Аудизм и дискриминация глухих и слабослышащих

Nov 19, 2024 00:37

Как и многое, что связано с тугоухостью и глухотой, аудизм социально не очевиден. Тем не менее, это явление не только существует, но и представляет собой огромную проблему для слабослышащих людей. В отличие, например, от расизма, сексизма и ксенофобии, об аудизме не принято говорить вслух, что отнюдь не отменяет его существование. Но говорить о нем нужно, так как осведомленность общества о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются слабослышащие люди, удручающе низка.

Что такое аудизм?
Термин «аудизм» используется для обозначения негативного отношения к слабослышащим или глухим людям, которое проявляется в превосходстве над последними, основанном на способности хорошо слышать.

Впервые этот термин был введен в обиход в 1977 году профессором Калифорнийского университета Томом Хамфрисом.

Аудизм - серьезна проблема, с которой слабослышащие люди сталкивались бессчетное количество раз. А те из них, кто уверяет, что впервые слышит о ней, явно лукавит. В этом легко убедиться, взглянув на типичные примеры проявления аудизма в повседневной жизни.

Примеры бытового аудизма
1. Нежелание лишний раз напрягаться ради собеседника

Классическое проявление аудизма - нежелание предпринимать дополнительные усилия, чтобы слабослышащему собеседнику стало понятнее, о чем идет речь. Представьте, что кто-то рассказывает увлекательную историю, а слабослышащий человек обрывает рассказчика: «Подожди. Что ты сказал? Я не расслышал», на что получает небрежный ответ: «Да неважно...».

Тем самым говорящий подчеркивает, что ему не важна реакция слушателя, что он не достоин, чтобы ему повторяли, что его интерес не стоит тех лишних пары минут, которые будут затрачены на повторение сказанного.

«Забудь», «не обращай внимания», «проехали» - реплики того же характера.

2. Поспешность в суждении об общих способностях слабослышащего

Зачастую «обычные люди» (назовем их так) формируют превратное мнение о слабослышащем человеке, преуменьшая его общие способности и таланты только на том основании, что он плохо слышит. Это может проявляться в таких фразах, как «о, вы можете водить машину?», или «ничего себе, вы можете читать?», или «а где ваша сиделка?».

Слабослышащий человек не нуждается в сиделке.

Он может научиться водить машину, как и любой другой человек. Однако по какой-то странной причине многие считают по-другому. Но тогда получается, что проблема - не в самих слабослышащих людях, а в заниженных ожиданиях окружающих их людей, не так ли?

3. Поспешные выводы об образованности и карьерных перспективах слабослышащего

«Он плохо слышит, значит, не получил хорошее образование и вряд ли устроится на престижную работу» - еще одно популярное заблуждение. Да, возможности слабослышащего человека могут быть в какой-то степени ограничены, но вовсе не из-за плохого слуха как первопричины, а вследствие неблагоприятно складывающихся жизненных обстоятельств, на которые в том числе накладывается и не идеальный слух.

4. Дискриминация при трудоустройстве

Дискриминация при приеме на работу слабослышащего человека является общим местом. «Вы не справитесь с этой работой, т.к. она требует хорошего слуха». Да, слабослышащий человек несколько ограничен в некоторых вещах, например, в использовании стационарного телефона, но это все поправимо, благо, есть соответствующие технические средства, предназначенные для преодоления этих ограничений. В любом случае, не нужно преждевременно решать за слабослышащего человека, может он выполнять соответствующие обязанности или нет.

5. Гипертрофированная жалость

«Обычные люди» склонны преувеличенно жалеть слабослышащих, демонстрируя тем самым свою наигранную эмпатию: «Вы плохо слышите? Бедняжка, вам так досталось от жизни…». Но слабослышащие люди не нуждаются в жалости. Для них достаточно, чтобы окружающие знали об их недуге и учитывали этот факт при общении, оказывая необходимое коммуникативное содействие, а не рассыпались в сочувственных комментариях.

