О Дюне печальной продолжу я слово...

Apr 14, 2024 12:25

Адептам Дюны в целом и секты Бени Кесарийского в частности во избежание оскорбления всяческих чувств и получения всевозможных психологических травм далее читать строго не рекомендуется.





Сходили мы тут с сударем на Дюну-2. Точнее, он меня смузыканил, а я и не отказался 6-).

Отправной точкой послужил восхищённый отзыв нашего коллеги по нелёгкому пиволюбному делу. Если такого серьёзного человека так возбудил фильм, значит на него - на фильм, конечно же - нужно обратить внимание. Тем более что я, по своей наивности полагал, что фильм - по второй книге Герберта. Ну интересно же. Ага. Фильм оказался второй частью первой книги. 6-(

Впечатление в целом

Очень скучный фильм. Вот честно. Да: очень красивый, масштабный, всё такое - но очень скучный. Настолько, что местами я начинал дремать. Будил меня очередной грохот: вот грохот в фильме весьма даже хорош, мне очень понравился.

А ещё мне понравился Бардем: сыграл он Скалагримсс... Стилгара, чтоб он жил, просто отлично. По сути, на мой взгляд, Бардем и вытянул весь фильм. Шаломей играл неплохо, но как-то однообразно, типа нашего то ли Козловского, то ли Петрова... Остальные не играли вовсе. А, да: Батлер сыграл психопата-племянничка тоже весьма себе ничего, выразительно. Но, согласитесь: два с половиной актёра на такое полотно...



Сценарий написан настолько плохо, что то, что этот фильм - продолжение первого, а не новый, я понял только спустя минут 10-15, хотя фильм Линча в разных версиях смотрел, и не раз. - Погодите, погодите бросать в меня тапки - ниже я всё обосную. 6-)

Лежат две морды на песке, мимо них кто-то пробегает, потом на них нападают летающие чёрные... дарты вейдеры, потом кто-то куда-то лезет, вейдеров всех поубивали, из них что-то высосали, а потом выясняется, что морды эти - Пол Атрейдис и его мама Джессика. Потом Пол вместе с другими кого-то куда-то понёс. Потом примерно в течение часа происходит ровным счётом ничего. Да, кто-то на экране что-то делает, куда-то идёт

image Click to view



но это всё настолько невыразительно, что складывается впечатление, будто сценарий топчется на месте. Вот когда Бардем-Стилгар отпускает свои шуточки, действие несколько встряхивается - а! кто здесь?! - но потом снова превращается в мёрзлого японца.



Макар негодуэ!

Более-менее всё оживает с появления в фильме племянничка Харконяна - Фейда-Рауты в облике вампира. Харконяны вообще в фильме все вампиры: лысые и голубоватые. Голубой - это цвет, хотя для барона - и не только, но эта тема совершенно в фильме не раскрыта: мало ли чего... А! Психопат-племянничек ещё и людоед - людоеды же пока не в "повесточке", нет?

Так что смотреть фильм можно начинать примерно с последней трети, когда фримены с харконянами замешиваются. Там - да, батальные сцены довольно живенькие. Но, повторюсь, опять однообразные: сильные независимые демократические фримены легко долбят злобных, но тупых тоталитарных чёрных дартов вейдеров. Заканчивается всё не столь эпично, как у Линча, зато сильная независимая женщина одиноко уходит вдаль от любви, лёгкого успеха и слабых соплеменников. Ибо она такая, особенная.



Теперь о частностях

К несомненному плюсу фильма, помимо красивых цифровых ландшафтов и внушительных цифровых же шайтан-хулудов - Вильнёв снял его заметно ближе к исходному материалу, чем Линч. И, пожалуй, всё.

