Литературно-попаданческое.

Oct 18, 2013 12:08

Полистала тут в последнее время литературу про попаданцев. Любо-дорого поглядеть!

Почему-то мальчики, в своем большинстве, жаждут переписать итоги Великой Отечественной - или отменить ее совсем. И товарища Сталина предупредить, и с Жуковым зафрендиться - причем, не с каким-нибудь Жоркой Жуковым в соцсетях, а вполне себе с Георгием Константиновичем. И в НКВД поработать. И в интриги с Судоплатовым влезть. И все это - обычный Вася, цитирую: "простой человек из 21-го века - не всезнайка, не историк и не изобретатель". Дадада. Так и представляю: идет такой простой Вассисуалий Петров по Москве 1941-го. "Дай, - думает, - предупрежу Иосифа Виссарионыча, война ведь близко!". Подходит к Кремлю: "Мне в Париж по делу срочно к отцу народов, о грядущей битве рассказать!" "Проходите, - говорят ему бравые солдаты, охраняющие зеленую кремлевскую лампу, - давно вас, попаданцев, не видели, неурожай прямо какой-то!"

Меня удивляют и "всезнайки-историки". Особенно где-нибудь в сценах боев: ах, он как раз недавно читал воспоминания обергруппенфюрера фон Клювен Клатц-Клатц, и точно знает - танки подходили из-за кустов справа. И уговаривает командира (или, если оным является - отдает приказ) усилить оборону на этом участке. Низнаю, может, я просто девочка и у меня не развито пространственное мышление, но вполне могу предположить, что рекогносцировка на местности может отличаться от того, что описано в источниках. Кусты, например, совсем не кусты, а понятие "справа" очень растяжимо.

Отдельной строкой - и больше всего - меня поражает, насколько дрянным языком написаны все эти "И тогда я вынул плазменный дефибриллятор, который собрал на коленке из подручных средств, сидя по ночам на толчке в коммуналке, и посек фашистов, лезущих на бруствер, как саранча на делянку ржи в голодный год!" Такое ощущение, аффторы настолько торопились записать свои эротические фантазии, что забыли нафиг про все, чему их учили в школке. Батальные сцены - отдельная песня. Некоторые почему-то считают - чем подробнее, тем лучше - и героически описывают свист каждой пули. Другие, напротив, предпочитают быть лаконичными: "Бой закончился быстро. Мы победили".

Наибольший разбег фантазии начинается там, где стартует альтернативная история. К сожалению, очень-очень немногие (практически, единицы) умеют внятно и логично моделировать новую реальность. Остальных уносит в какие-то горние выси, где они, собственно, и парят, рисуя мировое господство и железный порядок как результат, поступая по стандартной схеме "наши - разведчики, а враги - шпионы".

Девачковое попаданчество в большинстве своем тоже вызывает тошноту. На этот раз от переизбытка розавинькай ванили. При этом, любая девочка, знай и помни - у тебя есть только один шанс попасть куда-нибудь в иной мир: если ты никчемная, серая и скучная мышЪ, которая понятия не имеет, что делать со своей реальной жизнью, ибо она поистине беспросветна и украшена только мечтами о внезапном богатстве, курортах и, конечно же, прекрасном принце.

Все, разумеется, меняется, когда приходят они девачка наконец оказывается в волшебном королевстве. С порога выясняется: она вовсе не дурнушка, а просто не умывалась не осознавала своей неземной красоты. Плюс, конечно же, магическия способности, прорезающиеся с изрядной долей внезапности и мощью океанских волн. Ну, и принц - он входит в подарочный комплект.

