Что такое разведка? Это теория и практика сбора информации о противнике для безопасности и получения преимуществ в области вооружённых сил, политики и экономики.
О том, что первично, разведка или средства поражения, при ведении боевых действий было высказано и проверено давно. «Не зная броду - не лезь в воду», эту поговорку слышали многие. «Первое - глазомер: как в лагерь стать, как идти, где атаковать, гнать и бить». Так поучал великий Русский Полководец Александр Васильевич Суворов. Видов разведок много и они все нужны, потому что все они важны.
Но то, что понимали древние, совсем не означает, что найдет понимание сегодня или завтра. Для примера. Статья, опубликованная в типа армейской газете «Красная Звезда» первого августа 2009 года. В данной статье идет речь о комплексах разведывательных беспилотных летательных аппаратов.
Итак, статья: «Слепой дозор».
Эпиграф статьи: «Беспилотники должны не только летать, но и эффективно работать». Прекрасные слова. Только маленькое отступление по этому поводу.
Разведывательные беспилотники не должны летать вообще, если они не могут или не умеют вести эффективной разведки. Это в принципе. Потому что иначе (когда беспилотник летает, но не может вести эффективной разведки) это уже не разведывательный беспилотный аппарат, а что-то другое.
Продолжаем разбор статьи.
Затем идет первый абзац - «И наступило прозрение». В котором нам сообщается информация о том, что беспилотники у нас все-таки есть. Но, как бы, не совсем те, что нужны.
«…Рейс», принятый на вооружение в конце 1960-х годов имеет «обоз» из 12 машин (включая крупногабаритные МАЗы) и 1200-килограммовые, летающие со скоростью 900 км/ч реактивные беспилотники. В создавшем комплекс «туполевском» КБ рассказали, что Сирия применяла его вплоть до 2003 года, не потеряв за сотню запусков ни одного аппарата.
- Не понимаю, почему комплекс не применяли в Грузии? - говорит руководитель военных программ ОАО «КБ им А.Н. Туполева» генерал-лейтенант запаса Алексей Маренков. - он разведал бы и грузинские позиции в Цхинвале, и дислокацию их зенитных ракетных комплексов «Бук»…», это дословная цитата.
Но объяснение (почему этот комплекс не примяли в Южной Осетии) объясняют в самой статье. А говоря простым и доступным языком, потому что все «рейсы» уже несколько устарели. Их конечно можно продавать и Сирии и еще кому, но из этого не стоит делать выводов о том, что это эффективный комплекс. Да было когда-то, но было и прошло. В средние века, например, аркебуз, был вершиной научно-технической мысли. Кто-нибудь сейчас думает об аркебузе, как средстве вооруженной борьбы? Только историки.
Далее в статье идут вещи удивительные.
… «Еще больше вопросов вызвал комплекс «Типчак».
- Комплекс предназначен для корректировки огня артиллерии и ракетных войск, в его составе - 4 машины и 6 беспилотников. Дальность разведки - до 40 км, - сообщил Геннадий Лесничий.
- Но чтобы ваш комплекс, - уточнил Шаманов, - не попал в зону поражения ствольной артиллерии противника, его надо отодвинуть на 15-20 км от переднего края, что ограничит его дальность 20 километрами. Так что ракетными войсками здесь и не пахнет.
Проблематичным выглядит и использование «Типчака» для корректировки стрельбы артиллерии. Во-первых, из-за плохой воздушной устойчивости 50-киллограммового беспилотника его не стабилизированная, жестко закрепленная видеокамера с так называемой строчной разверсткой выдает смазанное изображение - самолет качается в воздухе, и формирующие картинку строчки идут вкривь и вкось. Поэтому не всегда поймешь даже, что за объекты в кадре. Плюс запоздание, с которым такая камера формирует картинку. Словом, по принципу работы в режиме реального времени «Типчак» подошел бы не для корректировки огня артиллерии, а скорее для доразведки площадных целей РСЗО.
