В
предыдущей статье я немного поговорил о животном мире Пандоры в целом, и о том, что кошколюды при немного более пристальном, чем никаком, внимании выглядят в нём как... кхм... голубки на параде металлистов 4-). Время присмотреться к ним немного потщательнее. Итак...
Социальный уклад кошколюдов
Живут синенькие в отчётливом племенном строе: семейные общины уже объединены в довольно многочисленное племя. Материальными делами племени распоряжается вождь, духевными - цахик, по совместительству - его жена, что с точки зрения управления и контроля за жизнью подчинённых очень удобно.
Свою власть цахик осуществляет от имени некой Эйвы, обладающей среди кошколюдов непререкаемым и неоспариваемым авторитетом, по сути исполняющей функцию бога (потом окажется - животворящего в самом прямом смысле). Соответственно, цахик... - полагаю, вы понимаете 4-). Цахик сообщает всем прочим, что в данный момент хочет Эйва.
В фильме я не заметил, чтобы главы семейных общин - тоже немелких образований - как-то участвовали в принятии управленческих решений, то бишь, племенной вождь осуществляет свою единоличную власть на основе общественного компромисса, способ поддержания которого в фильме чётко не обозначен. По какой причине главы родов отказались от своей доли власти - неясно.
Ещё в принятии решений конфликтных вопросов слово имеет уездный предводитель дворянства, цутэй - самый умелый, самый сильный и самый злобный воин: следовательно, в племени уже началось выделение воинской корпорации.
Поскольку предводитель сам себя обозначил воином, то есть, членом общины, специализирующемся на убийстве себе подобных, потребность в этой функции существует по крайней мере на уровне племени.
По общественному положению вроде как все члены племени примерно одинаковы в правах доступа к жизненным благам, но стоит присмотреться к эпизоду ужина:
Всё племя собралось вокруг одного костра, на котором, похоже, готовится примитивная еда, показанная в фильме какими-то невразумительными кусочками. Да, аватара Салли позвали на этот ужин - всё-таки приятель дочери вождя и более-менее понятливый посланец довольно злобных и настырных пришельцев, но в первом ряду у костра сидят: директор магазин, туваравед, обувной отдел, начальник охраны - уважаемые все люди 4-), а прочие - вокруг них: видимо, ждут своей очереди доступа к какой-то приготовленной еде или возможности её приготовить. Если же подробнее рассмотреть очаг, обнаружится, что еды на такую ораву имеется пренебрежимо мало и выглядит она совершенно не как животного происхождения.
Самое разумное - чтоб не натягивать сову на Пандору - этот ужин носит ритуальный характер, соответственно, ритуальной еды много и не надо, а все собрались для того, чтобы посмотреть, что за чудика притащила в племя дочь вождя. Иначе снова придётся предположить, что свободный доступ к еде имеют не все члены племени. Так или иначе, социальное расслоение среди кошколюдов отчётливо присутствует: более синенькие отличаются богатым декором, менее синенькие не имеют вообще никакого декора - всё как у земных нынешних людей. Скудные элементы верхнего женского обихода изображены в фильме исключительно, чтобы не повредить ранимую земно-европейскую психику. Вот о предметах материальной культуры и пойдёт речь дальше, ибо там - всё очень интересно.
О техническом уровне кошколюдов
Первым делом, конечно же, вооружение. Из вооружений показаны копья, луки со стрелами и ножи. Наконечники копий и стрел - каменные (металлический отблеск можно отнести на счёт особенностей местных минералов), возможно - типа обсидиана, изготовленны методом отщепа. Наконечник вставляется в расщеп древка и крепится каким-то лыком.
Судя по этому, уровень развития кошколюдов соответствует земному мезолиту и, судя по размеру наконечника, раннему мезолиту, если не позднему палеолиту.
Я сильно подозреваю, что вооружить кошколюдов такими вундервафлями - придумка или режиссёра, или продюсера: вот, мол, какие стрррашные стрелы, всё пробьют, всех на раз замочат. Если же это не так, то это - очередная глупость или невежество: чем больше и тяжелее наконечник стрелы, тем хуже она сбалансирована, медленнее летит и ниже пробивная способность. Посыл "чем толще и длиннее рабочий орган, тем лучше проникающая способность" в данном случае не работает, это - совсем из другой оперы 4-).
