В последнее время одна моя довольно старая статья -
Пешеходам посвящается... - вызвала нешуточные волнения среди читателей (сейчас глянул - ох, там и жара бывает! 6-). В той статье я подробно разобрал трагический случай в Солнцево, когда дамочка-водительница сбила на пешеходном переходе коляску с младенцами и чуть не сбила двух дам, эту коляску толкавших перед собой.
В статье на схемах я показал, как в данном конкретном случае сработала динамическая слепая зона пешеходов, и как простыми, незатейливыми и совершенно необременительными действиями сами пешеходы легко могли избежать трагедии. И как синдром пешеходного перехода, а об этом синдроме уже можно с полной уверенностью говорить, к этой трагедии привёл.
По началу, кое-что о себе
Я - не профессиональный водитель. Водительский стаж - 40 лет. Три ДТП совершил сам в молодости по своей вине. Два обошлись мне каждая рублей в 5 (Пять рублей), третье... Не учёл дорожные условия: правая половина дороги была просто немного мокрая, вторая, левая, наветренная - на длинном открытом повороте оказалась вода на тонкой-тонкой корке льда. Результат - оверкиль. Дважды мою машину дятлы били стоящей на стоянке. Один раз блондинка в розовом (буквально! 6-) при всех моих предосторожностях подставила при повороте свой правый борт. Последующий разбор в ГИБДД полностью подтвердил мою невиновность. Нынче ещё один дятел подрезал меня справа (!), желая повернуть налево (!) через островок безопасности (!) - ну дятел же! Обошлось ему в 7 т.р. - хрен с ним. Ни один человек при всём этом не пострадал.
Я это к чему... Некоторые комментаторы в полемике к той статье непрозрачно намекали, что "права купил", "пешеходов не уважаешь" и т.п., так что решил привести мой послужной список, чтобы показать:
а). документы о прохождении курсов в наличии, учился на курсах при Кировском сельхозинституте, там такие курсы были... закачаешься. Преподавали не только ПДД, но и узлы машин, тактики вождения, технику вождения, разбирали водительские приёмы - много чего. Нынешним курсам - только завидовать,
б). за многостию водительских лет мне есть, что сказать,
в). к дятлам за рулём не питаю никаких тёплых чувств,
г). и да: я сам - не святой.
За сим - по сути.
О водительской доброте
Начну с наших вятских водителей.
С незапамятных времён вятский водитель отличался упрямством и неуступчивостью, Да-да, земляки, не обижайтесь 6-).
Ситуация раз
Сколько раз бывало: идёшь по трассе, впереди - некировский грузовик. При первой же возможности, если вас заметил, грузовик принимает чуть вправо, моргает правым поворотником - мол, давай, обгоняй. Вятские же водилы - вигвам: даже если сам тащится 60-70, ни за что дорогу не уступит и вперёд не пропустит, обгоняй, как хочешь. То же самое - с легковыми. Всякое бывает: зазеваешься, отвлечёшься на мгновение, ещё что, если уж он решил повернуть и перестроиться - всё, пофигу мороз, кто там сзади, какая ситуация там сложилась - он перестроится, или повернёт, а уж пропустить зеваку - дануна... Поскольку он прав. - Ничто не напоминает?
Ситуация два
Ещё один часто встречающийся шаблон. Идёте вы по трассе и замечаете впереди на отдалении трактор, автобус или грузовик, который движется заметно медленнее вас и явно не собирается ускоряться. Планируете его обгон, естественно - смотрите в зеркало заднего вида и замечаете позади себя метрах в 40 на второй полосе весь такой красивый джип широкий (может и не джип, но - странно - у меня чаще именно со всякими джипами бывает. С чего бы? 6-). Естественно, понаблюдали секунд несколько - джип движется примерно с вашей же скоростью, то есть своим манёвром вы ему никак не помешаете. Просто потому, что оба движетесь с наибольшей разрешённой скоростью! И вот вы подходите на дистанцию обгона,
заблаговременно включаете поворотник, сдаёте чуть влево, обозначая начало обгона, и... джип тут же топит по газам, подлетает к вам и пролетает вперёд, показывая всем своим видом, кто вы такой!