При этом девачка, на минуточку, НЕ ТАКАЯ. Страстно, с первых же слов, которые описывают "бархатные карие глаза и чарующий голос", желая увлечь принца под венец и нарожать ему кучу детишечег, чтобы никуда, сцуко, не делся, девачка гордо ставит воздыхателя на место, проявляя "независимый характер" и самодовольно констатируя "Такая я уж стервозная уродилась". Оставшееся время рОмана поставленный на место принц будет заходить то справа, то слева, каждый раз натыкаясь на острый локоток и не оставляя попыток чарующе уговорить главную героиню. Она же, в соответствии с поименованием, начнет геройствовать и получит флаг в руки, а также барабан на шею. Теперь можно и принцу сдаться с потрохами. При этом аффтарши пытаются копировать характеры персонажей, уже созданных, и созданных мастерски: у Ольги Громыко, которой очень любят подражать, Вольха живая, а не картонная. Логичная, а не внезапная. Как тут не вспомнить Гумилева с его "Бедные вы мои подахматовки!" по поводу опусов типа "Я сегодня на левую ногу надела туфлю с правой ноги".  Такое ощущение, что подавляющее большинство попаданцев-девачек - это такие вот туфли не на ту ногу. Передвигаться, вроде, можно, но как-то неудобно и ходульно.

Особенно нежно я обожаю сцены стервозности бессмысленной и беспощадной, на ровном месте. Создательницы просто упиваются возможностью нахамить или совершить какую-нибудь непокорность по абсолютно пустому поводу . Складывается впечатление, что в реальной жизни аффтарши не могут повысить голос даже на нахального муравья, вот и сублимируют, сублимируют, и при этом твердо уверены: все прекрасные принцы, услышав дерзкие посылы в пешее эротическое, немедленно придут в экстаз: она НЕ ТАКАЯ, как все, эти гадкие услужливые девицы. Опять же, чем хуже книжка, тем больше воздыхающих прекрасных принцев на квадратный сантиметр текста.

Еще отдельное недоумение вызывает магия. По моему скромному мнению, если уж речь идет о фэнтези, то магия должна быть хоть как-то прописана, а не так чтобы "Ой, я тут захотела полететь, и у меня внезапно получилось! А еще я умею кидать файерболлы и поднимать мертвых одной строчкой текста: И тут я взлетела/кинула файерболл/подняла мертвых, понятия не имею, как оно вышло, я ведьма, ура!" Логика, ау?

Традиционно пну и сам язык. Особенно бесят, до зубовного скрежета, словечки, которые аффтарши считают мега-смешными и крутыми. Например, "моська". Что-нибудь типа "Я посмотрела на свою недовольную моську в зеркале", далее - "Моя моська выражала неописуемые эмоции", еще далее - "Он не сводил глаз с моей перепачканной моськи". А уж описание тех, кто не сводит глаз, традиционная песня. Их можно в достатке найти в любом женском романе в мягкой обложке: "Своим чарующим голосом он поблагодарил меня, заглянув глубоко в глаза карим бархатным взором. Бархатистая кожа мерцала в свете свечей, твердые очертания кажущихся бархатными губ легонько подрагивали в едва заметной усмешке". Эдакий плюшевый мишка.

О общем и целом все это смотрится как-то по-детски: пубертатные фантазии подростков обоих полов. Только одни покоряют сказочные королевства и прекрасных принцев, а другие выступают в качестве советников Иосифа Виссарионыча и героев войны (иногда несбывшейся). При этом и те, и другие авторы являются вполне половозрелыми членами общества. Какой-то бесконечный, судя по мириадам говнокниг в магазинах, "Лабиринт отражений" - когда один товарищ застрял в Глубине, воображая себя владыкой Сириуса или чего там. "Глубина-Глубина, я не твой" - и вперед, осознавать, что даже если ты 25-тилетняя бухгалтерша в женском коллективе (по мнению одной из аффторш это ужос-ужос), и жизнь твоя уныла, аки несвежая портянка, у тебя есть шанс сделать ее ярче, блджад, как бы банально это ни звучало. В этом мире очень много людей, которые не то, чтобы красивы, не слишком умны и не обладают стервозным характером. Самое удивительное - они таки счастливы. Здесь. И сейчас.

фигня вышла, о разном, литературное обозрение ;)

Previous post Next post
Up