Некондиция

Feb 13, 2009 19:44

Первый раз за время нашего сотрудничества журнал "Русский репортер" не опубликовал мою колонку. Впрочем, слова "нет" они мне тоже не сказали - просто промурыжили две недели (заставив по ходу дела переписать), пока она не протухла совсем безнадежно ( Read more... )

Leave a comment

bbzhukov February 18 2009, 19:35:33 UTC
Опять же, понимаешь, будь речь про идеальную систему образования в вакууме, я бы согласилась. Но ведь самосогласованности изменений там как будто нарочно нет.
По-моему, все с точностью до наоборот: будь система образования идеальной или хотя бы внутренне цельной, с какой-то собственной логикой, вот так произвольно взять и выкинуть из нее раздел было бы варварством. А из этого бессмысленного вороха обрыков, принудительно скармливаемых совершенно в этом не заинтересованным детишкам - да сколько угодно, это ничего не изменит!

Высшую математику из школ прогонят, а куда девать требования уже на первом курсе инженерных ВУЗов, которые тогда на свежачка будут совершенно неподъёмными?
Да ну Марин, ну что ты в самом-то деле? Во-первых, кто же это пойдет в ИНЖЕНЕРНЫЙ вуз, имея в багаже математику в объеме БАЗОВОГО (а не профильного) стандарта? И уж если пойдет, то, боюсь, ему по-всякому придется подучить математику самостоятельно. Во-вторых, если уж люди поступили, это уже будет проблема вуза, как их учить с имеющимся уровнем знаний. Можно сокрушаться на тему, что это-де снизит конечный уровень подготовки (хотя я и в этом глубоко сомневаюсь: первая фраза институтских преподавателей - "забудьте все, что вам на эту тему говорили в школе!"), но уж точно ни под какую раздачу бывшие школьники не подпадут.

пример того, как она включилась только при изучении высшей математики.
Дык масса таких примеров. Для этого и существуют и спецшколы, и ВЗМШ, и, наконец, профильный стандарт по математике, еще и с факультативами. Но вот людей, которые вынесли из школы только истерический страх перед всем, что было после четырех действий арифметики; людей, на которых до конца жизни любая формула в любом тексте будет действовать как стоп-кодон - я видел гораздо больше.

Вообще казусы всякие бывают. Мне, например, мой репетитор по химии рассказывал: попался ему на вступительном (на химфак, не к нам) парень, мгновенно подбиравший любые коэффициенты в задачках. Вокруг него уже все препы столпились, подсунули ему - чисто для эксперимента - реакцию, где один коэффициент должен быть 96 - уравнял. Приняли, конечно. Парень оказался не то что ни в зуб ногой, но - обычный середнячок, без всяких выдающихся способностей. Спрашивают: "А как же ты на вступительном? - А бог его знает, накатило что-то такое..."
А другой наоборот: промучается два часа над задачкой, которую в нормальной обстановке решил бы "со скоростью записи", и получит в итоге какую-нибудь чушь. Все вывертов индивидуальной психики не предусмотришь.

Reply

marina_fr February 19 2009, 10:23:59 UTC
Борь, инженерные эти штуки - массовая специальность. Туда очень многих принимают, но очень любят отчислять по итогам обучения на первом курсе. И идут туда часто из обычных школ. Часто из мест, где настоящего профиля просто НЕТ. Ну, немало таких пропастей земли. Даже в Москве. "Нет такой потребности", специализироваться захотело два человека в классе. И я бы как раз - да - с учётом существования таких начинала первый курс с более низкого начального уровня, а эксперимент из ЕГЭ выкинула бы нафиг. Так ведь не сделают этого. Им же всё равно, кого отчислять, и пойдут ли оставшиеся выпускники потом работать (о чём Багоцкий много и справедливо говорил).
И ещё - с учётом существования таких пропастей земли в большнинстве учебников обязательно должен быть факультативный раздел.В объёме хотя бы этого профильного.Или доступные учебники по программе профильного класса в школьной библиотеке, независимо от существования класса. Комбинаторику и бином Ньютона мы не проходили, но я всё это прочла. Потому, что был в учебнике, не выкинули. И для разных генетических занятий это было очень полезно. Научиться самому решать задачи просто по учебнику, даже если учителя нет - можно. Самому работать с физическими приборами (которых нет) - проблематично.