Он же прав, это - его полоса, а вы собираетесь её занять!
Ситуация три
Ещё стандарт: вы видите перед собой автобус, и он тормозит. За вами - несколько машин.
И вот вы смотрите в зеркало заднего вида, включаете поворотник, ещё раз зеркало - ба! Не повезло: за вами оказался "как пуля резкий", и он, после того, как заметил ваш поворотник, уже успел втопить газ и идёт на обгон и вас, и автобуса. Естественно, за ним тянется и вся остальная вереница.
Вам же, как добропорядочному водителю, остаётся только остановиться у автобуса и пережидать всех, кто сзади, ибо фиг, кто вас пропустит.
И таки стали добрее?
Таки да. Лет пять назад вот так резко стал замечать, что мы, вятские водители, стали друг друга - невиданно! - пропускать.
Выезжаешь с прилегающей территории в плотный поток - часто найдётся, кто тебя впустит в правый ряд. Если кто из левого ряда обозначит поворот направо в плотный правый ряд - кто-нибудь пустит. То же самое - из правого в плотный левый ряд. Раньше бы так и ехали все до перекрёстка, а там уж как получится, а сейчас - полный велкам. И все друг друга благодарят. Даже если кто тебя подрежет слегка, нередко тут же поморгает аварийкой: мол, извини, братан, так получилось. И даже в вышеописанной ситуации 3 изредка найдётся тот, кто вас пропустит 6-).
Нет, долбодятлы на дорогах не перевелись. Пролёт перекрёстка на жёлтый, да и на красный (сильно, сильно реже), немотивированное превышение скорости, необозначение манёвра, пересечение разделительных - да на раз-два! Но средний уровень водительской культуры несомненно поднялся. Кстати, дятлы на дорогах оттого и стали более заметны.
К пешеходам тоже стали относиться спокойнее. Чтобы кто-то как-то помешал пешеходам - редко вижу. Наверное, 1 к 100, а то и реже. В основном - на нерегулируемых ПП. Там бывает типовая ситуация: идёт по ПП один пешеход - все ждут. Пешеход почти доходит до конца ПП - на переход вступает ещё один пешеход, все ждут. И тот почти переходит дорогу - на ПП появляется следующий пешеход, и т.д. Естественно, рано или поздно кто-то из водителей не выдерживает.
К чести пешеходов изредка наблюдаю и такую ситуацию: если поток машин плотный, пешеходы собираются в небольшую группу и уже группой переходят дорогу. Подозреваю, что это срабатывает стайный инстинкт: в группе - безопаснее. Однако вероятно, что и сознательно - честь таким пешеходам и хвала, низкий поклон.
О вятских пешеходах
Вот ровно как у вятских водителей, только лет пятнадцать назад столь же резко заметил, что пешеходы стали соблюдать правила перехода по светофорам.
Раньше как было - красный свет, машин нет - что ждать? И переходили на красный. Но начиная с какого-то переходного периода - год, не более по ощущениям - все стали ждать нужного сигнала. Даже когда нет машин вовсе. И до сих пор переход на красный - очень, очень редко вижу. И почти наверняка - по невнимательности.
Я уже писал про переход пешеходов группами 2-3 человека по нерегулируемому ПП через загруженную дорогу - замечаю это всё чаще и даже на незагруженных перекрёстках. Удобнее всем: и пешеходам безопаснее, и поток машин реже задерживается, и водитель в душе благодарен таким пешеходам (да-да: у водителя тоже есть душа! 6-), и в будущем он будет ещё бережнее относиться к пешеходам.
