О практике концентрации

Apr 05, 2015 17:14

Оригинал взят у pasha88888888 в О практике концентрации
Если вы начали заниматься практикой наблюдения и в результате занятий практикой наблюдения заметили, насколько много места в вашей жизни занимают мысли - что стоит вам оказаться наедине с собой, не отвлекаясь на работу или на какие-либо другие подобные занятия, вы понимаете, что у вас очень мало сил не вовлекаться в мысли, - то очень хорошей практикой в таком случае будет практика концентрации. Например, вы, наверное, замечали, что, всякий раз, когда вы куда-нибудь идёте пешком, например, в магазин, и ваша ходьба занимает достаточно длительное время, дольше, чем несколько минут, то ум начинает бурно проявляться в виде мыслей. Вот тут-то как раз очень удобно практиковать концентрацию, потому что наиболее эффективно развивается способность осознанно концентрироваться - когда мыслительный поток максимально интенсивен, и когда это продолжается довольно длительное время. ( Потому что именно в таких ситуациях у вас нет вовлечённости в мыслительный процесс, направленный на какой-то конкретный результат (как это бывает во время работы, каких-то интеллектуальных занятий, некоторых видов развлечения ), и нет отождествления с желанием достичь этого результата, который также есть отождествление с мыслью. Дело в том, что отождествление с желанием конкретного результата создаёт очень сильную концентрацию внимания на процессе достижения этого результата, что приводит к относительному спокойствию ума в других сферах. Поэтому в таких ситуациях заниматься практикой концентрации на ощущениях тела хоть и полезно ( потому что это снижает вовлечённость в мысли и повышает активность разума, что позволяет более разумно заниматься интеллектуальной деятельностью ), но не имеет такой ценности, как практика концентрации, например, во время прогулок, во время отдыха перед сном или в другое специально отведённое время для практики. Почему? Потому что это не вполне концентрация. Настоящая концентрация предполагает такую концентрацию, при которой, воспринимается только один аспект реальности, например, физическая реальность, воспринимаемая органами чувств, например, ощущения тела, визуально воспринимаемые внешние объекты, звуки, запахи и вкусы, и при этом перестают восприниматься какие-либо мыслительные процессы, а во время работы и другой интеллектуальной деятельности - это невозможно. ) Также к таким ситуациям можно отнести все те случаи, когда вы просто ложитесь отдохнуть и ничего при этом физически не делаете, например, вечером перед сном. Когда вы замечаете, что мысли начинают проявляться бурным потоком, пробуйте аккуратно переводить внимание на ощущения тела, старайтесь удерживать внимание на этих ощущениях. Как только вы замечаете, что опять вовлекаетесь в мысли, не расстраивайтесь, а опять аккуратно переводите внимание на ощущения тела. И пускай в течение 30 минут такой практики время вашей концентрации на ощущениях тела займёт в общей сложности только 1/5 часть от всего этого времени, это всё равно будет очень хорошо. Постепенно ваша способность концентрироваться будет улучшаться. Так что через какое-то время вы сможете примерно половину времени за полчаса практики удерживать внимание на ощущениях тела. И так постепенно практика будет приносить свои плоды. Ум станет более тихим и спокойным. А у вас появится больше силы не вовлекаться в ум.

Цель практики концентрации - подвести к возможности не вовлекаться в ум и во время мыслительных процессов. Имеется в виду не невовлечение в одни мысли с одномоментным вовлечением в другие мысли, а именно невовлечение ни в какие мыслительные процессы, сколько бы разновидностей их в одно и то же время не возникало. Но не торопитесь переходить к практике невовлечения в ум во время мыслительных процессов без концентрации на теле, потому что нужно трезво и реалистично осознавать своё состояние. Если вы сильно вовлекаетесь в мысли, например, во время прогулки, то вам нужно просто осознавать, что до тех пор, пока вы сильно вовлекаетесь в мысли во время прогулок - то вам нужно заниматься практикой концентрации. И довольствуйтесь маленькими улучшениями вашей возможности концентрации. Не торопитесь. Обратите внимание, что сильное расстройство по поводу того, что у вас так много мыслей и вы в них вовлекаетесь - это проявление «значимого образа себя». При отождествлении с «образом» всегда будет желание показывать какие-то очень впечатляющие результаты в чём бы то ни было, в том числе и в практике по развитию осознанности. Поэтому будьте особенно внимательными к агрессивному отношению ума к тем вашим реалистичным возможностям, которые у вас в данный момент есть. Постарайтесь максимально по-доброму относиться к себе во время практики. И при этом постарайтесь максимально критично относиться к своей практике. Лучше её недооценивать, чем её переоценивать. Для этого лучше всего проверять своё состояние, свою способность не вовлекаться в мысли теми ситуациями, когда мыслительные потоки максимально интенсивные и бурные. Если вы замечаете, что у вас эти ситуации - например, прогулки и период отдыха перед сном - то именно этими ситуациями и степенью вовлечённости или невовлечённости в мысли, степенью способности концентрироваться на ощущениях тела в этих ситуациях, можно реалистично определять настоящее положение дел.

Главное - не опускайте руки, если вы понимаете, что, судя по этим критериям, вы в начале пути ( хотя в «значимом образе себя» могла прижиться мысль, что вы уже довольно «продвинуты» ). Просто максимально задействуйте разум и реалистично осознавайте то, что есть. С помощью разума приучайте себя стоять на земле, на твёрдой почве. Это повысит вашу способность не вовлекаться в «образ себя», который витает в облаках. Тогда практика будет постепенно приносить хорошие результаты. И повышать степень вашей осознанности.

Практика

Previous post Next post
Up