К примеру, вот мезолитический наконечник стрелы, найденный под Волгоградом в 2021 году:
А это - наконечники стрел из коллекции нашего краеведческого музея:
все - длиной не более 5 см и шириной не более всё тех же 2 см.
Стрелы оперены:
хотя пернатых тварей на Пандоре вроде бы нет. Пусть будут какие-нибудь листья, поскольку боа вождя синелицых тоже очень на листья смахивает:
В принципе это - вполне правдоподобно, поскольку на мезолитических наскальных рисунках есть изображения стрел вроде как с оперением. А вот лук...
А вот лук у синего товарисча из раннего мезолита - сложносоставной! Такие луки на Земле появились только в неолите, много-много тысяч лет спустя, да и то в тех местах, где с качественным деревом были проблемы. На Пандоре с деревом вроде как всё в порядке, не? На картинке видно, что наконечник к древку стрелы просто привязан, без использования какого-либо клеевого состава. Как они составные луки без клея умудряются собирать, знает, видимо, только сам Камерон. Ладно, будем считать, что кошколюды хоть и лохи в баллистике, зато в материаловедении доки 6-).
Ещё у них в ходу костяные ножи и прочие предметы из кости - точно мезолит или неолит. А как тогда каменные наконечники? Нож выточить могут, а из отходов ножевого производства наконечник стрелы - нет? Идиотия какая-то.
Да, ещё насчёт обработки материалов. Вот присмотритесь к сцене торжественного приёма аватара Салли, ничего не смущает?
А вот та здоровенная и явно любовно обработанная чаша, где огонь горит, она откуда взялась, пусть в неземном, но всё же мезолите? Вот только не надо говорить, что это - не чаша, что синенькие просто такой камень у себя в жилище нашли (о жилище, кстати, придётся тоже поговорить, там тоже не всё так просто). Не, ну чё за дело - каменными рубилами каменюку и обтесать, это ж как два пальца об асфальт... Главное - зачем? Жертвенник? - Так вроде Эйва того не требует, просто так через местного цадика свои сообщения шлёт. Ради освещения? - Так у них там аварийные светонакапливающие светильники повсюду растут. Кроме как для авторитету вождя у меня и мыслей других нет. А кто тесал - забесплатно? "Дай мы тебе, вождь, каменный цветок вырежем, чтоб, так сказать, нам внушал"? - непонятно, непонятно... Снова на неолит больше похоже.
Я вот сразу не заметил, а тут... Внимательно на вождеский прикид:
Воротник-стоечка на костяном по виду и резном каркасе, инкрустированном чем-то вроде жемчуга. Каркас обтянут... пусть кожей с прорезным орнаментом, да ещё и расписным. Та же кожа - самое правдоподобное - видимо, образует жилетку, на которой закреплены то ли листья, то ли, всё-таки, перья. Закреплены они, если всё же исключить вариант суперклея из копыт молотоголова, скорее всего шитьём. То есть, шитьё кошколюды освоили, производство сверлёных костяных игл - тоже, равно как и производство нитей для шитья. Вопрос: зачем? Ответ "Шоб було" не канает: в те времена технические достижения являлись следствием удовлетворения жизненных потребностей, а не упражнений научной мысли. Да и даже по современным меркам прикид этот - довольно сложное техническое сооружение: технологи швейного производства подтвердят. А вот интересно: как они жемчужины к костяшке пришпандорили? Мезолит, говорите?
Сделаю некоторое отступление, поскольку - мало ли - кто не знает.
Палеолит, мезолит, неолит и т.п. - это не жёсткие временные рамки - со стольки-то до стольки-то тысяч лет до нашего времени, это эпохи, характеризующие уровень технического развития общества.
