о мучениях царской семьи и только - часть 2

Dec 05, 2017 08:27

из предыдущей части следует, что ни сами личности (Николай Романов, Матильда Кшесинская), ни их отношения нисколько не являются ни предосудительными, ни даже какими-то особенными, так что сам факт создания фильма об их взаимоотношениях никак не может их порочить. Порочит ли их содержание фильма - об этом может судить лишь тот, кто видел фильм и способен более-менее объективно его оценить. В этой же части речь пойдёт в основном о “не только”.

Опять же, адептам 136-ФЗ под кат ходить не рекомендую.


“Недопустимо, чтобы святого человека играл порноактёр”
С “порноактёром” как-то неудобно вышло, и г-жа Поклонская в своём искромётном посте переквалифицировала его в “сатаниста-гомосексуалиста” посчитав, наверное, что это более соответствует действительности. Но оставлю несчастного немца: пусть хоть от меня не икает.

Я ни в коем случае не подвергаю сомнению святость бывшего императора Николая II и его семьи. Более того: я искренне считаю, что их канонизация в своё время была вполне полезна для тогдашнего российского общества.
Правда, лично я считаю, что те люди, что были расстреляны вместе с царской семьёй, что претерпели те же страсти, достойны, по крайней мере, не меньшего почитания, поскольку имели гораздо больше возможностей спастись, но выбрали верность долгу и смерть. Для них, к моему сожалению, в РПЦ не нашлось лика святости.

Кстати, а какой бы можно фильм снять о судьбе, например, лейб-медика Боткина! Самоотверженность, верность долгу, взгляд на царскую семью его глазами, душевные движения - высокого трагизма фильм может получиться.

Так вот: те, кто так самозабвенно награждают Николая Романова всевозможными красивыми “святыми” эпитетами и определениями, вроде Святой Мученик, Российский Заступник и Исповедник, Искупитель Грехов и т.п., полагая, что, тем самым, они “защищают” его и выражают ему своё почитание, на самом деле приписывают ему то, чем по церковным канонам он никак не может обладать. Николай Романов и погибшие вместе с ним члены его семьи канонизированы РПЦ в лике святости “страстотерпцы” (см. п.3 Деяний Юбилейного Архиерейского Собора). А “Страстотерпец - это не мученик”. - Кто сказал?! - Кто сказал… действующий Патриарх сказал . Насчёт заступничества же, исповедничества и искупительства ситуация ещё более серьёзная: это - ересь. Да, ересь, официально объявленная и осуждённая Барнаульской епархией Алтайской митрополии РПЦ.

Я это к тому, что вера - верой, но собственную “матчасть” знать-то надо. Иначе вместо почитания хула получается. Интересно: а сколько из таких “защитников” и “почитателей” царской семьи консультировалось у священников или самостоятельно изучало вопрос, как правильно величать объект их почитания? А? - То-то и оно… Право-славие: правильно славить надо бы. Получается, что подобные “защитники” не столько утверждают церковные каноны, сколько демонстрируют свою религиозную приверженность и “самость”. Только вера-то тут при чём?

Забавно было натыкаться на немногочисленных, правда, поругателей “кровавых большевиков”, что жестоко захватили царскую семью и ещё более жестоко её умертвили. Насчёт расстрела - не возражаю, но вот ни к отречению Николая от трона, ни к аресту его самого и его семьи большевики никакого отношения не имели. Иначе, как оказалось, к большевикам следует отнести и генерала Алексеева, начальника штаба Верховного главнокомандующего - императора, и генерала Корнилова, в последующем - основателя белогвардейского движения. Никакого свержения самодержавия в России не происходило, генералы арестовали не императора-царя, а частное лицо Николая Александровича Романова и его семью: к моменту ареста Романов уже добровольно отрёкся от престола. Матчасть, однако.

Интерес вызвали и утверждения об ужасных условиях и мучениях, в которых содержалась царская семья до кончины - надо же повысить трагизм ситуации и для пущего эффекта! А в каких таких ужасных условиях мучалась семья Романовых? В этом смысле логично рассмотреть три составляющих: место содержания, питание и отношение охраны.

Для этого я составил вот такую табличку:



Может, она и не совсем точная, но представление об основных периодах содержания даёт.

Бытовые условия содержания
В первом периоде семья содержалась в помещениях одного из дворцов Царского села. Сильно подозреваю, что пол-года царская семья пользовалась почти теми же бытовыми удобствами, что и “на воле”.

По переезду в Тобольск для царской семьи за государственный счёт отремонтировали особняк и обставили его в том числе и предметами интерьера, вывезенными из Царского села.
В этот период царская семья “мучалась” в “ужасных” условиях, среди которых были: “ковры (пять или шесть), лампы, граммофон, фотографии, а также 3-4 акварели и пастели (портреты детей кисти Каульбаха), портрет Александра II и ряд безделушек”. Уже в Тобольске, помимо прочего, для “ужасных” условий были приобретены: “диван, два кресла, четыре полукресла, шесть стульев, две тумбы, стол круглый, столик маленький, трюмо, ковер большой, письменный стол, кресло к нему, ломберный стол, обеденный стол, 12 стульев, буфет, столик под самовар с мраморной крышкой, кабинетный рояль фабрики Шредера и этажерку для нот”. Подробнее об условиях жизни в Тобольске - см. статью.