Reply

bbzhukov February 20 2009, 02:57:24 UTC
Марин, все правильно. Но согласись, преподавать нечто, от чего полкласса в голос воет, только потому, что иначе те два человека, которые собираются поступать в инженерный вуз, могут вылететь на первом курсе, - это тоже как-то не того.
Зато тут есть масса ниш, в которые озабоченная общественность может вставиться. И учебник толковый написать (по которому заинтересованный школьник может сам освоить не преподанные ему разделы), и организовать какую-то систему заочной учебы типа той же ВЗМШ, и продавить соответствие ЕГЭ реальным возможностям школ, и обеспечить возможность второй-третьей-сколько-понадобится сдачи ЕГЭ (что именно в формате ЕГЭ организовать несравненно легче, чем в формате традиционных школьных экзаменов и о чем я талдычу с тех пор, как впервые услыхал о таком). А не разводить холиворы за спасение мертворожденного курса.

Reply

marina_fr February 19 2009, 10:36:29 UTC
Борь, мой тезис, собственно, состоит в том, что обучение в непрофильном классе не должно надёжно и с гарантией закрывать человеку дорогу. У меня в своё время любимая ученица с огромными способностями генетика пролетела на биофак несколько раз как фанера над Парижем. Перовская школа, ёпть. Просто тогда с чистым сердцем терпели отсутствие в старшем классе нескольких преподов - чай, не спецшкола. А теперь прямо говорят, например: "к написанию раздела С мы вас готовить не будем" (пишут об этом читатели у меня в журнальчике). Нет такой потребности.
А что изучать в школе, что в институте - вопрос достаточно спорный и неочевидный. Благородного гнева в моём сердце не возжигает, хоть убейся. Хотя уже на зимнем первокурсном экзамене по цитологии объяснять трепетным педовским барышням, что такое генетический код - тоже ёпть.

Reply

bbzhukov February 20 2009, 03:21:00 UTC
Борь, мой тезис, собственно, состоит в том, что обучение в непрофильном классе не должно надёжно и с гарантией закрывать человеку дорогу.
ППКС. Да и вообще выбор, сделанный 15-летним сопляком существом, не должен ни в какой своей части быть пожизненным приговором. Если человек ошибся в выборе, если у него одно полушарие спало, а потом вдруг проснулось, если вообще он всю школу собак гонял, а потом, повзрослев и социализировавшись, захотел учиться - у него всегда должна быть возможность переиграть. Может, за какие-то всем доступные деньги (если уж без них никак), наверняка - с некоторыми собственными усилиями, но должна существовать простая и прозрачная процедура: если человек хочет улучшить свои знания/отметки, он должен пойти туда-то и сделать то-то. Вот об этом и нужно думать в первую очередь.

А насчет инженерных вузов ты особо не переживай. Если я не ошибаюсь, уже в этом году поступать придет поколение рождения 1992-го - первого года демографического обвала. Ну еще года два у гг. наставников юношества уйдет на осознание ситуации, а дальше они слово такое - "отчислить" - забудут.

Эх, вот кабы еще призыв грохнуть - вот тут бы сразу все появилось. И гармонизация со школьной программой, и подготовительные курсы для "непрофильных", и отмена всех бессмысленных утеснений.

А теперь прямо говорят, например: "к написанию раздела С мы вас готовить не будем" (пишут об этом читатели у меня в журнальчике). Нет такой потребности.
А скандал устроить не пробовали? Терять-то в отношениях с такими школами вроде нечего.