Вот скажите, на кой ляд орнитоптеры заменены в фильме на какие-то стрекозлинообразные недоразумения в стиле аватарских тварей? Вот это зачем? Если в Аватаре сыграло, так и здесь ради кассы воткнуть надо? Но это же чушь полная: такая хреновина на одних калькуляторах никак не полетит. Это в полном несоответствии с миром Камер... Гарднер... а, Герберта: на Арахисе таких механизмов в принципе быть не могло.

Комбайны спайсодобывочные - на кой хой им какие-то механические ноги по бокам, если они на гусеницах передвигаются? Для защиты от шайтан-червей - так по фильму это им, вроде как, совсем не помогает. Да, в книге написано, что комбайны сверху похожи на гигантских жуков, но зачем столь буквально-то? Вы уж или хрен в трусы, или свечку задуйте. И эти "хелицеры", которыми комбайн почву перед собой скребёт - зачем, какую техническую роль они выполняют?

Вообще конструкция "комбайна" если о чём и говорит, то об увлечении производителей комиксами про Марс. 6-)



Впрочем, может кто-то впервые в жизни увидел напившегося крови клеща? Это, так сказать, слегка завуалированная антиимпериалистическая пропаганда? Сомневаюсь, чтоб в мире свободы и демократии у кого-нибудь возникнет такая ассоциация. Они вообще, кто такой клещ, ещё помнят? 6-)



Империалистические клещи на теле мира благородных дикарей.

Как их там... которые комбайны по воздуху возят. В виде гигантских надутых бараньих яиц - это к чему? К тому, что через 10 000 лет всё будет такое необычное, непохожее на сейчас, у-у-у?.. Конструкцию устройства диктует техническая целесообразность, а она как была 10 000 лет тому взад, так и будет 10 000 лет тому вперёд.

Вообще технический мир Дюны довольно... своеобразен: стрекозлы, клещи, бараньи яица... А! Ещё - императорская Звезда смерти!



Цельнотянутая оболочка 5-).

Есть ещё огромные цинковые гробы, летающие безо всякой видимой причины.



Ну хоть не на стрекозлином приводе - и то ладно.

Кстати, кроме стрекозлов есть ещё и нормальные с виду аппараты тоже в стиле Звёздных войн, но тоже летающие, как и гробы, без видимых причин.

То бишь, техники в Дюне достаточно, но вся она, как и полагается нынче, весьма нелепа, а местами - бессмысленна.

В целом, фильм, как же и полагается нынче, рассчитан на детей до 12 - ладно-ладно, - пусть до 15 лет, вот им он должен зайти. Кто из взрослых захочет посмотреть на красивейшие пустынные пейзажи... Не знаю, я б за посмотреть такое только на широком экране 650 рублей не заплатил. Всё же прочее тоже можно смотреть, но отключив мозг, иначе вас будет неумолимо клонить в сон, а местами, если повезёт вовремя проснуться, может пробить и на ржаку.

Фильм как фильм, среднего ремесленного качества, откровенное средство выдоить из ... кгм... - Пучков, брысь! - целевой аудитории побольше денег. Всё по канону. Так что вам решать.

А теперь самое интересное.

О чём написал Герберт

Тот серьёзный товарищ, прочитав мой краткий отзыв на фильм, заявил, что я (не он - я) ничего не понял потому, что роман не читал. И там в конце есть таки сильная независимая женщина. И я роман прочитал, в исправленном переводе от 2019 года.

Оказалось, что роман я читал, только много лет тому обратно. Почему я его забыл - теперь стало понятно: роман довольно слабый, совершенно нелогичный, при малейшем умственном усилии мир Дюны разваливается на куски, как карточный домик.

Серьёзному товарищу отвечу: ни в какую даль далёкую "сильная независимая женщина" не ушла, а покорно осталась при будущем императоре Атрейдисе рожать ему детей. Может, в последующих книгах она от него и уйдёт, но первая книга заканчивается именно этим:

"Подумай, Чани, у принцессы будет громкое имя, но жить ей суждено будет хуже наложницы… Подумай, ни мгновения ласки… А нас, Чани, нас, наложниц… история назовет женами."

