режиссер, который против кино

Jan 08, 2023 15:40

Для гражданки Capra Milana caffe_junot и коллеги j_tivale.
Ибо именно от них я слышу замечания, очень похожие и буквально совпадающие с некоторыми тезисами Робера Брессона.
"Кино, которое делается сегодня, - это не кино, это - за малым исключением - всего лишь заснятый на пленку театр, и главные выразительные средства сегодняшнего кинематографа взяты у театра: это прежде всего актеры с их мимикой, пластикой и жестами. Кино, если оно таковым хочет стать, должно полностью упразднить театральную выразительность, в том числе актерскую выразительность. Театральная выразительность убивает кинематографическую. Экранное изображение должно обладать определенным качеством - оно должно быть нейтральным. Смысл или окраска кадра должны возникать лишь в процессе взаимосвязи между ним и другими кадрами фильма, ибо фильм создают не кадры, но взаимоотношения, связи между ними - в такой же мере, в какой цвет ничего не стоит сам по себе, он начинает что-то значить лишь в сопоставлении с другим цветом. В ту минуту, когда актер начинает, как в театре, изображать актера, то есть когда он стремится выразить себя при помощи жестов - как правило, кстати говоря, фальшивых, - он парализует ваше зрительское воображение. Такова моя мысль, скорее мое ощущение, ибо я считаю, что сначала надо что-то почувствовать, размышлять можно уже потом. Надо, чтобы человек раскрывался понемногу, а не сразу. Киноаппарат - поразительно точный инструмент для раскрытия сути вещей, сути людей: ваши глаза не дают вам возможность все это увидеть.
...Не следует искать для фильма подходящее вашему персонажу лицо или, скажем, белокурые волосы - важно лишь сходство натур, характеров, моральное сходство.
...(у кино) есть драгоценное свойство - способность приблизиться к открытию. Вам известны слова Валери, который, отправляясь к письменному столу, не говорил: «Я иду работать», а говорил: «Я иду делать себе сюрпризы». Как красиво звучит! Так вот, надо делать самому себе сюрпризы, а не прибегать к помощи актера, который показывает вам театральный номер. Делая сюрпризы, он и сам не поймет, какие совершает открытия. Кино мне представляется искусством исследовательским. Или так: оно сродни разведке."
Из интервью, перевод А.Брагинского
.
Статья из книги В.Божовича "Современные западные кинорежиссеры" (М.: Наука. 1972). "Всего девять" фильмов, но каких...
.
"Есть искусство, которое стремится непосредственно воздействовать на чувства; есть искусство, которое обращается к чувствам через разум. Есть искусство, которое затягивает в себя, создавая вчувствование. Есть искусство, которое отстраняет, провоцируя рефлексию.
Великое рефлексирующее искусство не обязательно должно быть холодным. Оно может возбуждать зрителя, заставлять ужасаться или рыдать. Но его эмоциональная власть не прямая, а опосредованная. Процесс эмоционального вовлечения уравновешивается теми составляющими, которые обеспечивают дистанцию, непредвзятость, беспристрастность. Эмоциональная включенность всегда на больший или меньший срок отодвигается."
Зонтаг Сьюзен, "Духовный стиль фильмов Робера Брессона"
.
Рене Фор в фильме "Ангелы греха". Не удалось найти версию с синхронным переводом, а с субтитрами на французском - пожалуйста. На всякий случай, фильм я на диск скачал.

image Click to view



#cinemaтическое

cinemaтическое, #cinemaтическое, книжность, а все-таки мир хорош

Previous post Next post
Up