В Екатеринбурге условия проживания были, конечно, заметно хуже, чем в Тобольске, но тоже весьма далеки от тюремных. Из дневника Николая Романова: “Дом хороший, чистый. Нам были отведены четыре большие комнаты: спальня угловая, уборная, рядом столовая с окнами в садик и с видом на низменную часть города и, наконец, просторная зала с аркою без дверей". Правда, “Не хватало кроватей, сестры спали на полу”. Тем не менее, члены семьи могли регулярно принимать горячие ванны.

Таким образом, на протяжение всего ареста царская семья, даже в последний, самый суровый период содержалась в бытовых условиях, о которых обычные арестанты того времени (да и нынешнего, кстати) не могли даже и мечтать.

Питание
Первые четыре месяца семья Романовых находилась на полном содержании государственной казны. Напомню: в это время семья жила во дворце Царского села. Известно меню на 18 марта 1917 года: “Консоме борщок. Каша и пирожки. Судак разварной, соус голландский. Жаркое индейка. Салат. Пудинг манный”.

В Тобольске Романовы тоже не голодали. Описаний блюд я не нашёл, но, судя по тому, что им регулярно покупали печенье, с питанием было, скорее всего, похуже, чем в Царском селе, но вполне неплохо. Через пол-года содержания в Тобольске царскую семью перевели на солдатский паёк, но они могли тратить до 600 рублей в месяц на человека из своих средств. В это время в России полным ходом шла Гражданская война. Питаясь солдатским пайком (в лучшем случае), люди не просто сидели на одном месте, а воевали.

В Екатеринбурге питание было примерно таким же. Но… Из показаний одного свидетеля: ”День проходил обычно так: утром вся семья пила чай - к чаю подавался черный хлеб, оставшийся от вчерашнего дня; часа в два обед, который присылали уже готовым из местного совета рабочих депутатов, обед состоял из мясного супа и жаркого; на второе чаще всего подавались котлеты... Тарелки и вообще сервировка стола была крайне бедная; за стол садились все вместе, согласно приказанию государя; случалось, что на семь обедавших подавалось только пять ложек. К ужину подавались те же блюда, что и к обеду“. Это солдатская пайка?
С мясом бывали проблемы: ”Привезли мясо на шесть дней, но так мало, что этого хватит только на суп.” Александра Фёдоровна писала: “добрые монашки присылают теперь молоко и яйца для Алексея и нас, и сливки” - продукты царской семье передавали из Тихвинского монастыря.

Мясной суп, котлеты, яйца, сливки - и это в худшем случае. На голодные мучения что-то не тянет.

Охрана/режим
Во все этапы царской семье разрешали гулять. Да, в последнее время - час, но не в бетонном колодце, а во дворе.

Коцебу/Кобылинский
Коцебу вообще называли защитником царской семьи, Кобылинский же показывал свою власть над арестантами. Остались свидетельства, что солдаты охраны обращались с бывшим императором грубо, могли сказать: “Туда нельзя ходить, господин полковник, вернитесь, когда вам говорят!”. С учётом того, что солдаты обращались к человеку, по воле которого они, по их мнению, были уже несколько лет оторваны от семей и воевали, такое обращение, по моему, довольно учтиво.

Кобылинский/Панкратов/Никольский
По свидетельствам, Панкратов неплохо относился к царской семье, а вот Никольский тоже демонстрировал свою власть и довольно неучтиво обращался с арестантами.

Под командой Авдеева охрана, что называется, “распустилась”: грубости участились, но никакого физического насилия, по-прежнему, не было. Солдаты воровали продукты, предназначенные для содержание царской семьи, описаны случаи пренебрежительного отношения к арестантам.

Сменивший Авдеева Юровский весьма сурово навёл порядок: случаи воровства у царской семьи продуктов прекратились (или, по крайней мере, существенно уменьшились), дисциплина охранников повысилась. Так продолжалось до самого расстрела.

Сама казнь по исполнению была тоже довольно обычной для того времени: большая часть расстрельной команды выстрелила сначала в бывшего царя, затем - в других членов семьи. Раненых добили штыками. Жестоко? - Да, жестоко. Но не более жестоко, чем по отношению к тысячам других жертв расстрелов Гражданской войны и с той, и с другой стороны. При желании можно найти свидетельства и более мучительных казней.

Таким образом:
1. Если семья бывшего императора и испытывала какие-то существенные неудобства, то  это было в течение последних двух месяцев из семнадцати, проведённых под арестом.
2. Всё время ареста царская семья жила в бытовых условиях, весьма далёких от тюремных.
3. Всё время ареста царская семья питалась даже в худший период ареста вполне достаточно.
4. Да, отношение охраны было далеко от того, к чему привыкла семья Романовых, но никаких особых физических воздействий охрана на них не оказывала.
5. Расстрел семьи был произведён самым обычным, если можно так сказать, для того времени способом.

Отсюда следует, что РПЦ вполне логично канонизировала расстрелянных в Екатеринбурге членов царской семьи именно в лике страстотерпцев - людей праведных, принявших смерть со смирением, а все заявления о мучениях и ужасах, уготованных “кровавыми большевиками” царской семье, имеют весьма мало свидетельств, если имеют вообще.

Матильда, религия, размышления

Previous post Next post
Up