Так что этот вопрос я закрою сразу. И без комментариев.

Кто-кто в мире Дюны живёт?

Помимо прочих обычных людей в мире Дюны живут, какие известны из романа

ментаты - мастерски владеющие логикой и анализом люди. Каждый приличный феодал имеет при себе ментата, чтоб тот подсказывал, что да как. Суперконсильери, так сказать. Зачем эта каста выделена в романе - ни за чем, по сути. Если б её не было, ничего бы не изменилось. Так, для антуража.

фримены - племена бандитов и убийц, легко поддающиеся религиозному фанатизму. Живут в пустынях Арахиса, мечтают превратить отдельные его области (где сами живут, конечно же) в город-сад, для чего копят воду всевозможными способами.

навигаторы - торчки, мутировавшие благодаря безудержному потреблению спайса, из-за чего способны внутренним взором безошибочно протыкать пространство-время в любых направления.

сардукары (дарты вейдеры 6-) - злобные и беспощадные убийцы, лучшие в мире Дюны воины, выращиваются незнамо где императором, которому они фанатично верны.

Общественно-экономическая формация мира Дюны - феодализм

По статусу выше всех - император Саддам Хуссейн IV (6-). У него есть собственный феодальный удел, но он может распоряжаться и другими феодами, предоставляя их в лен своим вассалам. Никто толком не знает, но подозревают, что свой спецназ - дартов вейдеров, за счёт которых и держится его власть, император выращивает на своей планете-феоде, куда доступ закрыт всем.

Чуть ниже императора - герцоги, главы Великих домов, которые, как неявно следует из романа, могут владеть несколькими планетами-феодами. Император может отнять у герцога какой-нибудь феод и отдать его в пользование другому феодалу, с чего вся малина в романе и закрутилась. Единственный феодал-негерцог в романе - барон Владимир Харконян. За что его так обидели - непонятно. Может быть, поэтому он так на всех и окрысился.

Где-то по окраинам мельтешат Малые дома, но их тема в романе не раскрыта вообще.

Естественно, ни одна феодальная система не может существовать без религии: главенствующую роль в романе среди прочих религий исполняет некий женский орган - секта Бени Кесарийского, преследующая посредством евгеники вывести Квизац-Хадерача, супермужика, который бы знал всё, всегда и везде. Что с ним потом делать, члены органа представляют мало. Ну, вывели - и вывели, пусть будет. В приложении к роману сказано, что супермужик будет ещё и суперментатом - живым суперкомпьютером, который будет конкурировать с навигаторами. И?

Поскольку беникесариек с детства учат морталкомбату, чревовещанию, гипнозу, НЛП и прочими полезным штукам, они прочно обосновались при власти. Что неудивительно.

Феодалы, включая императора, имеют некий общественный совещательный орган - Ландсраат (термин незатейливо и явно стырен у германоязычных народов). Если феодалы на кого окрысятся, они могут на Ландсраате решить и совместно загнобить любого из себя. Если император уж слишком загнобит феодалов, те соберутся на Ландсраат, решат загнобить императора, и никакие дарты вейдеры того уже не спасут.

Гильдия навигаторов - объединение навигаторов - мутантов-наркоманов, имеющая абсолютную монополию на проводку межпланетных кораблей, равно как и всего иного, выходящего за атмосферы планет.

КОМКОН... нет - КАНИКТ - Картель «Новейшие и качественнейшие товары», всеобщая корпорация, контролируемая императором и Великими домами при негласном участии навигаторов и беникесариек. Вроде как осуществляет экономический диктат во всём мире Дюны. Чем, кроме спайса, барыжит - неясно.

Скайнету - нет!

