Вчера я посетил легендарный кинотеатр «Иллюзион», расположенный в третьем корпусе знаменитого высотного здания на Котельнической набережной (15/1). Фильм, который я избрал для первого знакомства с легендарным кинотеатром, стала лента великого Билли Уайлдера «Свидетель обвинения» (США,1957) - блистательная уголовная драма по пьесе Агаты Кристи, с участием прекрасных актёров - Чарльза Лаутона, Эльзы Ланчестер, Тайрона Пауэра, Марлен Дитрих, Уна О'Коннор и Нормы Варден.
Собственно, мой рассказ коснётся бывшего кинотеатра «Знамя», большей частью сохранившего свой первоначальный интерьер 1950-х гг., вероятно в редакции 1966 г., что было связано с организацией на базе существующего кинотеатра «в целях более широкого использования богатой коллекции фильмов Госфильмофонда для пропаганды лучших произведений советского и зарубежного киноискусства» нового кинотеатра - «Иллюзион».
Вход в кинотеатр расположен со стороны Яузской улицы в третьем корпусе (1952 г.), построенного по проекту авторов этого высотного жилого комплекса - Д. Н. Чечулина и А. К. Ростковского.
Проходя через монументальный портал, решённый в виде триумфальной арки с аллегорическим скульптурным декором (о нём я расскажу в следующих своих постах), посетитель входит в кинотеатр. Сразу же, в вестибюле, висит прекрасно сохранившаяся люстра (вероятно, исполненная из бронзы или анодированного алюминия) - типичный, но вполне изысканный образец освещения своего времени.
Следующим залом стало фойе с портретами выдающихся актёров отечественного и зарубежного кино. Обращает на себя прекрасно сохранившиеся двери, выполненные из дуба с большим остеклением. На потолке висит люстра, но, на мой взгляд, она тут появилась несколько позже, некоторые элементы в решении расположения характерны для неоклассики(ар-деко) 1940-1950-х гг.
Самым большим и красивых из помещений входной части кинотеатра является колонный(буфетный) зал. Главным его украшением стала группа из шести колонн, делящая пространство зала на буфетную и экспозиционную части. Будучи выдержанными в довольно эклектичном духе, напоминая собой тип колонны-цветка, столь ярко раскрывшийся в целом ряде произведений советской архитектуры (например - станции «Кропоткинская» и «Проспект Мира» (вестибюль)), в данном случае мы можем уловить отсылку к замечательным примерам белокаменной резьбы в русской архитектуре XVI-XVIIвв.
Между колонн расположены люстры, а в буфетном углу сохранилась ниша, обрамлённая красивым лепным орнаментом, который я не сфотографировал. До наших дней в зале сохранились лепные карнизы, оформление стен, пояса колонн и напольные покрытия из мрамора (вероятно 1966 г.)
Безусловно, нельзя не сказать о зале, который наиболее в меньшей степени сохранил аутентичный вид, в результате двух или трёх реконструкций (1965-1966, 2004 и 2012-2013 гг.). В 2014 г. общая вместимость зала была уменьшена с 369 до 220 мест.
Особенно сильно пострадал потолок, первоначально представлявший собой оштукатуренную поверхность с «декоративными» розетками из папье-маше с большой круглой люстрой. Но, в ходе последних двух реконструкций, в результате полного переоснощения зала, потолок приобрёл чёрное покрытие, чего не избежали сохранённые декоративные элементы. В прежнем виде сохранилась лишь люстра, которая имеет свою «сестру» - в доме культуры на ВСХВ (ВВЦ). Нельзя не упомянуть о светильниках, висящих по обоим сторонам зала, также находящиеся и в колонном зале.
По всему периметру зал украшает превосходно сохранившийся рельеф из медальонов с изображением снопа, букета и розетки, объединённые растительным орнаментом и рогами изобилия.
Общее впечатление от кинотеатра «Иллюзион» (б. «Знамя») у меня осталось яркое, и не только от самой архитектуры, но и от самого просмотра фильма, который не только мне понравился, как произведение киноискусства, но и как превосходный пример искусства классического дубляжа.
© фото и текст Бориса Бочарникова
При написании текста использовалась информация:
Официальный сайт кинотеатра
http://www.gosfilmofond.ru/about/illuzion/historyСтраница о кинотеатре в Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/Иллюзион_(кинотеатр,_Москва)