а вот зайду-ка я сразу с козырей!
Знаете, кто был следующим после Германии выгодоприобретателем при разделе Чехословакии? - Нет, не Польша. Венгрия!
Карта раздела Чехословакии
Она отхапала от Чехословакии процентов… 15 на взгляд её территории. И даже не отхапала, а просто получила согласно Первому Венскому арбитражу 1938 года. (участвовали Германия и Италия). Иначе говоря, на халяву удовлетворила свои вялые территориальные претензии.
А вот маленькое голубенькое пятнышко на карте - именно то, из-за чего Польша и ввязалась в эту историю. И не просто ввязалась, а с криком, угрозами и скандалом активно участвовала.
И я подумал: а каков должен был быть уровень тогдашних польских политиков, что они закатывали истерики и “ставили на рога” остальную Европу по поводу клочка чехословацкой территории, а спустя год про… профу… нет, всё-таки просрали (пардон муа) такую страну!
“...польское правительство ведет детскую политику престижа, мешающую упрочению мира в Европе и не соответствующую ни политическому, ни военному и ни финансовому значению Польши.”
[Бека - польского министра иностранных дел] “все влиятельные люди в Англии считают как опасного авантюриста, нисколько не подготовленного для занимаемого им поста и готового на все для собственных целей.”
Кстати, а ведь с тех времён принципиально мало что изменилось: эти цитаты - из замечательного издания
Секреты польской политики. 1935-1945, выпущенного Службой внешней разведки РФ.
Тем, кто имеет желание самому разобраться с этим польским вопросом, и способен воспринимать нечто захватывающее, но более приближенное к действительности, чем Вселенная Марвел, настоятельно рекомендую эти материалы прочитать. Вот от корки до корки. Нет, Предисловие вполне можно пропустить.
Да и людям любопытствующим и склонным к анализу истории и современности тоже будет приятно книжицу прочитать, поскольку донесения и анализы, приведённые в ней, написаны очень хорошими языками, а исторические факты порой настолько.живо соответствуют современности, что… я только удивлялся.
Да, к Польше. 1935 год
“Польша со своей стороны делает все возможное, чтобы сблизиться с Англией. Отсутствие гибкости ее политики сильно ей в этом мешает. Польша пробует подойти к этому вопросу с финансовой стороны. Дает заказы. В данный момент подписывается заказ на 2 контр-миноносца новейшего английского типа и 1 транспортное судно вместимостью 18.000 тонн, выигрывая при этом политическое влияние заинтересованных финансовых кругов. Результаты, однако, несравнимо меньше ожидаемых, так как эти заказы для английской промышленности большого значения не имеют.”
Поведение Польши в Московских переговорах 1938 года - ярчайшее тому подтверждение. А уж результат этого, явившийся буквально через неделю после провала переговоров, оказался несравненно более ошеломляющим именно для Польши. Так как само Польское государство перестало существовать.
Из Обзора польско-английских отношений, 1935 г.
“Англичане уверены, что между Польшей и Германией существует какой-то тайный договор, связывающий их в европейской политике и обязывающий их к взаимной помощи.” (стр. 12)
Из Обзора внутренней и внешней политике Польши, 1936 г.
“...генерал Галлер (Юзеф Халлер, польский генерал в отставке, политический деятель) говорит, что теперь уже не подлежит никакому сомнению, что между Германией и Польшей имеется секретный военный договор, направленный против СССР.” (стр. 18)
“Сикорский уверен, что между Германией и Польшей существует секретный военный договор, на основании которого судьба польского Поморья окончательно решена в пользу Германии.” (там же)
“Военный атташе во Франции полковник Блешинский в узком кругу говорил, что “польско-немецкий союз преследует более серьезные цели, чем нормализацию польско-немецких отношений. Старый игрок, как назвал Пилсудского Блешинский, не даст себя обмануть молодому Гитлеру, и он его использует для крупной политической игры, о чем мы только в будущем узнаем”. Эти слова Блешинского были поняты в том смысле, что польско-немецкие отношения скреплены военным союзом, за которым скрываются агрессивные планы обоих союзников по отношению к восточным соседям.” (там же)
Аналитическая записка о внутренней и внешней политике Польши, 1936г.