6. Покровительственное отношение

К проявлениям аудизма относится и снисходительно-менторский тон в общении: «Ого, да вы неплохо разговариваете для человека с расстройством слуха!». На первый взгляд - ничего оскорбительного. Но по факту эти слова говорят о том, что от слабослышащего изначально не ждут многого, немотивированно преуменьшая его личные качества и способности. На каком основании?

7. Неуместная героизация

В 2014 году с легкой руки австралийской журналистки Стеллы Янг в обиход вошел термин, «inspiration porn». Ни о какой порнографии речь здесь, естественно, не идет. Этот термин обозначает объективацию людей с инвалидностью исключительно как источник вдохновения и мотивации для остальных: «О, так удивительно, что вы можете самостоятельно добираться до работы на автобусе без помощи других. Вы такой молодец!». Иными словами, обычные действия слабослышащих людей преподносятся как нечто экстраординарное, достойное похвалы и всеобщего восторга. Но здесь ничего особенного. Слабослышащие люди ежедневно занимаются тем же самым, что и «обычные люди», будучи абсолютно такими же как они. И далеко не всегда они согласны выступать в качестве источника для вдохновения. Не нужно на этом спекулировать.

8. Порицание за общение на языке жестов

Когда два слабослышащих человека активно общаются между собой на языке жестов, это вызывает непроизвольное раздражение у людей с нормальным слухом. Это подспудно отторгает слабослышащего человека от общества людей с той же проблемой, вынуждая его общаться через силу исключительно с использованием разговорной речи. Это крайне неочевидная проблема, т.к. о ней не принято говорить, но она существует, имея давние исторические корни.

9. Отрицательный язык тела

Слабослышащие люди очень четко «считывают» негатив в жестикуляции и мимике собеседника, т.к. привыкли полагаться не столько на слух, сколько на невербальные коммуникативные знаки. Примеры таких сигналов, имеющих отрицательную окраску - отвод взгляда в сторону, вздохи, подпирание головы рукой, разворот корпуса в сторону от собеседника. Все это свидетельствует о желании скорее закончить беседу. Причины? Возможно, нежелание обременять себя дополнительными усилиями в разговоре со слабослышащим человеком или боязнь, что придется тратить время на содействие в каких-либо его делах.

10. Игнорирование при проведении общественных мероприятий

Слабослышащего человека редко приглашают на дружеские встречи и светские мероприятия. И дело тут не в невежливости, а скорее, наоборот: в излишней вежливости. Считается, что ему будет слишком тяжело, и что он сам откажется от посещения мероприятия. Может быть и так, но для этого его нужно хотя бы пригласить. Получается, что все решают без его участия. Если же все-таки его приглашают, и он отвечает согласием, то зачастую обстановка на мероприятии оказывается абсолютно не приспособленной для коммуникации со слабослышащим человеком: играет громкая музыка, нет укромных уголков, где можно было бы пообщаться в отсутствие отвлекающего фонового шума.

Неосведомленность не означает аудизм
Аудизм - это когда человек знает, что вы плохо слышите, знает, какой дискомфорт вам причиняет его поведение, но, тем не менее, намеренно продолжает следовать поведенческим паттернам, приведенным выше. В иных же случаях не нужно спешить с оценками: не стоит преждевременно клеить на человека ярлык аудиста. Его поведение может объясняться банальным незнанием культуры слабослышащих людей, особенностей их социума, физиологических и исторических аспектов развития слуховых расстройств. Эта статья призвана устранить данный информационный пробел: она адресована прежде всего людям с нормальным слухом, т.к. слабослышащие люди и так прекрасно знают о поднятых здесь вопросах.

Вы внимательно прочитали все вышенаписанное? Поняли ли вы, насколько серьезна проблема аудизма? Поступали ли вы сами когда-либо, как аудист? Какие уроки вы извлекли для себя из прочитанного? Чувствуете ли вы необходимость пересмотреть свое отношение к общению со слабослышащими людьми? Если да, то цель статьи достигнута.

Большое спасибо за понимание! (С)

Хотите помочь купить мне слуховой аппарат получше? Купите участок
Или скиньте немного денег Альфа банк 5559 4941 1279 6502

медицина

Previous post Next post
Up