А ещё особенность мира Дюны - в нём остановлен технический прогресс. В своё время Скайнет возбудилась и решила грохнуть всех назойливых белковых мошек, постоянно докучавших ей всякой ерундой. Машины начали истреблять людей, но пришёл Спаситель и всех машин победил. Хм... где это я уже видел?.. С тех пор законодательно запрещено создавать машины хоть с какими признаками интеллекта, а потому единственная возможность осуществлять межпланетные перемещения - воспользоваться услугами навигаторов, заплатив этим наркошам дурью. Это - единственная причина, по которой навигаторы держат всю Вселенную за причинные места 5-).

О дюнской дури

Дурь эта - спайс - добывается только на Арахисе.

Умеренное потребление спайса продлевает жизнь, неумеренное - превращает в мутанта-навигатора.

Добывают дурь:

  1. феодал - владелец Арахиса, платит навигаторам спайсом за межпланетные перевозки
  2. фримены - платят навигаторам спайсом, чтоб те не разрешали никому вешать на арахисостационарную орбиту спутники для наблюдения за фрименами
  3. контрабандисты (!?) - платят навигаторам спайсом, чтоб возить куда-то контрабандный спайс

В романе написано, что в лучшем случае контрабандисты платят местному герцогу его долю с добычи спайса, а тот отстёгивает долю императору.

Хм... Это как кладовщик, ворующий со склада предприятия материалы и толкающий их налево, платит долю от вырученного начальнику склада, а тот - хозяину предприятия - вы, блин, в своём уме?

Ну ладно, пусть платят, вот такая короткая коррупционная цепочка. То бишь, и герцог, и император крысятничают у других Великих домов - членов КАНИКТа? Поскольку утаить это никак невозможно, всё дело быстро завершилось бы большой разборкой на Ландсраате между домами и императором, и крайними неизбежно оказались бы контрабандисты, участь их была бы скорой и печальной, а арахисовый герцог получил бы пинка под зад с рыбного места: чтобы феодал позволил кому-то на его территории воровать находящийся в его распоряжении уберценный ресурс - это надо быть изрядным идиотом.

Вариант, что контрабандисты никому, кроме навигаторов, не платят вообще не рассматривается, как рассчитанный на... э-э-э! - здравствуй, Пучков! - малолетних дебилов.

Линия контрабандистов в романе нужна только и только для того, чтобы снова свести Пола с Халиком или как его там и более ни для чего. Стоило ли ради этого городить такой бред?

Протыкатели пространства

Что нужно торчку пуще жизни? - Правильно: ширево. Поэтому навигаторы, по задумке Герберта, и сбились в свою Гильдию. Одна беда: гильдия, как общественно-экономическое образование, более регулирует внутренние профессиональные отношения между своими членами, но не свои внешние отношения. Как только профессиональная гильдия начнёт играть хоть сколь-нибудь заметную политическую роль внутри феодального (!) государственного образования, участь её тут же будет предрешена: ей незамедлительно начнут создавать функциональный аналог. И первым в этом деле будет император.

Какая проблема организовать на своей тайной ферме по выращиванию дартов вейдеров подразделение по выращиванию ещё и навигаторов? К этому делу вполне можно привлечь даже самых продажных из навигаторов Гильдии: полагаете, в Гильдии все поголовно уж такие идейные-идейные, что спайс кушать не могут без раздумий о межзвёздных маршрутах и своей тяжкой цивилизационной роли?

Вот что мешает навигаторам послать КОМКОН... нет - КАНИКТ, императора с его феодальной шайкой-лейкой в неизведанные бездны космоса, осесть на Арахисе и монополизировать добычу спайса? Дури - завались, делать ничего не надо. Если что нужно будет с других планет - метнулись быстренько, толкнули очень задорого толику спайса, забрали необходимое - и снова в нирвану. И никто без воли навигаторов до Арахиса не доберётся - красота! Зачем что-то делать, когда можно ничего не делать с тем же результатом?

