bbb

И снова про Сирию

Dec 16, 2024 22:34

Может быть, всем все понятно, но мне - непонятно. Для меня падение правительства в Сирии остается совершенно загадочным явлением, гораздо более загадочным, чем падение правительства в Афганистане в 2021 году.

В 2021 году правительство Афганистана контролировало все крупные города, но не контролировало (или очень мало контролировало) сельскую местность. Линий фронта не было, сплошной территории со стабильными коммуникациями не было. То есть с объявлением ухода американских войск партизаны просто вошли в города.

В Сирии же все началось с наступления на территорию, сплошь занятую правительственными войсками. Причем повстанцы, судя по видео и фотографиям, передвигались по относительно редким дорогам, максимум на джипах с пулеметами, а больше просто на чем попало, и сверх автоматов-пулеметов-гранатометов обладали разве что дронами. Казалось бы, любая армия с артиллерией и авиацией должна была бы остановить эти незащищенные растянутые колонны.

При этом в Афганистане противостояние сторон было априорно гораздо менее ожесточенным, не было тотальных разрушений городов правительственными войсками и т.д. (что видно и по итогам - после победы талибов не было ни массовой резни, ни концлагерей). В Сирии же все было несравнимо более жестоко, то есть масштабы накопленной взаимной ненависти и страха, по идее, должны были бы привести к более длительному противостоянию.

На момент падения Асада ситуация к западу от хребта Ансария (Syrian Coastal Mountain Range), то есть на территории бывшего Алавитского государства, была, как мне кажется, спокойной. Разговоры шли только о том, удержит ли Асад Хомс, причем перспективы Асада должны были выглядеть достаточно оптимистично. Все резко изменилось после того, как произошло загадочное восстание в Дераа и наступление на Дамаск с юга. Вот в этот момент режим вдруг и рассыпался, практически мгновенно.

Оказывается, существует версия о том, что Асад, дескать, просил Путина помочь ему в создании некоего алавитского мини-государства к западу от хребта Ансария, то есть на территории, которая до 1936 года как раз и называлась Алавитским государством в составе сирийско-ливанского мандата Франции (наряду с Ливаном, Алеппо, Дамаском, Александреттой и друзским Джебелем).

Вижу упоминание этой версии здесь:

https://www.washingtonexaminer.com/news/world/3257312/assad-alawite-statelet-rejected-russia

Их линк на BBC ничего не показывает, а ссылка на "Syrian Observatory for Human Rights" (https://www.syriahr.com) наводит на мысль, что это все высосано из пальца.

Лично я просто не представляю себе, как физически Путин мог оказать немедленную помощь Асаду сверх той авиации, которая у него была в Хмеймиме. Переброска морем - это очень небыстрый процесс, по воздуху тоже не очень понятно, как это сделать (не очевидно, что Турция пропустила бы большой поток военно-транспортной авиации). Даже собрать какую-то полноценную часть для боевых действий в Сирии - это вопрос, скорее всего, месяцев, а не дней.

Повторю - мне кажется, что силы идлибцев были просто несравнимы с силами Асада даже по численности солдат, не говоря уже о вооружении. У Асада была армия, из бригад и дивизий, а у идлибцев просто какая-то сомнительная толпа на пикапах, пусть даже экипированная в военную форму.

Так что загадка целиком на стороне Асада. Путин десять лет выстраивал его армию, которая испарилась меньше чем за неделю.

На все это накладывается такой удивительный поворот.

8 декабря МИД выпускает заявление:

https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1986189

Там, в частности, говорится:

"В результате состоявшихся переговоров Б.Асада с рядом участников вооруженного конфликта на территории САР он принял решение оставить президентский пост и покинул страну, дав указание осуществить передачу власти мирным путем"

Очевидно, этот текст был утвержден Путиным, потому что больше никто в России не имеет полномочий и не может даже осмелится делать такого рода заявления.

С тех пор Асада, кажется, никто не видел. Логично предположить, что он находится под полным контролем Москвы. Тем не менее, несколько часов назад на его телеграм-канале появляется его заявление, на арабском и на английском. Причем оно сопровождается объяснением, что он не смог опубликовать его ни в одном СМИ:

https://t.me/SyrianPresidency/4386

Английский текст несколько туманен. Возможно, это компьютерный перевод. В этом заявлении он продолжает называть себя президентом, ни словом не упоминает об уходе в отставку и при этом очень прозрачно намекает, что его отъезд с базы Хмеймим в Москву произошел по требованию Москвы:

"First, my departure from Syria was neither planned nor did it occur during the final hours of the battles, as some have claimed. On the contrary, I remained in Damascus, carrying out my duties until the early hours of Sunday 8th December 2024. As terrorist forces infiltrated Damascus, I moved to Latakia in coordination with our Russian allies to oversee combat operations. Upon arrival at the Hmeimim airbase that morning, it became clear that our forces had completely withdrawn from all battle lines and that the last army positions had fallen. As the field situation in the area continued to deteriorate, the Russian military base itself came under intensified attack by drone strikes. With no viable means of leaving the base, Moscow requested that the base's command arrange an immediate evacuation to Russia on the evening of Sunday 8th December. This took place a day after the fall of Damascus, following the collapse of the final military positions and the resulting paralysis of all remaining state institutions.

At no point during these events did I consider stepping down or seeking refuge, nor was such a proposal made by any individual or party. The only course of action was to continue fighting against the terrorist onslaught.

Ближе к концу, в его заявлении появляется не вполне понятная фраза:

"When the state falls into the hands of terrorism and the ability to make a meaningful contribution is lost, any position becomes void of purpose, rendering its occupation meaningless"

Следует ли ее понимать как отказ от должности президента - не очевидно.

Но так как база прекрасно продолжает функционировать и остается под российским контролем, то это означает, что его вывезли в Москву вопреки его желаниям. Проще говоря, похитили.

И если действительно верно, что Москва так и не смогла ни предъявить бумагу об отставке с подписью Асада, ни видео с его интервью - то это наводит на мысль о том, что он отказывается подтвердить российское заявление от 8 декабря (и тем самым облегчить Москве налаживание контактов с новыми властями).

Характерно, что одновременно с заявлением Асада в Москве выпускается новое заявление МИД РФ по сирийскому вопросу, тоже датированное 16 декабря:

https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1987700

Оно написано тем же специфическим языком, которым в России умеют разговаривать только идиоты Смоленской площади ("Акцентируем, что на территории САР в течение многих веков живут вместе мусульмане и христиане"), но существенно в нем другое. В заявлении МИДа нет ни единого намека на то, что в Сирии вообще был когда-то какой-то президент.

За день до того МИД объявил об эвакуации из Дамаска, полной или частичной, миссий четырех великих держав - России, Белоруссии, КНДР и Абхазии:

https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1987471
Previous post Next post
Up