Повесть временных лет. Записки дилетанта: варяги-русь

Jul 06, 2019 12:12

Если с делением славян по племенам довольно ясно, то взаимоотношения варягов и руси какие-то странные.

В перечислении, какие народы обитают в “Иафетовой же части” русь упоминается наряду с чудью, “... русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы.” - за исключением литвы, если я не ошибаюсь, племена финно-угорской группы с родственными языками уральской семьи. Получается, все эти племена жили рядом друг с другом.

Но шведы и норманны (викинги: датчане, норвежцы, шведы) - германцы с общим древнескандинавским языком - в этом эпизоде не упоминаются.

В перечислении: “Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь,...” и русь, и варяги упоминаются, но отдельно и даже не рядом.

В записи за год 6360 (852) упоминается поход Руси на Царьград. Ни Рюрика, ни варягов на славянских территориях ещё и в помине быть не должно. Возможно, что под Русью летописцы имели в виду пока что только славян? С другой стороны, в Бертинских анналах за 839 год упоминаются “росы”, которые при дальнейшем расследовании оказались “свеями”. При этом, “...король (rex) их, именуемый хаканом”, и в русских более поздних источниках несколько раз русские князья упоминались как “каганы”.
Примечательно, что росы-свеи жалуются византийцам, что их путь в Константинополь “...пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов...” Историки, вроде, сходятся к тому, что это были земли угров-венгров. Правда, вполне вероятно, что росы-свеи просто захотели побольше посмотреть в Византии и использовали жалобу-поклёп на нравы славян как предлог для этого. Почему византийцы и посчитали их разведчиками.
В этом случае Повесть не упоминает варягов вообще, хотя “росы-свеи”, которые и должны бы быть варягами, ещё раньше упоминаются византийцами.

В году 6367 (859) “Варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей.”

Следующее упоминание руси - в эпизоде “призвания варягов” в году 6370 (862): “Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы...”
Лично мне кажется, что варяги здесь не этническая общность с синонимом “русь”, а обозначение надэтнической группы: “Те варяги назывались русью, как другие [варяги] называются шведы, а иные [варяги] - норманны и англы, а еще иные [варяги] готы - вот так и эти”
Это выглядит весьма логично, поскольку и другая надэтническая группа - викинги - включала и шведов, и датчан, и норманнов (в смысле - норвежцев и не только), и вполне вероятно - англов, и даже готов, как родственных германцев. Причём, англы здесь - жители Ютландии, датчане.

Примечательно описание: “И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам.”

Что отсюда следует:
Из варягов для переселения на земли славян вызвались три брата (естественно, варяги), взяли с собои своих этнических (каким бы этнос ни был) родственников и “всю (!) русь”. Снова русь предстаёт отдельной от варягов и их этнических родственников группой людей.

А далее - упоминания в Повести интересуюших групп людей.


В этом же году Аскольд и Дир захватили Киев, “... собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян.” Без русов.

Снова русь появляется в году 6374 (866) в описании похода Аскольда и Дира на Царьград. Правда, византийские хроники несомненно указывают год 860, но называют напавших на них точно: “рос”. А описание этого в Повести - перевод из византийских хроник. Соответственно, варяги здесь и не упоминаются.

В году 6390 (882) о княжении Олега говорится: ”И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью.” - Опять славяне, варяги и русь - разные общности.
Олег же “...установил варягам давать дань от Новгорода”, то есть в Новгороде собиралась определённая сумма и отдавалась варягам: “...что и давалось варягам до самой смерти Ярослава”. Варяги здесь - отдельная группа людей.

В год 6406 (898) упомянуто, что:
“...из тех же славян - и мы, русь…”
“А славянский народ и русский един. От варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне…”
“...поляне, которые теперь зовутся русь”.

В году 6415 (907) в походе Олега на греков участвовало “множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь».”

В году 6449 (941) Игорь посылал “… за море к варягам, приглашая их на греков”.
“В год 6452 (944). Игорь собрал воинов многих: варягов, и русь, полян, и славян, и кривичей, и тиверцев, и нанял печенегов”
Опять варяги, русь и славяне - по-отдельности. Но греки их всех именуют “рос”.

В году 6453 (945) в словах к цесарю Роману игоревы послы говорят о “роде русском”, русских людях и стране Русской. .
О варягах упоминается, что среди них было много христиан.

“В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами”
В этом же году “Владимир же собрал много воинов - варягов, славян, чуди и кривичей - и пошел на Рогволода.”
После того, как Владимир обманул варягов с военной добычей, те с разрешения Владимира ушли к грекам: “И выбрал из них мужей добрых, умных и храбрых и роздал им города; остальные же отправились в Царьград к грекам.”

В году 6491 (983) описывается убийство славянами-язычниками двух варягов-христиан, отца и сына, в их доме, то есть эти варяги имели собственное жилище и хозяйство на землях славян.

В году 6523 (1015) Ярослав нанимает за морем варягов для защиты от Владимира, а два варяга по приказу Святополка добивают Бориса. Варяги, нанятые Ярославом, “… творили они насилие новгородцам”. Новгородцы убивают варягов, а Ярослав в отместку убивает новгородцев. После получения известия о смерти Владимира Ярослав обращается к новгородцам: “О милая моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна”. То есть, произошёл конфликт между дружинниками-славянами и наёмниками-варягами. Варягов осталось около тысячи.

В году 6526 (1018) “Ярослав же, собрав множество руси, и варягов, и словен, пошел против Болеслава и Святополка”
Опять варяги, славяне и русь в конфликте между Ярославом и Святополком - суть разные.

В дальнейшем варяги упоминаются в летописи только как наёмники русских князей.

Итак, имеем упоминания тех или иных общностей в эпизодах, причем учитываем именно явные указания, но не предположительную или подразумевательную принадлежность:

год
варяги
русы
варяги-русы
славянские племена
славяне-русы
угро-финнские племена

недатированный период
да
да

да

да

852

да

859
да

да

да

862
да
да
да
да

да

866

да

882
да
да (?)
да (?)
да

да

898
да
да

да
да

907
да
да

да

да

912

да

915

да

941
да
да

944
да
да

да

да

945

да

980
да

983
да

1015
да

1018
да

Из таблицы видно, что только в двух случаях варяги и русы были упомянуты одним народом, а славяны-русь - только в одном, и то весьма сомнительном контексте.

Ещё раз получается, что на землях будущей Руси действовали 4 общности людей:
  • варяги - по-видимому, скандинавы,
  • русы - неясной идентичности,
  • славяне - жители восточной Европы, вторгшиеся на северо-восток - земли финно-угров, и
  • финно-угорские племена - коренные жители европейского северо-востока.
И снова неясно: варяги и русь, кто суть есть кто?

Повесть временных лет. Записки дилетанта: мир Повести, часть 1.
Повесть временных лет. Записки дилетанта: мир Повести, часть 2.

Рюрик, славяне, история, варяги

Previous post Next post
Up