Про Чарли и мины.

Apr 24, 2007 07:47


 Был у меня друг - Чарли Ратнер, американец. В море он ходить начал лет в 14 или в 15. Когда мы встретились он уже работал на берегу, но все равно при судах. Высокий, под метр девяносто, подобранный старик с окладистой седой бородой он ходил по земле, как по палубе, враскачку. Эту походку ни с чем не спутаешь - ноги загребют под себя опору и вцепляются в нее намертво, ураган в пролете.
 Чарли к моменту нашей встречи было около шестидесяти. Он начал свою жизнь моряка во время Второй Мировой. Ходил на судах типа "Либерти" в конвоях, доставляя грузы лендлиза в Мурманск. Что-то мне говорит, что...
 На пальце у Чарли был перстень с тремя довольно крупными брюликами. Подарок дочери. Как он объяснял, дочь подарила ему перстень как символ. Один камень - она, другой камень - брат, а третий камень должен был напоминать папочке всех детей, что растут за морями и океанами... Так вот что-то мне говорит, что может и за нашим полярным кругом осталась частичка Чарли, уж больно задумчиво он вспоминал Мурманск.
 А вообще то ему было чего вспомнить. Знал он много, умел руками еще больше. Профессия у него была самая что ни на есть морская - боцман... летом. Летом Чарли работал на палубе, а вот на зиму срочно становился мотористом, чтоб не мерзнуть в холоде Севердной Атлантики. Так больше сорока лет и отходил боцман-мотористом, одинаково хорошо владея вязкой морских узлов и чисткой котлов.

Еще одной его особенностью было умение разговаривать. Ему было все равно кто перед ним, юнга или президент, Чарли умел разговаривать, усомница в его правоте и правдивости было просто невозможно...

Случилось это на первом переходе из Англии в Мурманск, год не помню. Чарли тогда только что стал рулевым и с удовольствием стоял на мостике, следя за курсом и периодически прикладываясь к биноклю для осмотра горизонта. Капитан рядышком курил трубку.
 -Господин капитан, прямо по курсу бочка с рожками - доложил рулевой Чарли
 Сильнейшая оплеуха кинула его от руля в угол рубки, и капитан начал бешено крутить штурвал кладя судно лево-на-борт. Чарли сидя на заднице хлопал глазами, пытаясь понять суть происходящего. Судно кренясь и скрипя катилось по циркуляции, капитан, белый как мел, вытягивал шею, пытаясь что-то зацепить глазами по правому борту. Наконец мастер начал медленно перекладывать штурвал с левого борта на правый, повернулся к до сих пор сидящему на палубе рулевому и сказал:
 -Еще раз такую бочку с рожками углядишь, делай как только что видел. Пароход такой бочке ДОЛЖЕН ВСЕГДА УСТУПАТЬ ДОРОГУ, это мина, сынок...

Уже после войны году вроде в 1946 шли они в Щетцин (или Счетин, язык сломаешь пока выговоришь). Вход туда с Балтики хитрый, по внутренним путям только с лоцманской проводкой. Ну подходят к рейду, видят стоят суда на якорях, но стоят в каком-то совсем неудобном месте, и далеко и на волне. А капитан у них еще до войны туда много раз ходил, знал хорошую якорную стоянку ну прямиком туда и пошел. Завел судно, отдал якорь, заглушили машину и стали лоцмана по радио вызывать. Лоцманский катер из бухты вышел и давай нарезать круги в полумиле от их парохода. Ну мастер по рации спрашивает какого мол черта-дьявола они к борту не подходят, бес их совсем побери!.. А те ему отвечают, что вот именно потому и не подходят, что боятся быть побранными последним со всеми патрохами и катером. Мастер конечно не совсем понял, вежливо так, поминая уже только ихнюю Матку Боску просит разъяснения. Ну те ему и объясняют, что Матка Боска пока к капитану, и его пароходу, и всей команде благосклонно отнеслась, ибо залезли они на кусок непротраленного с войны минного поля, в самую середку... и если ихняя Матка Боска позволит выбрать якоря и выйти капитану, его команде и пароходу на полмили в сторону катера, то ихний лоцман со всей душой поднимется на борт и начнет проводку.
 Вот она картина Репина "Приплыли" - под водой четыре смычки*, якорь на грунте, между якорем и клюзом на неизвестной глубине мины. Начнешь выбирать, зацепишь минреп и... здравствуй, Матка Боска...
 -Чарли, - сказал мастер.
 -Чарли, ты самый быстрый. Иди на бак. Запустишь шпиль** и беги со всех ног на ют, за надстройку, мы там за тебя молиться будем.
 Сказал и увел всю команду за надстройку, приказав всем надеть спас-жилеты. Чарли, как велено пошел на бак, нажал кнопку, убедился, что шпиль начал вращаться, выбирая якорь, и побивая все рекорды спринта кинулся на ют.
 В общем все обошлось. Вылезли они в тот раз с минного поля. Больше Чарли с минами не встречался.
*******
*смычка - отрезок якорной цепи от скобы до скобы - 27.4м
**Шпиль - устройство для подьёма якоря.

морские байки, poruchik_sr

Previous post Next post
Up