Я понимаю, что тема этого поста не соответствуют направлению данного журнала, и если модератор сочтет необходимым этот пост удалить, я нисколько не обижусь. Я помещаю этот материал сюда потому, что это сообщество посещают бывалые люди, в том числе немало моряков. Мне очень интересно узнать их мнение по этой проблеме.
Пятнадцать человек на сундук мертвеца,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Пей, и дьявол тебя доведёт до конца.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
В наших головах слово "пиратство" уже давно ассоциируется с распространением и использованием нелицензионных программ и прочими нарушениями прав интеллектульных собственников.
Хотя, конечно, все с удовольствием смотрели фильмы "Остров сокровищ", "Пираты Карибского моря" и "Пираты ХХ века".
Однако, здесь я буду писать о современных морских пиратах. Врвмя от времени в прессе появляется информация о захвате морских судов. Судовладельцы безропотно платят выкуп. Пираты возвращают суда и заложников, и все об этом забывают. Недавно у берегов Сомали был очередной инцидент. Пираты захватили сухогруз "Фаина". По чистой случайности, он перевозил танки и другое оружие, и это всех озаботило. И не стал бы я об этом писать, если бы не услыхал
интервью с заместителем председателя профсоюза моряков России, где он сказал:
- На судах нельзя иметь вооружение.
- Даже если они оружие везут?
- Даже если везут оружие. На судах запрещено иметь оружие любое.
Это сообщение удивило меня до крайности. Оно напомнило мне ситуацию в тех странах, где бандиты имеют огнестрельное оружие, а законопослушным гражданам запрещено им владеть.
Испокон веков торговые корабли были вооружены, и при встрече с пиратами вели ожесточенные бои. На корабли "Ганзы", "Ост-индской компании" пираты нападать боялись. И потом, я точно знаю, что на советских торговых судах были автоматы, на всякий случай. Казалось, бы, будь на этой "Фаине" крупнокалиберные пулеметы, эти пиратские катеря можно было бы просто покрошить.
В общем, начал я искать материалы по этому вопросу. Н русском языке не нашел ничего, а на английском мне попалась любопытная статья
Piracy and Armed Response on Ships, довольно свежая, опубликована в августе 2008 года.
В основу статьи положен доклад старшего аналитика
компании RAND Питера Чока (Peter Chalk). Оказывается, все гораздо хуже, чем я предполагал. Вот выдержки из статьи.
Последние исследования организации RAND показывают, что количество инцидентов с пиратством во всем мире увеличилось на 68 процентов в период с 2000 по 2006 год, по сравнению с предыдущим шестилетним периодом. Морская средa, скорее всего, останется излюбленным театром вооруженного насилия, преступности и терроризмa с учетом еe просторов, отсутствия регулирования и общего значения в качестве важного канала международной торговли.
В отношении к противодействию пиратам царит путаница: одни региональных органы власти и организации выступают за вооруженный отпор, а другие видят опасность эскалации потенциального вооруженного конфликта. RAND также предупреждает о возможности атак на круизные суда и пассажирские паромы. Хотя они, как правило, более защищены по сравнению с другими коммерческими судами, они, правда по разным причинам, очень привлекательны для пиратов и террористов, Захват круизного лайнера будет прибыльным для пиратов и произведет много шума, необходимого для террористической ячейки.
Кроме того, хотя мы и даем квалифицированных инструкторов на суда, мы, как правило, не ведем боевой подготовки экипажа, так как это может привести к многочисленным конфликтам, в частности со страховыми компаниями и компаниями взаимного страхования (P&I clubs), которые стремятся расширить в этом случае покрытие для экипажа. Нам приходится нести значительные дополнительные страховые расходы для себя, связанные с использованием огнестрельного оружия.
Проблема размещения оружия на борту связана не только со страхованием. Существует строгое правило: капитан сохраняет полный суверенитет над оружием на судне. Кроме того, следует помнить, что некоторые порты по всему миру не позволяют причаливать судам с оружием на борту - даже если оно хранится в опечатанной кладовой - и имеются серьезные правовые последствия для тех, кто не подчиняется этим правилам.
Приложение 1. Здесь вся статья в моем переводе Приложение 2...Update 6-Oct-08
Приложение 3...