- А он и создавался под эту задачу, - пояснил Николай Чистяков. - Но, не получив нужную дальность, разработчики решили, а давайте применим его для чего-то еще»…
Вот цитата, из-за которой весь этот сыр-бор:
…«- Но если тактико-техническое задание пишут и утверждают военные, почему нам говорят, что комплекс не нужен? - спросил Лесничий»…
Теперь это необходимо обмозговать. Мы получаем, что ТТЗ пишут военные, но с другой стороны то, что уже написалось как-бы и не совсем нужно. Господа хорошие, чудес не бывает. ТТЗ - это тактико-техническое задание. Это не просто набор буковок и циферок. Это конкретный проект, который должны воплотить в металле конструкторы. И только в конкурсе. Потому как один конструктор видит одно, другой другое, а третий смотрит на перспективу. И просто так переписывать ТТЗ никогда и нигде не позволялось. Ибо это, прежде всего, вопрос государственный. Поскольку задача любого государства подготовить свои ВС и всю страну в мирное время к войне которая предстоит так, чтобы не было в последствии стыдно и мучительно больно.
Вот объяснения того, почему мы не имеем современный разведывательный, беспилотный комплекс из газеты:
«…Научно-исследовательская экспериментальная работа (НИЭР) по его созданию была задана ГРАУ еще в 1990 году. Только замысел ее имел мало общего с полученным через 17 лет результатом - «Типчак» создавался для доразведки целей РСЗО «Смерч». Конкурс выиграла разработка конструктора из Казани Валерия Побежимова, разместившего в снаряде летающий полчаса беспилотник. Долетев в нем до зоны разведки, этот одноразовый аппарат позволял и доразведать цели, и оценить результаты их поражения. При этом «летающие снаряды» помещались в боеукладку, а весь комплекс - всего на одну (!) машину.
Но войска его так и не получили.
- Завершив в 1996 году НИЭР, - рассказывает директор и генеральный конструктор ЗАО «Эникс» Валерий Побежимов, - показали представителям ГРАУ работу экспериментального образца. Всем понравилось. Но вместо заказа на опытно-конструкторскую работу (ОКР) получаем известие, что ее передают конструкторскому бюро «Луч. И «Луч» за два года мелкими поступательными движениями меняет не только ТТЗ, но и суть проекта: многоразовый беспилотник вместо снаряда, четыре машины вместо одной. А в качестве самолета - сконструированная в МАИ авиамодель для распыления на сельхозугодия полезных личинок».
Видите, как все просто.
А дело все в том, что есть такое волшебнейшее слово - бабло. И его необходимо было срочно осваивать. Но как это сделать, если уже имеется серьезный государственный не просто проект, а задание, в рамках которого уже работают люди? Для нас нет ничего не возможного. «Наши» люди не хотят пить водку, им вискарь и коньячишку подавай. Поэтому если не возможно одно, то можно другое и тупо, жестко и страстно переписали это самое ТТЗ. Вот и все дела.
Для того, чтобы это переписывать нужны тоже люди. Иными словами те, кто «будут в курсе данной темы». И «наши» люди их всегда быстро находят. Ведь поется же в песне: кто ищет, тот всегда найдет.
Поэтому начальник РВ и А СВ, генерал-полковник Зарицкий Владимир Николаевич, и переписал (не сам лично, конечно) ТТЗ. Для чего или зачем? Тоже просто, потому что есть еще более волшебнейшее слово, под общим названием - откат. Откат был получен именно за то, что меняется конструкторское бюро и количество машин в комплексе. Куда же делись деньги откатные? А откатные деньги влились не в создание новых, перспективных комплексов разведывательных беспилотных летательных аппаратов, а в создание завода по производству строительных смесей в городе Коломне Московской области.
А БЛА типа «Пчела» это такой беспилотник, который на дистанции 400 метров заглушает звук работающего вертолета Ми-8. БЛА «Типчак» в современной версии, запускается типа с катапульты, которая на самом деле больше похожа на большую рогатку.
И пчела и типчак работают только с максимальной высоты 400 метров. При этом если они поднимутся выше, то разобрать, что они передают, будет затруднительно, и это еще мягко сказано. Для набора высоты в 2000 метров этим «самолетам» нужна прямая в 60 - 75 км, по той причине, что двигатели у них работают 2 минуты и 10 минут «курят». Вот такие вот «разведчики» и принимаются на вооружение. Все логично, ибо завод по строительным смесям важнее.
Чем же заканчивается статья? Естественно оптимизмом. Естественно тем, что в ближайшее время обстановка нормализуется. Все будет хорошо. Да только вот, что-то слабо верится.