Означает ли, что пешеходы осознанно массово соблюдают - не правила перехода дорог - ПДД? Я не зря это так противопоставил, потому что в основе того и другого - по большей части пока что разные побудительные мотивы. И вот тут - время поговорить
О соблюдении пешеходами ПДД
Вот свежий - 2023 года - спутниковый снимок перекрёстка улиц Ленина и Преображенской в моём городе Кирове.
Я хотел снять на перекрёстке видео, чтоб уж совсем всё железобетонно было, но посмотрел спутник - и так ясно. Любой сомневающийся может посетить этот перекрёсток и за пять минут наблюдений удостовериться, что всё - именно так, как я опишу. Итак...
Надо сказать, что организация дорожного движения в Кирове находится на вполне достойном уровне: некоторые приезжие даже называли его городом светофоров. И любой кировчанин подтвердит, что светофоров натыкано по городу, как блох на парши... очень много 6-). И это - очень хорошо, поскольку сильно уменьшает риски ДТП в общем и с участием пешеходов в частности.
На моём пути на работу и обратно встречаются два перекрёстка (Ленина и Преображенской - один из них), на которых организована пешеходная пауза: всем машинам горит красный свет, и пешеходы переходят перекрёстки по всем направлениям одновременно. Подчёркиваю: по всем направлениям.
И таки да: пешеходы переходят перекрёстки в том числе и по диагонали - см. беленький овал на спутниковом снимке: это они, пешеходы. "И что?" - скажет тру-пешеход. - "И хорошо: меньше тратится времени на переход, меньше идти - всё замечательно, для нас, пешеходов, - сплошное удобство."
Уважаемые пешеходы, давайте-ка я вам схему перекрёстка покажу с Яндекс-карт:
Давайте ещё и панораму, а то мало ли что, схема старая, то-сё...:
Всё ещё хорошо, а?
А знаете, что видят водители на этих перекрёстках 24/7? - Массовое нарушение пешеходами ПДД. Прямое и беззастенчивое. Безоговорочное. Поскольку п.4.3 ПДД:
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
Подчеркну: "на регулируемом" и "только при наличии разметки". Кто-нибудь может мне показать на этом регулируемом перекрёстке соответствующую разметку?
"Так это власти виноваты!" - воскликнет тру-пешеход. - "Пусть нанесут разметку, и всё будет тип-топ, по правилам!" - Но ведь они по каким-то причинам не нанесли, то бишь, какие-о причины для этого есть. Хотите знать какие? - Обращайтесь к властям, они вам в указанный законом срок ответят по существу. А пока... А пока вы, пешеходы, обязаны соблюдать ПДД и переходить перекрёсток только по разметке. Вот так.
Кстати, как по иронии... Видите на панораме человека в голубой футболке на переходе? Вот покрупнее изображение, я для чёткости яркость/контрастность поддёрнул:
Видите обведённый светофор? - Товарисч яростно нарушает ПДД, переходя дорогу на красный свет 6-). Ладно, ясно, что именно по невнимательности, о чём я и писал. Тем не менее, его никто не давит, хотя по умозаключениям некоторых лиц злобные водилы должны были тут же на него наброситься и яростно же размазать по асфальту тонким слоем 6-).
Сам был очевидцем таких случаев именно на этом перекрёстке. Водители тормозили, самые "злобные" - бибикали, пешеходы же, кто осознал свою ошибку - смущённо и спешно возвращались на тротуар, а кто-то и возмущённо маша руками завершал переход. Были и те водители, кто пламенно говоря лицом, объезжали пешехода, но это - именно что из разряда долбодятлов, подавляющее большинство пропускало пешеходов. Хотя и имело тоже что на эту тему сказать 4-). Полагаю, мои коллеги-водители могут натолкать подобных случаев полную панамку. Гораздо, гораздо, гораздо больше, чем случаев, когда дебил за рулём и впрямь пешехода задавил.
А теперь разберу конкретную ситуацию, в которой поучаствовал лично. Кстати, в этом случае работала та же динамическая слепая зона, но только для водителя.
