я, конечно, много чего слышал от “каринных масквичей” по поводу своего города, но тут как-то заело: надо ж такое придумать: “чухня”. Пусть незлобиво, а даже, наверное, с тёплыми чувствами, но, всё-таки… как-то… не очень, не очень.
Сразу отвечу на вопросы, которые встречал:
- Нет, Киров - не в Сибири.
- Нет, в Кировской области нет вечной мерзлоты.
- Нет, Кировская область - не тайга. Если точнее - далеко не вся тайга: южная граница южной тайги проходит чуть южнее середины области.
- И да: жители Кировской области, в прошлом - Вятской губернии - вятчане! Во всех официальных и неофициальных источниках “проклятого царизьма” - только так: вятчане. Относительно разницы между вятчанами и вятичами - см. классическую работу А.С. Верещагина “Из истории древнерусской Вятки”. Почему известный завод назвали “Вятичем” - обращайтесь в пресс-службу завода.
Если уж брать за критерий расстояние, то “масквичи” могут именоваться “чухонью” с нисколько не меньшими основаниями, чем вятчане, а, кстати, вятичами - несомненно с большими, поскольку вятичи как раз на юге современной Московской области и жили, кроме прочих мест.
Теперь о “чухне”.
Этноним этот носит сейчас отчётливо пренебрежительный характер (что было далеко не всегда), и только потому использование его я не одобряю. Тем не менее, он привязан к определённой географической местности проживания прибалтийско-финских народов. Лёгкий поиск даёт научно подтверждённое определение (к примеру, работа М.В. Лескинен, Финны и карелы на страницах российских этногеографических описаний второй половины XIX в.), что устоявшимся термином “чухонцы” обозначали “ижору, водь и эстов” - в основном жителей побережья Балтийского моря.
Чтобы обозначить отношение населения Кировской области вообще к финно-угорским народам, достаточно и этой карты:
Примечательно, что процент финно-угорского населения в Кировской области весьма низок, хотя и с севера, и с востока, и с юга она окружена отчётливо финно-уграми. Со всеми этими соседями у вятчан были весьма… своеобразные отношения, особенно на этапе формирования Вятской земли. Об этом - позже, а пока - к родственным отношениям.
Вот как бы на полном основании могли именоваться жители Вятской земли, так это отяками. Они же чудь отяцкая. Они же аряне (от арабского “ар” - человек), они же - вотяки (а откуда Воткинск на реке Вотка, а?). Они же - современные удмурты. Поскольку по левобережью Вятки жили именно они.
А по правому берегу Вятки жили весьма воинственные черемисы - современные мари, марийцы. Мало известно, что черемисы вели войны против Московского царства вплоть до времён царя Бориса Годунова. Казанское ханство пало, а черемисы-марийцы ещё 30 лет довольно успешно воевали со всем Русским царством.
Сейчас же по данным переписи 2010 года в Кировской области удмуртов лишь около 1%, в два раза меньше, чем марийцев, и в три - чем татар. По факту Кировская область - мононациональная русская территория. По языку и культуре. А вот по генетике…
Собственно славянского происхождения население занимает около 40% территории области, не менее того - потомки финно-угров, а остаток - на северо-западе - смешанного происхождения.
- Ага! Финно-угры! Значит, всё-таки, чухня!
- Хе-хе… Рано радуетесь.
Напомню, что чухонцами называли жителей Балтийского побережья: ижорцев, водь и эстонцев. А как с родством вятчан с этими народами? А вот пожалуйте:
Я уж не знаю, в каких родственных связях состоят “чухонцы” с “масквичами”, но и те, и другие к большей части вятчан имеют довольно далёкое отношение. Как ни покажется странным, получается, что вятчане имеют большее родство с жителями северной Финляндии и Швеции, чем Москвы и Прибалтики.
Так что, господа столичные “чухонцы” и родственные им народы, пламенный вам вятско-отяцкий ӟечбур! 6-).