“Однако не подлежит сомнению, что в случае конфликта он (Юзеф Бек, министр иностранных дел Польши) предусматривает, что Польша станет на сторону фашизма.”. Там же, стр. 81.
“Он (Бек) действует рука об руку с Германией в отношении нажима, оказываемого на Чехословакию, и, если не помогает, то, во всяком случае, не противодействует экспансии Германии в Дунайском бассейне.” Там же, стр. 82.
“Но самыми основными пунктами политики Бека являются совместное с Германией противодействие франко-советским планам обеспечения мира...” Там же.
Тем не менее, отмечается: “Какое-либо сотрудничество Польши с Германией в военной области за последний период установлено не было, оно ограничивалось лишь актами вежливости чисто демонстративного характера” Там же, стр. 83.
“По предложению германского Министерства внутренних дел польская служба общественной безопасности (директор Сухенек-Сухецкий) установила непосредственный контакт с соответствующими германскими органами для совместной борьбы с пропагандой Коминтерна. 14-го января в Берлин поехал делегат польской службы общественной безопасности Левандовский для изучения материалов, касающихся коммунистической пропаганды, полученных Гестапо из советского посольства в Праге.” Стр. 103.
21.09.1938
Польша предъявила Чехословакии ультиматум о «возвращении» ей Тешинской области
23.09.1938
СССР послал ноту Польше, где заявил, что любая попытка последней оккупировать часть Чехословакии аннулирует договор 1932 г.
29-30.09.1938
Мюнхенское соглашение (Англия, Франция, Германия, Италия) о “разделе” Чехословакии
30.09.1938
Польша направила Праге очередной ультиматум
01.10.1938
Чехословацкие войска начали отводиться от границы, Заользье было передано Польше
01.10.1938
Польша ввела свою армию в Тешинскую область
01-10.10.1938
Аннексия Германией Судетской области в соответствии с Мюнхенским соглашением 1938 г
02.11.1938
Венгрия по решению Первого Венского арбитража получила южные районы Словакии и Подкарпатской Руси (современной Закарпатской области Украины) с городами Ужгород, Мукачево и Берегово
15.03.1939
Германия ввела на территорию оставшихся в составе Чехии земель Богемии и Моравии свои войска и объявила над ними протекторат
18.03.1939
СССР предложил созвать конференцию шести стран - СССР, Англии, Франции, Румынии, Польши и Турции - с целью предотвращения дальнейшей германской агрессии. Английская сторона нашла это предложение «преждевременным»
19.03.1939
Правительство СССР предъявило ноту Германии, где заявляло о своём непризнании немецкой оккупации части территории Чехословакии
СССР и Франция - единственные в Европе - предпринимали хоть какие-то усилия, чтобы заключить многосторонние договоры, позволившие бы провести советские войска по территории либо Польши, либо Румынии на помощь Чехословакии для исполнения своих союзнических обязательств. И именно “принципиальная” позиция Польши по меньшей мере способствовала, чтобы Чехословацкая республика прекратила своё существование.
В Европе того времени шла борьба двух групп стран: с одной стороны - Франция, Чехословакия и СССР, с другой - Германия и её фактические сателлиты. Чехословакия первой пала в этой - да: этой уже войне.
Поляки сейчас могут сколь угодно говорить, что Польская республика тогда проводила “политику равновесия между Германией и СССР”. По факту она имела теснейшее взаимодействие с фашистской Германией (несмотря, кстати, на проблему Данцигского коридора) и совместно с ней таки урвала себе хоть и маленький, но кусок чехословацкого пирога.
Вот и возникает вопрос: те польские - да и не только - политики и прочие, себя к ним причисляющие, что гневно возмущаются “сговором Гитлера и Сталина”, они кто: лжецы, невежды или просто… ДБ(С)?