"Лось" на пешеходном переходе
Прошу пешеходов не обижаться на термин "лось": он в автомобилестроении обозначает внезапно возникшее перед автомобилем препятствие. В испытаниях автомобилей есть даже такой специальный "лосиный тест" 6-).
Вот схема перекрёстки, на котором всё случилось:
Жёлтым обозначены зоны ведения земляных работ, поэтому встречное для меня движение осуществлялось только по одному ряду, и, как нередко в таких случаях бывает, в сужении дороги автомобили двигались довольно медленно и очень плотно. Автомобиль 1, двигаясь по правому от меня ряду, спокойно проехал пешеходный переход. Двигаясь в автомобиле 2, я заметил, что левый от меня вход на пешеходный переход перекрыт стоящим крузаком. Пытаться увидеть, что делается за такой большой машиной, всё равно, как пытаться заглянуть за бегемота, поэтому метров за 5-7 до ПП я притормозил примерно до 10 км/час именно в расчёте на то, что а вдруг кто из-за крузака выскочит, и таки да:
когда до перехода оставалось метра три, на ПП выскочила молодая "лосиха". Она даже не удосужилась посмотреть, что там на дороге, кто в какую сторону едет и с какой скоростью - просто выскочила. Я по тормозам, и вот только тогда "лосиха" удивлённо кинула взгляд в мою сторону - мол, "А! Кто здесь?" и поскакала по переходу дальше.
Для "лосихи" всё обошлось. Просто потому, что непосредственно у пешеходного перехода моя скорость была заметно ниже 10 км/час, и я был настроен именно на торможение. Увы, ничего необычного - типовая ситуация для нормального водителя. Сколько и с кем такого не случалось? Современный легковой автомобиль в исправном техническом состоянии на ровной сухой асфальтовой дороге со скорости 10 км/час может остановиться почти мгновенно, что, собственно, и произошло в описанном случае. Но только почти.
Всё бы ничего - существует такая штука: время водительской реакции, водители об этом знают. Хотя бы просто потому, что такой вопрос есть в экзаменационных билетах на право управления автомобилем. А пешеходы знают, что это такое? И каково это время?
С сайта ГИБДД Брянской области (первое, что нашёл):
Под временем реакции водителя понимается время с момента обнаружения опасности до начала принятия мер по избежанию опасности. В зависимости от состояния водителя и его опыта, а также сложности обстановки, в которой он находится, это время обычно составляет от 0,4 до 1,6 секунды.
...при экспертизе используется нормативное время реакции водителя, равное 0,8 с
Статья очень полезная для пешеходов именно для понимания, как происходит торможение автомобиля, что именно в это время происходит и т.д. Весьма рекомендую её почитать, особенно тем, кто заботится о своей безопасности.
Кстати, время 0,8 секунды я помню ещё с времён обучения: наша преподавательница работала в школе ГАИ, где учила молодых инспекторов.
Но время реакции водителя - это только от обнаружения опасности и до начала действий водителя. А дальше к этому добавляется время действия тормозной системы, которое тоже совсем даже ненулевое. Какое?
Вы, пешеходы, удивитесь, и даже, может, некоторые водители 6-), но оно регламентировано.
ГОСТом 33997-2016, таблица 4.4. Согласно этой таблице, исправное автотранспортное средство категории М1 (легковые АТС) должно иметь тормозную систему с временем срабатывания не более 0,6 секунды, у прочих категорий АТС - не более 0,8 секунды.
В этой же таблице регламентируется и тормозной путь АТС. Для категории М1 он должен быть не более 16,6 м со скорости 40 км/час (по обучению в автошколе я помню 14,7) на сухой ровной горизонтальной асфальтированной поверхности. У других категорий - ещё больше.
Кроме того, играют роль состояние протекторов шин, состояние дорожного покрытия и т.д., так что полное время от обнаружения опасности водителем до полной остановки автомобиля по совершенно объективным - объективным, подчёркиваю - обстоятельствам может быть нисколько не 0,8 секунды, а заметно больше.
