Вчера дочитала сабж.
Такое ощущение, что Роулинг, несколько уставшая от изложения честности, долга, дружбы, самопожертвования и прочих прекрасных вещей, решила пригласить нас добро пожаловать в реальный мир. Книга диаметрально противоположна предыдущей эпопее про мальчика-который-выжил-но-никогда-не-ругался-матом. В "Случайной вакансии" в избытке и мат, и наркота, и педагогическая запущенность, и грязные тайны, и прочие прелести социального дна, которое всего лишь кажется противопоставлением якобы мирному и мимимишному британскому городку.
Сюжет растет из корня неприязни обычных жителей относительно благополучного Пэгфорда и навязанного ему неблагополучного района, затем ветвится на две отдельные, но перекликающиеся персонажами и деталями части: "школа" и "политическая возня". Если в начале еще можно как-то разграничить указанные две линии, то чем ближе к концу, тем сложнее сие сделать.
Несмотря на, как обычно это называют, острую социальную составляющую, "Случайная вакансия" - это не роман-прокламация, и автор вовсе не пытается встать на ту или иную сторону или же защитить кого-либо. Более того, там, на мой взгляд, той самой правды, которая у каждого своя, и нет вовсе. Есть набор взглядов, убеждений и предубеждений, обывательских мнений, которые сталкиваются в одной точке - неблагополучном районе Филдс. Роулинг не пытается дать ответ на извечные вопросы городской организации, лечения наркомании и помощи обездоленным - она просто описывает некий сюжет как он развивается, и не более того.
Что касается детишек, то, при всей психологичности их образов, они все так или иначе отталкивают - петняшко Дракусичка по сравнению с ними показался бы венцом родительского воспитания - однако именно про таких мы можем читать в британских новостях о бесчинствах подростков, утрате ими нравственного стержня, целеполаганий и тыды и тыпы. Словом, если в "Гарри Поттере" мы видели нормальных среднестатистических детей как мы их хотим видеть (озорные, но по большому счету правильные), то здесь - опять же добро пожаловать - это опять таки среднестатистические дети, но уже из британской небогатой реальности.
Взрослые от них не отстают. Закладывающая за воротник жена адвоката, выглядящая как дешевая б...дь; работник типографии, тиранящий жену и детей; омерзительно толстый и непрошибаемо-предрассудочный владелец магазина; его недалекая жена, которой он всю жизнь изменял с совладелицей своего бизнеса, пошло-молодящейся старушкой. Плюс вечный, не желающий взросления и ответственности холостяк. Плюс заместитель директора школы, больше всего боящийся, что кто-то узнает о его психическом расстройстве и панической боязни собственной педофилии (про нее так и не сказано, есть она - или всего лишь придумана помутившимся разумом). Про наркоманку-проститутку я говорить и не буду... :))) Единственный положительный персонаж - умерший в самом начале, о нем впоследствии вспоминают с теплом. Впрочем, финальная смерть тоже вскрывает теплое отношение к тем, кто при жизни вызывал лишь презрение, смешанное с жалостью и желанием держаться подальше - так что не нужно обманываться и насчет первой.
Все это описано жестко, но не до предела, конечно. Такая лайт-жесткость. В сочетании с ироничными фразами возникает дежавю: вспоминается блестящая книга Сью Таунсенд "Мы с королевой". Впрочем, в процессе чтения в принципе не избавиться от чувства "я уже такое где-то видел". Однако чего у Роулинг не отнять - это чудовищной аккуратности в подвязывании узелков, ниточек и деталей. Даже выброшенный в реку компьютер сыграет свою роль. :)
В целом же книга не произвела впечатления чего-то, что в отрыве от фамилии автора просто маст-рид. Эмоции, возникшие лично у меня тоже сложно назвать сильными: да, есть и жалость, и сочувствие, и презрение, и прочие подходящие к моменту, однако, в целом, все, что затем остается - сожаление об одном маленьком мальчике, которому в итоге не повезло стать волшебником. А мысли лениво дрейфуют в области так и нерешенной проблемы про бытие и сознание, а также в районе нехитрой мысли: те или иные поступки, выступая набором, ведут к кульминации. Это закон - не жанра, но жизни.