Экология, мать наша

Где-то читал, что Герберт перед началом написания Дюны изучал экологию, пустыни, как в них бананы выращивать и всё такое прочее. Несмотря на это, Герберт описал цивилизацию, экономика которой основана на добыче природного наркотика - спайса, выступающего в роли мировых универсальных денег. Поскольку роман впервые публиковался в середине 60-х, лично у меня есть некие сомнения, что Герберта уж так волновали вопросы облесения пустынь, а вот насчёт ширева... 4-)

Не сотвори себе хулуда

Близко к теме экологии и вопрос шайтан-хулудов. Чтобы такой скотине весом в десятки тысяч тонн выжить, ей нужно жрать по меньшей мере несколько тысяч тонн чего-то питательного ежедневно. В романе писано, что черви питаются некой "песчаной форелью" и маленькими шайтан-хулудиками. Да вообще всем, что в его... (тут вспоминается анекдот про медведя и бегемота 4-) входное отверстие попадёт. Вроде как по идее форель эта - личинки червей. Форель питается ещё каким-то... "песчаным планктоном", а тот, видимо - отходами жизнедеятельности шайтан-червей, ибо в пустыне другой органики в таких товарных количествах попросту нет. Вот такой замкнутый биологический песчаный цикл.

То бишь, такая экология должна воспроизводить - с учётом того, что червей в пустыне далеко не один - тысячи тонн живой биомассы ЕЖЕДНЕВНО! То бишь, во входное отверстие хулуда входят всякие форели с планктоном, а из выходного с той же яростью должны сыпаться хулудовы яица. И тут уж вспоминается анекдот про слона и вечный кайф 4-).



Со способом передвижения шайтан-червей в песке тоже всё забористо: как и императорские цинки, черви движутся сквозь песок без видимых причин. Движутся и движутся каким-то там паром. Им бы ещё гудок приделать...

image Click to view



Нормальные черви движутся путём сокращения-растяжения сегментов тела. Понятно, что при таком способе перемещения использовать шайтан-хулудов в качестве вьючных животных может придумать только... отстань, Пучков! - человек с сильно изменённым по разным причинам сознанием. Но ведь вопрос остаётся: как движутся черви? Пердячим, пардон муа, паром?

image Click to view



Биология червей - тоже та ещё... придумка. Любой биологический организм, движущийся во сколь-нибудь плотной среде, эволюцией отполирован так, чтобы при движении испытывать как можно меньшее сопротивление, черви же покрыты зачем-то какой-то чешуёй. Единственную чешую на червях я видел очень-очень давно в каком-то фильме, где мужик в джунглях чего-то хватанул такого, от чего его обуяли неслабые глюки, в которых вокруг него ползали то ли змеи, то ли черви, как раз покрытые металлической чешуёй. Пусть эти хулуды имеют чешую: может, так они защищаются друг от друга. Но почему за миллионы лет эволюции эта чешуя не лишилась переднего по ходу движения края, который можно, как написано в романе, "отгибать"? Герберт хоть раз чешую на рыбе разглядывал?

Мол, фримены для управления червём зацепляют крюками эти края чешуи и их "отгибают". Поскольку под край набивается песок, червя это беспокоит, и он полз... движется на той своей стороне, где чешуя не отогнута. Соответственно, с какой стороны чешуя больше "отогнута", туда и поворачивает червь. Почему шайтан-хулуду не сделать так: бр-р-р! - и вмомент не сбросить с себя прилипших паразитов, загадка великая есть.

Насчёт "зацепить" и "отогнуть". У такой гигантской твари чешуя должна представлять собой здоровенные по площади пластины хитина толщиной по меньшей мере сантиметров 20-30, что в фильме и показано. Вот возьмите пару железных крюков и попробуйте с помощью них фрименским способом "отогнуть" лист МДФ толщиной миллиметров 20-30: интересно будет посмотреть, что получится - молчите, Пучков, молчите! 6-).

