Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций

Oct 10, 2012 00:35

В рамках моего будущего рассказа о Стамбуле нельзя не упомянуть еще один источник вдохновения, впечатлений и информации. Это книга замечательного публициста, историка, Алесандра Леонидовича Дворкина "Очерки по истории Вселенской Православной Церкви". Написана книга легко, в ней изложена не только история, приводится богословская трактовка тех или иных отклонений, ересей равно как и учения столпов, отцов Церкви. Хорошо раскрыта тема раскола между православными и католиками. Карты, приведенные в приложении, помогают представить, как развивались события в геграфической плоскости. Но это, так  сказать, краткая аннотация.

Книга настраивает на православную точку зрения многих событий, помогает посмотреть на развитие Византийской империи от начала её до самого печального конца, когда Мехмет Фатих после пятидесятитрёхдневной осады взял город в районе Влахерны. Конечно, автор мог бы ограничиться только лишь церковными событиями, но нельзя отрывать Церковь от Императора и Государства. Так рождалось дуалистическое понимание: не возможен Патриарх без Царя, как и Царь без Патриарха. Это то, чего так не понял Петр Первый, заложив мину замедленного действия. Именно поэтому следя за теологическими спорами, в книге мы следим и за историей империи, за политическими событиями. Потому что настрои и взгляды императоров часто влияли то на отношение к иконам, то на положение несториан или ариан. Важно учитывать, что Византия вынуждена была вести постоянные войны как на востоке, так и на западе и это часто влияло на жизнь вооцерковлённых людей, вынужденных находить компромис между "не убий" и защитой (а часто просто отвоеванием ранее утерянных земель) страны. В последующем, путешествуя по Стамбулу, находя те или иные символы прошлого, я вспоминал: вот тут, в Студийском монастыре родился устав, по которому живут нынешние монахи. Вот тут Мехмед Фатих прорвал оборону. Тут ютились остатки греков, и действительно, население Влахерны чуточку отличается от основного.

Кстати, история Византии, Второго Рима, почти во многом повторяет историю Третьего, Москвы. Как ни крути, уже сто лет как от России отпадают земли: сначала Польша и Финляндия, теперь 14 республик с разной степенью отдалённости от бывшей метрополии. Громадными усилиями был остановлен распад Российской Федерации в 90-х годах. Россияне, как и византийцы, мечтали о восстановлении своей Империи. Так же, как вознеслись греки над другими нациями, возгордившись, так и россияне начали возноситься над другими, и этому очень способствовали коммунисты и последние цари. В конечном итоге из многонациональной империи Византия скукожилась до маленькой Греции. Византия испытывала те же проблемы с новосозданными автокефальными церквами в Сербии и Болгарии, не признавая их веками, так же как Россия не признаёт неканонический филаретовский патриархат. Так же императоры и высокие чиновники погрязали в роскоши и разврате, а на к их трону присматривались более зубастые крестоносцы и турки-сельджуки. Разве Запад и Китай не олицетворяют сейчас врагов Второго Рима для Третьего?

Книга настолько атмосферна, что невольно начинаешь искать остатки Византии в самом Стамбуле, в его зданиях, планировке, людях. И мне удавалось такие следы найти, словно кто-то приоткрывал окна времени, и сквозь века я видел прошлое. Но об этом - позже. А пока настоятельно рекомендую прочесть книгу всем православным людям, особенно  тем, кто планирует так, либо иначе посетить Стамбул, Турцию, Грецию, в меньшей степени Иерусалим, Антиохию или Александрию.

православие, Византия, книги, литературное, Дворкин

Previous post Next post
Up