То ли на второй, то ли на третий день пребывания в Праге возвращался я в отель и вдруг боковым зрением заметил в небольшом скверике некое тёмное и смутно знакомое очертание.
Накрапывал неспешный дождик, но любопытство пересилило слабое благоразумие, и я зашёл в скверик. Ба! Да это...
Иронически насупившись, там стоял сам Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль!
Массивная тучеподобная фигура его так гармонично дополняла моросно-серое пражское небо, что у меня моментально поправилось настроение. "О!" - сказал я сам с собой. "Да в Праге полным-полно памятников! Почему я не уделяю им должного внимания?" Дух сэра Уинстона одобрительно пыхнул адской сигарой и напутственно поднял стаканчик райского виски.
Я не сильно любопытно отношусь ко всяким мемориальным доскам. Встречал их и в Праге и, как правило, проходил мимо, не разглядывая. А тут, находясь под впечатлением от встречи с "британским бульдогом", остановился перед доской, мимо которой уже проходил несколько раз. На доске было написано, что на этом месте в 1945 году погиб неизвестный воин... Один. Неизвестный. Но о нём помнят. В дальнейшем я видел несколько таких досок. На некоторых были фамилии, на большинстве из виденных - "Здесь погибло столько-то..."
На одной из центральных площадей Праги висит доска в память и тем, кто сохранил Прагу от неминуемой гибели:
Что касается, так сказать, настенной скульптуры, то в Праге этого - в избытке. И одиночные, и групповые скульптуры. Есть и те, которые разыгрывают сценки. Наверняка, связаны они с какими-то историями. И как-то мне подумалось: вот пилит-пилит чешка своего мужа-чеха, укоряет его в чём-то, а тот подводит её к окну и спрашивает: "Душа моя, а тебе это ничего не напоминает?"
6-)
А ещё много на углах домов разных сценок из стародавних времён, вроде этой:
Тоже, наверное, много поучительного и полезного из них можно почерпнуть, если знать, к чему это.
Вот эта скульптура - женщина без лица.
Кажется, она изменила мужу. И потеряла лицо. И сейчас сидит она сбоку от какого-то входа. И проходят мимо люди, и не видят её, ибо нет у неё больше лица. Печальная история...
Вообще же чехи - весёлый народ. Конечно, это чисто субъективно, но мне показалось, что весёлый. И недолюбливает, когда что-то невесело и серьёзно. Даже в скульптуре:
"Не так уж всё печально, брат!"
Кстати, пару раз проходил мимо этой скульптуры - висит фенечка, никто её не снимает.
Наверное, неправильно я написал: не простно "невесело", а "неуместно невесело". Так правильнее. Поскольку, кто скажет, что такая печаль
неуместна в соборе святого Витта?
А вот перед музеем Кафки (пахнуло трагизмом) стоят два вот таких затейника:
Рабочие органы у них вполне рабочие и довольно живенько шевелятся (6-), а потому они выписывают в воде, хоть и незамысловатое, но что-то. Готовят, так сказать, к вступлению в...
Музей Кафки, кстати, довольно мрачен и дышит, как мне показалось, безысходностью. Хотя для поклонников Кафки он представляет несомненный интерес. Там много экспонатов: книги, записи, письма самого Кафки, очень подробная его генеалогия. Интересно, но - не для меня. Чехов я там не видел (кроме персонала, естественно). Со мной ходила только молоденькая японка. Или китаянка. Или вьетнамка. Не разглядел толком: темно было.
А вот музей Кемпа мне очень понравился. Четыре этажа порой совершенно несуразных творений. Сначала смотришь с любопытством. Потом приходит мысль: "Искусство?" Затем входишь в странное созерцательное состояние, и форма уходит в небытие. Выходишь с мыслью: "Искусство". Вход платный, вроде бы крон 130 - это на наши деньги рублей 260. Нисколько не жалко. А так-то посудить - совсем недорого. Вокруг музея тоже есть, что посмотреть, и бесплатно. Такой забавный "гамбургер"!
Под конец, рассматривая большие и с каким-то срытым смыслом расставленные деревянные стволы-не стволы - объекты,
заметил на берегу Влтавы неподвижную фигуру, явно контрастирующую со всем, что я только что видел. Эта фигура называлась "Гармония".
Этим и хочу закончить: гармонии вам, да пребудет она с вами!
6-)