Кстати, у Линча, если я правильно помню, фримены цеплялись крюками за дыхальца червя - тут ну хоть сколь-нибудь разумно.

Вообще присутствие в романе гигантских червей слабо обосновано: в основном они исполняют роль верховых животных для фрименов. Такое придумать - тут нужно обладать серьёзно расширенным сознанием. Их роль в появлении спайса абсолютно мутна. Охраняют свою территорию от всяческих пришельцев - понятно, однако противоборство добывателей спайса с ними в романе вообще никак не развито. Просто потому, что

"Кроме атомного взрыва, я не знаю другого способа уничтожить крупного червя целиком."

Зачем вообще эти идиотические черви в романе - только для того, чтобы Пол свою лихость и удаль фрименам показал: мол, во какого шайтана могу вызвать, бойтесь меня семеро?

О фрименах

Фримены по сути - редкостные сволочи и убийцы. Да, внутри своего племени они придерживаются хоть и диковатых, но приемлемых традиций, однако любого - любого! - чужака они воспринимают не более, чем ходячий бурдюк с водой, которого непременно нужно убить, а воду из получившегося трупака - высосать. Пол и Джессика уцелели исключительно потому, что сразу сумели навешать этим бандюкам звиздюлей. Полу для закрепления своего статуса пришлось даже ещё одного местного убить. Вот такие они, свободолюбивые фримены. Лучше бы с ними не встречаться.

С фрименами в романе тоже связано достаточно идиотизма. Пола с Джессикой приводят в сич, что-то там происходит немного, Полу показывают 20 000 фрименов и здоровенный бассейн насосаной изо всех воды, а потом Сталк... Стилгар, чтоб он был здоров, заявляет, что поутру нужно из сичи уходить, поскольку её наверняка скоро найдут дарты вейдеры. Сосали, сосали воду, и вот так отдадут сундукарам? Тем более, что у Стилгара вот прямо сейчас под рукой тысяч пять-семь отъявленных головорезов только мужского пола, способных в одиночку вставить песчаную моль любому жителю Криптона куда угодно, WTF???

Фанатизм и невежество фрименов привели к тому, что некий эколог-планетолог, занимавшийся в одиночку по назначению императора на Арахисе экологией, внушил им, что если накопить много-много воды, а потом - лет, этак, через пятьсот-шестьсот - кааак выплеснуть её на Арахис, то он зацветёт. Не буквально, конечно, но по идее. В связи с этим, фримены всеми доступными способами стараются изъять из весьма, весьма скудного природного оборота как можно больше воды и накапливают её в подземных бассейнах. Сказать, что от этого экология на поверхности в течение пятисот ближайших лет будет становиться лучше... Даже без Пучкова ясно.

При этом, фримены периодически высаживают в пустыне росточки каких-то пустынных же растений в каких-то влагоулавливающих сеточках. С учётом того, что по Арахису ходят песчаные бури, способные переворачивать спайсодобывающих клопов, то выглядят эти юннатские занятия... Явно, даже если какую экологию Герберт в университетских кампусах и изучал, то какую-то... уж очень специализированную и узконаправленную 4-). И так далее.

В общем, не зря я эту шнягу позабыл.

Кстати, обнаружил, что во всём романе единственный персонаж, который действует как живой и разумный человек, это барон Харконян: опытный политик, хладнокровен, аморален, ясно осознаёт происходящее, чётко определяет свои цели, жесток, развратен, извращён - та ещё скотина. Ну вот прямо с нынешних списан - один-в-один. 6-)

Теперь о наболевшем

Сколько раз говорил оппонентам: фантастика - не идиотика. Что вы подумаете о мужике, идущем по улице голышом и с кирпичом в заднице? - Или идиот, или не повезло. А в типа "фантастике": а чё такова - нормально, фантастика же!

