размышления о мощах и современности

May 28, 2017 13:26

смотрю новости: к привезённым в Москву мощам Николая Угодника стоит многокилометровая очередь. Журналист говорит о духовном испытании верующих, стоящих в очереди.

А вот дальше тем, чьи чувства недостаточно устойчивы, чтобы не оскорбиться простыми логическими рассуждениями, смотреть не рекомендую. Поскольку ваши чувства мне, как атеисту, очень дороги.

И стало мне интересно, из-за чего такой ажиотаж?

Немного поискал в сети по личности самого Николая Угодника (также - Чудотворца). Весьма уважаемая фигура в христианском мире. Правда, насторожила фраза "При всем этом Святой Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков." С целью распространения христианства Николай разрушал традиционную культуру народов, их культурные памятники и боролся с религиозным инакомыслием. Впрочем, это - не его изобретение: это было и до него, это продолжается и ныне: разрушение с целью распространения.

Ещё: "О том, что мощи самого почитаемого христианского святого доставят в Россию, патриарх Кирилл и папа Римский Франциск договорились во время исторической встречи в Гаване в феврале 2016 года. До этого мощи Николая Чудотворца никогда не покидали итальянский город Бари, где они хранятся вот уже 930 лет."

Конечно, разнимание останков умершего человека на части, на мой взгляд, несколько неуважительно по отношению к покойному, но, коль принято в конфессии делить останки умерших святых и развозить их по храмам, следует к этой традиции относиться с уважением. Конечно, столь великой стране, как Россия, с её долгими христианскими традициями, негоже оставаться без мощей такого великого святого, как Николай Чудотворец.

Посмотрел о самих мощах Николая Чудотворца - о! Оказывается, частиц мощей святого в одной только Москве - несколько десятков! А как тогда "...никогда не покидали..." - откуда они взялись в Москве (и, скорее всего, не только в Москве)? Получается, что между смертью святого (а точнее - от времени признания мощей - нетленными, а Николая - святым) и перенесением в Бари останки умершего уже были разобраны на части и развезены по церквям.
Т.е. получается, что повсеместное упоминание "...никогда не покидали..." в информационном освещении события - это не более, чем рекламный приём в поддержку мероприятия. Понятно: в современных условиях без рекламы - никак. Даже в духовной области.

Далее: а кому-чему стоят поклониться многочисленные верующие-христиане? Вопрос не праздный: по моему слабодуховному инженерно-техническому разумению, если я кого хочу вспомнить, мысленно к кому-то обратиться, выразить уважение, кого-то поблагодарить, мне лично никаких предметов-объектов для этого не нужно. Даже место не важно. Не говоря уж о посредниках. И форме действия.

То есть стоящим в очереди важно помолиться, а, скорее всего, на молитву перед мощами у них даже нет времени - только поклониться именно ЭТОМУ ребру святого. То есть - поклониться именно мощам. Поскольку, если б была потребность обратиться именно к самому святому, никаких предметных "напоминалок" для этого вообще-то и не нужно. Даже если для верующих имеет большое значение наличие "напоминалки", предмета для сосредоточения, и места совершения обряда, в конкретном нынешнем случае имеется несколько десятков мест, полностью соответствующих необходимым условиям совершения обряда.

То есть получается, что наличие конкретного материального предмета для совершения обряда для верующих важнее совершения самого религиозного обряда.

То есть в конкретном случае верующие не столько выражают почтение святому Николаю, сколько поклоняются части его ребра (независимо по каким причинам и с какими целями). Форма побеждает содержание, внешнее преобладает над внутренним, образ - над сутью, материальное - над духовным.

В очередной раз удивляюсь прозорливости махатм: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой,..."

Теперь об "идолопоклонничестве".
Почему христиане считают, к примеру, буддизм - идолопоклонничеством? Потому, что буддисты поклоняются мощам Будды Гаутамы? Но ведь обряд поклонения мощам и в христианстве, и в буддизме схожи до степени неразличия. Опять же, бесприменительно к какой-либо конкретной конфесии, "нашим" мощам поклоняться правильно и допустимо, а "ненашим" - идолопоклонничество, и надлежит (или, по крайней мере - одобряется) их уничтожение. Снова главенствующую роль в разделении обрядов на "правильные" и "неправильные" играют формальные отличия, материальное воплощение. Совершенно не их суть, не их внутреннее содержание.

Увы, в современности материальное начинает не то, что преобладать над духовным - диктовать духовному, форма главенствует над содержанием. Словесные формы употребляются зачастую без какой-либо привязки к смыслу, который ими долженствует быть переданным. Причем, с лёгкостью иногда поразительной: третьего, кажется, дня по радио слышал, как некий  священник РПЦ записал почти миллиард людей (миллиард!) в сатанисты: ему не нравится Праздник красок. Вот так легким сотрясением языка: миллиард - в сатанисты. Причём, как я понял, священник имел в виду кришнаитов, в то время как холи - праздник гораздо более широкий, чем кришнаитский. Почему кришнаиты, по мнению этого священника (он к тому же сослался на какие-то "писания святых"), поклоняются сатане, мне, лично, непонятно: в образе Кришны, наоборот, преобладает созидающее, жизнеутверждающее начало. Здесь наличествует не только отделение формы от содержания, но и формальное невежество священника довольно высокого ранга. И хорошо ещё, если просто невежество (как там, кстати, насчёт статьи 148 УК: остановила она этого священника?).

Если уж индуизм упомянулся, то очень бы полезно почитать сказание о речах Маркандеи: то место, где он говорит о югах: когда то было, но как точно махатма описал нашу современность!

И ещё:
"Цветисты речи немудрых, которые находят свою радость в букве Вед, о Партха; они говорят: "Вне этого нет ничего иного".
Они полны желанием, высшая цель их - рай, рождение для них плод деяний; предписанные ими обряды направлены лишь к достижению удовольствия и власти.
Для тех, кто прикован к утехам и власти, чьи мысли скованы этим учением, для тех недоступен решительный Разум, твердо устремленный на Самадхи."

Бхагавад гита

Как точно:
"...Вне этого нет ничего иного" - "...чьи мысли скованы этим учением, для тех недоступен решительный Разум..."

религия, размышления

Previous post Next post
Up