Теперь - немного расчётов
Девулька шла быстрым шагом, а это... пусть 4 км/час (смотреть хотя бы
здесь), что примерно 1 м/сек. За нормативное время водительской реакции и время реакции исправной тормозной системы (0,8+0,6=1,4 сек) она оказалась на переходе примерно в 1,5 м от крузака, из-за которого выскочила, то бишь, аккурат примерно посреди моего бампера - а оно так и было!
Машина двигалась... да пусть и 5 км/час, то есть около 1,4 м/сек. За 1,4 секунды машина проехала около 2 м - и это тоже так: я заметил "лосиху" метра за 3 до пешеходного перехода. Поскольку я успел затормозить до ПП, а "лосиха" благополучно ускакала вдаль, я выполнил норматив по экстренному торможению - спиди гонзалес! (шютка 6-), а тормозная система сработала как положено.
Так что девоньке повезло, что машина моя была исправна, состояние дороги - хорошее, я был готов к торможению, и реакция моя - вполне ещё ничего. А могло бы сложиться куда как трагичнее: будь за рулём более беспечный ездок, или он бы оказался невнимателен, или тормозные колодки подызносились, или бы Аннушка масло перед ПП на дороге разлила, да мало ли чего ещё, так что стройность "лосихиных" ног могла бы быть под большим сомнением ещё долгое время.
Уважаемые пешеходы, поймите, это я не хвалю себя, я просто разобрал совершенно типовую ситуацию, в которой почти наверняка побывал каждый водитель, а поскольку мы все ещё на свободе, действовали мы примерно одинаково и так, как я описал.
Особенность этой ситуации в том, что она, как говорится, "на тоненького", и это - повторю - при скорости автомобиля 5 (!) км/час.
- Будь скорость автомобиля выше на 2-3 км/час - ДТП.
- Будь автомобиль ближе к ПП на пол-метра (!) - ДТП.
- Будь полное время реакции автомобиля на пару десятых (!) секунды больше - ДТП.
И т.д.
Перед большинством пешеходных переходов в Кирове установлено ограничение скорости 40 км/час. Можно прикинуть, на каком расстоянии здоровый водитель на исправном автомобиле в сухую погоду должен заметить вас, чтобы затормозить вот прям у ваших ног.
От момента обнаружения вас и до начала торможения - 1,4 секунды - автомобиль на скорости 40 км/час (примерно 11 м/с) проедет примерно 15,5 метров. Будем считать, что водитель тут же вожмёт педаль тормоза до асфальта (что на практике, как вы понимаете, никогда не бывает), и со скорости 40 км/ час машина остановится за 16,6 м. Итого будем считать 30 - ТРИДЦАТЬ! - блин, метров!
Ещё раз повторю: это если водитель в полном адеквате, моментально вас увидел и распознал, машина - в идеально исправном состоянии, и далее по списку. А если в этом длинном списке "если" будет что-то буквально малееенечко не так?
Дорогие пешеходы, теперь вы понимаете, НАСКОЛЬКО вы рискуете, ВНЕЗАПНО появившись перед автомобилем даже на пешеходном переходе?
И в школе, и родители вдалбливали в мою голову: "Не выходи на дорогу из-за стоящего транспорта. Если уж надо - сначала высунь голову и посмотри, что там делается". И, надо сказать, пару раз я это вспомнил добрым словом - да, я тоже частенько бываю пешеходом.
Даже если вы переходите дорогу по пешеходному переходу и на зелёный сигнал светофора, постоянно контролируйте дорожную ситуацию. Если что сомнительное - подождите пару секунд, разберитесь с ситуацией, мы подождём. Поймите, даже если вы имеете все права и преимущества, эта пара сэкономленных секунд не стоит вашего здоровья или даже жизни. Мы, водители, в основном - добрые, ответственные и дисциплинированные люди, но долбо...дятлы за рулём ещё встречаются.
Помните: никто не позаботится о вашей безопасности лучше, чем вы сами.