Раньше в Новгороде водились крокодилы

Jul 20, 2020 20:40


Конечно,  можно сколь угодно долго иронизировать по поводу древнеегипетских  приключениях Словена и Руса, но в части новгородского крокодила  рекламируемая версия Русского летописца приводит довольно убедительные  сведения.



Фото из журнала https://criminal-art.livejournal.com

Правда,  сведения эти не новы: об этих экзотических гадах северных русских  земель я читал довольно давно, во времена моей некудрявой молодости.  Возможно, это был Мазуринский летописец - давно известный список Русского летописца XVII века, возможно - какая-нибудь популярная статья.Но - о "новгородском крокодиле".

В то время, как фараон Джедкара усердно  занимался восстановлением своего поруганного древнеегипетского  хозяйства после визитов Словена и Руса, старший сын Словена - Волхов -  оказался "... угодник бесам и чародей, и лют он был  среди людей, и много колдовства творил бесовскими ухищрениями.  Превращался он в лютого зверя коркодила, и залегал в той реке Волхове на  водном пути, и не поклоняющихся ему - одних пожирал, других  ниспровергал и топил." Не могучи совладать с бесовской  силой, новгородцы решили его умилостивить, и принялись величать  почему-то Перуном. Перун в славянской мифологии - в общем-то,  громовержец, и как тот чародей умудрялся метать молнии из-под воды, и  куда, мне, лично, даже на ум не приходит. Впрочем, что с него, чудилы  бесовского, взять.



Проникнувшись уважением земляков, "Поставил  же он, окаянный чародей, для ночных богослужений и собраний бесовских  небольшой городок на некоем месте, называемом «Перыня», где идол Перун  стоял."

Здесь  легенда тоже соответствует археологии: урочище Перынь расположено  неподалёку от селища на Прости, которое составитель РЛ - архиепископ  Пахомий - указал, как место расположения Словенска Великого. И  А. В. Арциховский и В. В. Седов откопали таки в середине прошлого века в  том урочище древнее святилище, посвящённое, предположительно, именно  Перуну. Впрочем, Пахомий, как почти местный уроженец, вполне мог иметь о  том более подробные сведения, поскольку РЛ сообщает следующее:

Мы же о том окаянном волхве и чародее провели тщательное  исследование и выяснили, что он был свирепо разбит и утоплен бесами в  реке Волхове. И бесовским колдовством окаянное его тело поплыло вверх по  реке Волхову и выброшено было на берег напротив его Волховного городка,  который ныне именуется Перыня; и со многим плачем и с великою тризною  поганскою погребен там был окаянный людьми непросвещенными. И насыпали  над ним весьма высокую могилу (курган) по обычаю поганскому. И через три  дня просела земля под окаянным тем тризнищем и поглотила мерзкое тело  коркодилово, и могила его провалилась вместе с ним на дно адово.

И  опять же легенда о повержении Волхова-Перуна имеет историческую  аналогию: во время крещения Новгорода в 991 году по приказу воеводы  Добрыни идол Перуна после свержения потащили к Волхову, побивая палками,  и бросили в воду. Правда, при этом Добрыня приказал, чтобы идола  сопровождали люди и палками отталкивали его от берега, если он  приставать будет, но я когда-то читал версию, что поначалу идол поплыл  вверх по Волхову, как и тело "коркодила". Почему ниспровергателей идола Пахомий в РЛ обозвал бесами, непонятно: вроде бы единоверцы...

О "коркодиле" помимо РЛ - вообще занятно. В Псковской 1-й летописи (ПСРЛ, т. 4) писано:

В лето 7090. ... Того же лета вышли коркодилы лютые звери из  реки и путь перекрыли, поели многих людей, люди ужаснулись и молили  Бога по всей земле, и [коркодилы] снова спрятались, а других убили.

То бишь, "коркодил"  был не один, и их было не два и не три - несколько, так как других - по  меньшей мере, двоих - убили, а остальные - тоже, по меньшей мере, двое -  спрятались, исчезли. А ещё примечательно, что нападали "коркодилы" на людей не в воде, а на суше: "вышли... из реки".

Джером Горсей, английский дипломат, в 1589 году в книге «Записки о России»  написал, что во время одного из его визитов в Россию в районе границы  современных Польши и Белоруссии он обнаружил на берегу реки труп  крокодила, но не просто крокодила, а крокодила-змею: "crocodile-serpent".

Мой  любимый шпион Сигизмунд Герберштейн описал в Жемайтии - не так уж  далеко от Пскова -  каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие  ящериц с чёрным и жирным телом, имеющих не более трёх пядей в длину  (55-60 см) и называемых гивоитами (Givuoites). Местные жители их довольно сильно боялись и старались задобрить обильными подношениями.

И  вот, какая штука: лично знаком с человеком, которому лет 15 тому  обратно в посёлке Донаурово Кировской области местный житель рассказал  историю, как его жена работала на огороде, вроде бы, и вдруг закричала.  Мужчина прибежал на крик и увидел животное, похожее на змею, но с  четырьмя небольшими лапками. В опасности животное встало на задние лапы и  хвост и зашипело. Мужчина с испугу зарубил животину лопатой, а потом  труп зарыл в огороде подальше. Была эта диковина с пол-метра, может -  чуть больше. Получается, что зверюшка та - вылитый жемайтийский гивоит.

Так  что в части легенд хронограф архиепископа Пахомия - не просто забавное  средневековое чтиво, а весьма ценный документ чуть ли не по  криптозоологии. Такие дела.

Кстати, криптозоологи уверены, что "коркодилы"  и по сию пору водятся глубоко в болотах Новгородской области, даже  описывают следы, как птичьи, но с пятью пальцами и следами волочения. Я  поискал их в сети и таки нашёл, вот они - следы "коркодилов":



Следы неведомых зверей (фотомонтаж - мой)

Шучу: это - следы бобра. Снова шучу: бобр только справа, а вот слева - следы именно крокодила.

Предыдущие статьи:

История, музыка, кино, крафт и прочее. Подписывайтесь, будет интересно! 

славяне, культура, летописи, история, русь

Previous post Next post
Up