А что изучать в школе, что в институте - вопрос достаточно спорный и неочевидный. Благородного гнева в моём сердце не возжигает, хоть убейся.
Вот и в моем тоже. Одно только гнусное хихиканье.

Хотя уже на зимнем первокурсном экзамене по цитологии объяснять трепетным педовским барышням, что такое генетический код - тоже ёпть.
Ёпть. Но заметь: они-то про этот самый код в школе учили. И были, вероятно, не самыми худшими ученицами в своих классах. И не такая уж она страшная, эта школьная биология - таких массовых комплексов и идиосинкразий, как от математики, от нее все-таки не бывает. А толку, спрашивается? Все равно в вузе и этому с нуля учить приходится.

Reply

marina_fr February 20 2009, 22:32:45 UTC
Угу. Пришли к некоторому согласию. Кроме одного: дело не хреново, оно ещё хреновей. Генетический код будущим студням похоже не объясняли потому, что учителки уже сами его не понимали. Как их учат, спросишь? Этими самыми проектами типа: скачай реферат и зачти. При этом долго приходится доводить до сознания хотя бы то, что скачаный реферат хорошо бы перед докладом прочесть и попытаться понять. А то детки очень удивляются, что по читаемому ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ. Полгода на первом курсе московского педа отрабатывали простейший навык: даны несколько вопросов, пользуясь учебником найти на них ответы и написать. Полный список вопросов при этом давался заранее. Учебник тоже.
При этом выгоняние худших эффекта не даст, увы. Поскольку лучшие сидят обычно из желания спастись от армии, не сильно напрягаясь. Работать они вряд ли будут. Те, кто послабей - может и пойдут.
При этом, опять же, не скажу, что все - беспросветная серая масса. Есть абсолютно адекватные, любопытные, умные студни, которые ничем от биофака МГУ не отличаются. Просто хреновый район, недостаточные возможности для подготовки.
И это всё - ещё Москва. В провинции, особенно в с/х вузах думают, как бы тишком набрать тех, у кого двойка ЕГЭ-шная (а это и правда низкий уровень). Часть ДАЖЕ ЭТИХ, как ни смешно, хочет учиться и работать.

Reply

bbzhukov February 21 2009, 01:00:47 UTC
Вот я и думаю, что брать надо не тех, у кого пятерки по ЕГЭ, и не тех, у кого пятерки на вступительных, а тех, кто хочет учиться. И учить их с того уровня, который есть. Есть же по языку группы "для начинающих", "для продолжающих"...
Есть другой выход: подготовительные куурсы/отделения. Не готов, в школе плохо учили - подготовься, тебе помогут. Но тут уж по-всякому надо сначала грохнуть призыв. (Его, собственно, со всех точек зрения надо грохать, и с точки зрения обороноспособности страны - в частности.) Заодно в институтах поубавится лоботрясов, да и искусственно вздутый спрос на высшее образование придет в норму. Куче хреновых и фиктивных вузов на этом настанут кранты - туда и дорога, чай не сельские школы, задача сберечь их во что бы то ни стало не стоит.

В школах, кстати, тоже: учителя биологии, который не понимает, что такое генетический код, надо увольнять по профнепригодности. Скажешь, некому работать будет? Ерунда, школа уже давно в демографической яме (в которую вузы только втягиваются), а дальше будет еще веселее. Сейчас девчонки рождения 1990-х только-только входят в фертильные возраста, а вот когда они станут основным источником детей, да когда их дети до школьного возраста дорастут - тут волей-неволей учительские места в стране сокращать придется. Опять же, нет задачи уволить всех в одночасье: уволить пять самых худших (или первыми попавших под раздачу проверку) на сотню, остальные подтянутся. Чтобы, блин, место учителя-предметника в государственной школе было завидным, чтобы на него еще и по конкурсу принимали!

В общем, все можно сделать, и даже каких-то особенных денег для этого не надо. Но надо делать, а не играть в бирюльки "москвоведение вставили - матан вытащили".

Reply


Leave a comment

Up