Заметили - я нигде не упоминаю третий краеугольный камень мира Дюны: поле Хольцмана. Вот это - вполне нормальная придумка, хорошая, качественная: сейчас мы такое поле не знаем, но это никак не гарантирует, что со временем учёные не обнаружат чего-либо подобного, вон уже сколько полей наоткрывали - охотно принимаю в качестве фантастического допущения. Но когда я читаю следующее:

"Психокинетическим зондом она прикоснулась к молекуле, переместила атом кислорода, добавила к связи еще один углеродный атом, переместила кислородную связь… водородную…"

возникает полная уверенность, что автор меня держит за дурака. И не надо ссылаться на время написания романа: уже в то время и химики, и физики вполне представляли, какую энергию - отнюдь не "психокинетическую" - нужно затратить, чтобы разорвать те или иные внутримолекулярные связи. А уж насчёт "перемещения кислородной связи" я вообще умолчу. И так образ незабвенного Дмитрия Юрьевича постоянно маячит перед моим внутренним взором 6-).

Что бы изменилось, если б Джессика, отхлебнув шайтан-хулудового фреша, испытала все эти видения, описанные в романе и красочно показанные в фильмах, использовав духовные внутренние практики беникесариек, возбудила свою иммунную систему, и та бы помогла ей выжить и показать фрименам, что она - супервумен и достойна стать их Преподобной матерью? - Ничего. Ничего! Зато наркоманского бреда бы хоть чуть, но поубавилось.

Или топтеры. Что о них известно из романа? Полное название - орнитоптер, то бишь махолёт, устройство, летающее за счёт махов крыльями. Леонардо да Винчи мечтал такой построить, но как-то даже у него не задалось. А у Герберта получилось. Что ещё о них известно?

  • Базируются топтеры в "гнезде".
  • Имеют металлические "втягивающиеся" - что бы это ни означало - крылья, причём изменяемой стреловидности.
  • Имеют турбореактивные двигатели.

То есть, это чудо фантастической техники и крыльями машет, и на реактивной тяге летит (может, черви тоже на реактивной тяге? 4-). Что уже в который раз навевает одно и то же.

"Расправленные крылья поблескивали тонким металлическим оперением. Он тронул рукоятку ретрактора, проследил, как сложились крылья для реактивного взлета, которому его учил Гарни Холлик."

Я не поленился и нашёл это место в оригинале:

"The wings were at full spread-rest, their delicate metal interleavings extended. He touched the retractor bar, watched the wings shorten for jet-boost take-off the way Gurney Halleck had taught him."

Таки да: "watched the wings shorten for jet-boost take-off the way" - наблюдая, как укорачиваются крылья для реактивного взлёта. Лучшего способа "как убиться апстол" Ноллик преподать бы и не смог.

Как же происходит тот самый "реактивный взлёт"?

"Пол тронул клавишу-переключатель пуска. Резким взмахом крылья вынесли топтер из гнезда. В гондолах загудели двигатели, крылья сложились для набора высоты."

image Click to view



Мне помнится только один человек, который, по-моему, сумел превзойти Герберта в части профессионализма и знания жизни. Человек этот - Гузель Яхина. Но по непонятным мне причинам г-жа Яхина не относит свои произведения к жанру фантастики, а, судя по комментариям некоторых моих оппонентов, совершенно зря.

Ещё и ещё говорю вам: фантастика, даже (!) - даже ненаучная, должна быть качественной: цельной, непротиворечивой, правдоподобной и самодостаточной. Иначе это будет графоманской писаниной или детскими сказками про гроб о 18-ти колёсиках (у нас был в ходу вариант именно с 18-тью колёсиками 6-). Кстати, страшилка про гроб на колёсиках - вот в полном смысле образец жанра детских страшилок. Роман же Герберта...

Лично у меня ни фильм, ни роман не вызвали вообще никаких мыслей. Если у вас появились какие-то мысли по этому поводу - прошу, интересно будет почитать. 6-)

Дюна, отзыв, кинематограф, лажа

Previous post Next post
Up