На Земле эти эпохи в разных местах наступали в разное время. К примеру, неконтактные племена Амазонии и в наше время ещё до палеолита не добрались, а зачем - их и деревянные пыряла вполне устраивают 6-). И у них там всё сообразно ихнему текущему уровню. И никаких прикидов а ля Киркоров у их вождей нет, а если б каким-то образом появился, то это был бы лютый зашквар вождю, ибо - а что это? а откуда?, и его бы, скорее всего, грохнули и съели.
Соответственно, ежели бы БредПит шарахался под Троей со стальным мечом, то это тоже был бы зашквар лютый, но только уже режиссёру. Впрочем, остальное там тоже очень смешно 6-).
Продолжу.
С ткачеством у синекожих всё в порядке: освоили они его с блеском:
Обратите внимание на набедренную повязку: каково качество ткани! Скажете - кожа? Хм...Чтобы активно перемещаться с куском сыровыделанной кожи меж ног... Тогда через пол-часа такого перемещения в условиях тропического леса кошколюды ходили бы исключительно так 6-):
А сафьян в мезолите... Хм... Это даже для Камерона, видимо, уже слишком.
Носят они свои повязки весьма затейливым образом. На первый взгляд, вроде, ничего особенного, но если присмотреться...
Я вот всё думал, зачем кошколюдам хвосты? А оно вот оно как оказалось: чтоб верёвочку от набедренной повязки за репицу крепить, чтоб не ёрзала. Тут кстати, можно полюбоваться, насколько тщательно в фильме всё прорисовано: просто блеск!
С одной стороны, тщательная прорисовка - это хорошо, а с другой...
"Ну и что?" - скажете вы, - "Скочуть местные чингачгуки на своих лошадях и скочуть..." Да и я бы так сказал, но... Давайте я поближе и поярче покажу:
Ладно бы, кошколюды какие-нибудь попонки использовали, как... как древние мессопотамцы, к примеру. Так они скочуть сидя в... каркасных сёдлах! В мезолите!
Спросите знакомого шорника, а ещё лучше - седельника: вот уж кто взоржёт в голос, как та лошадюка 6-). Каркасное седло - это очень сложная конструкция. Ладно - каркасный топик для любимого генсека, но седло - каркас седла испытывает очень неслабые нагрузки, тут суперклеем из соплей икраноплана не обойдёшься, тут нужны жёсткие механические соединения: заклёпки, гвозди и т.п. Соответственно - инструмент подходящий и, главное - знания предмета: что, зачем, так, а не иначе, почему такая конструкция, а не другая, и т.д. Мезолит? Неолит? - Да не смешите моего икрама! 6-)
Оборудованы икранопланы у синих на загляденье: тут и фигурно плетёная, тиснёная кожа, и бисерные украшения, и опять же здоровенная сверлёная бусина размером с кулак, и хитровыгнутая анатомическая загогулина из непонятного материала, и ремни на загляденье... умолчу кому 4-), и... А вот загляните чудищу под мышку:
Что видите? Так, сейчас - с другого ракурса:
Правильно: пряжки. Пряжки, Карл (не третий)! И снова - в мезолите. Ну вот прямо деградировавшие потомки каких-то попаданцев, а не аборигены.
С бижутерией у ребят тоже на уровне:
Да, изготовление мелких бусин из раковин там, костей, кусочков дерева вполне правдоподобно. Но, блин, как, КАК они умудрились просверлить что-то вроде янтаря (не говоря уж о минерале) размером с куриное яйцо???
Вообще впечатление такое, что производители фильма клепали его, что называется, "от балды": тут финтифлюшечка, там штуковинка, совершенно не задумываясь, что за каждой финтифлюшечкой и штуковинкой стоит технология их изготовления, определяемая текущим уровнем технического развития. И если одно никак не стыкуется с другим... Ну вот что бы вы сказали, если б в каком-нибудь фильме Алексей Петрович Бестужев-Рюмин подал бы документ Екатерине I, отпечатанный шрифтом Arial, а императрица подписала бы его шариковой ручкой, а? - Правильно: фуфло. Но тут же - Камерон, э, понимать надо!
Уф, прервусь, пожалуй. Ибо придётся ещё писать, настолько всё заковыристо закручено.