверь уже на территорию СИЗО. И именно этот момент, для меня по крайней мере, оказался особо впечатляющим - червячок сомнения закрался в душу и прошептал: «а если ты отсюда не выйдешь?» Ну, мало ли, бунт какой или паспорт потеряют... Кажется, подобные мысли возникали у каждого, поскольку даже самые балагуристые весельчаки из нас, стоило им только ступить на тюремный двор, как-то смирнели, притихали и даже, вроде, становились ниже ростом.
Процедура прохождения «таможни» всей группой заняла минут 15-20, а затем женщина-экскурсовод в милицейской форме повела нас сначала в административное, а затем - в режимное здание. Ну, думаю, описывать внутреннее пространство данного заведения нет смысла - в современных сериалах про ментов довольно часто мелькают и этот круглый предбанник-чистилище, похожий на гулкий колодец в пять этажей высотой, и эти затянутые металлической сеткой гремучие чугунные лестницы, и длинные узкие «антресоли» с выходящими на них дверями камер… Еще на территории СИЗО есть множество других сооружений: храм, больница, прачечная, котельная, хлебопекарня, ледник и даже небольшая картонажная фабрика. В определенные годы все это было неплохим подспорьем для выживания в условиях недофинансирования.
Задержанные (понятное дело, в основном, находятся здесь пока еще не осужденные, а только ожидающие суда) сидят в камерах-казематах и передвигаются по территории СИЗО только в сопровождении охранника или охранницы, ибо тут служат и женщины-кинологи. (Нам были представлены эти «дамы с собачками» в камуфляжных костюмах и со злобными ротвейлерами на поводках.) Однако есть в изоляторе и такие кадры, кто уже получил свой реальный срок и отбывает его здесь. Это те, кто осужден за нетяжкое преступление и не на долгий срок, а кроме того, еще и зарекомендовал себя перед администрацией с «положительной стороны» в период предварительной отсидки.
Эти граждане по всей территории изолятора передвигаются свободно, т.к. работают уборщиками, прачками, хлебопеками, разносчиками еды, белья, а может быть, и разных «маляв», слухов и другой тюремной информации. Одеты они, в отличие от прочих обитателей, в единую униформу - черные х/б куртки, черные штаны и черные же кепки. И вот ходить мимо этих субчиков мне было как-то ну очень неуютно. Завидев толпу любопытных туристов, они собирались небольшими, по два-три человека, группками у стен, в дверях, останавливались посреди двора и… нет, даже не глазели, а вполне спокойно и неторопливо рассматривали посетителей, вполголоса переговариваясь между собой. В какой-то момент мне показалось, что мы вторглись в чужие владения и сами вдруг стали занимательными экспонатами, и кто к кому пришел на кого посмотреть было вовсе не ясно. Это была их территория и «нарушителями спокойствия» здесь были мы…
Во время часовой экскурсии нам удалось еще увидеть довольно внушительный тюремный храм св. Александра Невского, который стали восстанавливать на тот момент относительно недавно. В небольшом и каком-то слишком советском музее Крестов нам обстоятельно рассказали об истории учреждения, провели краткий ликбез по тюремным наколкам, показали поделки сидельщиков из картона, дерева и хлеба, а также поведали несколько занимательных рассказов про знаменитых и не очень обитателей СИЗО и немногочисленных попытках побега.
Кстати, по-моему, нашей группе удалось поучаствовать в «раскрытии заговора». Еще когда мы только ожидали начала экскурсии возле главного входа, то отчетливо слышали, как над нашими головами возле открытого тюремного окна кто-то довольно витиевато и делово разговаривал по мобильному телефону. О чем нами и было доложено музейному гиду. Внимательно выслушав наши сбивчивые показания, женщина на минуту глубоко задумалась. Мне даже показалось, что я слышу, как шуршат в ее голове шарики-ролики и отщелкиваются возможные варианты: этот - не этот, этот - не этот, а кто? И нам стало ясно, что в тот день в Крестах неприменно будет Большой Шмон.
Что же еще зацепило меня в этой экскурсии? Ах да! Надо сказать, видимо, чтобы как-то смягчить осужденным тяжесть их положения, администрация СИЗО разрешает «сидельщикам» играть в КВН. И более того - КВНщики состязаются в остроумии не только между собой, но и с вольными людьми, например, с учащимися ближайшего ПТУ. И зачастую занимают в этой игре первые места. О чем свидетельствует самодельная картонная медаль, рядом с которой в музее висит и эмблема «местной» команды, которая называется просто и бесхитростно «Город Кресты»…
p.s. Примерно через год после нашего посещения экскурсии в
СИЗО "Кресты" были отменены.