Вчера в очередной раз побывала в музее, который меня неизменно привлекает. Называется он длинно - Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН. Занимаются им люди с отличным художественным и, самое главное, научным вкусом - ибо все экспонаты так или иначе интересны.
Тем не менее, на полноценной экскурсии я была всего один раз, и то давно, еще в студенчестве. Последнее время как-то получается набегами, и совсем не выходит подробно порасспросить о том, что выставлено в музейных витринах, а полюбоваться есть чем, некоторые артефакты просто завораживают.
Вчера вот посетила музей по поводу мумии женщины с плато Укок. Вообще, пазырыкские захоронения на этом плато - находка поистине грандиозная. Во-первых, они находились в линзах мерзлоты, что позволило сохраниться, например, текстилю, а также другим вещам, которые обычно истлевают, а их внешний облик уносит за собой поток времени. Во-вторых, в могильниках обнаружились мумии в весьма неплохом состоянии, и, думаю, не стоит рассказывать, какой это практически неисчерпаемый источник информации, в том числе и биолого-генетического характера. Более того, можно сказать, что сие есть некий бренд, особенно после целого ряда исследований ученых ИАЭТ СО РАН, и особенно в научном сообществе.
Мумию женщины СМИ практически сразу окрестили "алтайской принцессой" (она действительно была не из простых), и началась долгая череда спекуляций на ее светлом образе. Чего только не писали, о чем только не говорили - а отдельные товарищи из республики Алтай с пеной у рта требовали вернуть даму на историческую родину, то есть, собственно, в республику, мотивируя запрос тем, что, дескать, увезли - и на тебе, аккурат в том районе случилось землетрясение. Не иначе как дух "принцессы" гневается - в общем, эманации-шманации и прочая паранормальщина. С другой стороны, были и разумные голоса: мумия алтайская, пусть она лежит на алтайской земле, в алтайском музее. Надо сказать, что новосибирские археологи никогда и не были против - все упиралось в условия содержания. В Академгородке у дамы весьма комфортабельное "жилище" - стеклянный саркофаг, прикрытый тканью, а в помещении постоянно поддерживается необходимая температура и влажность. Это обеспечивает сохранность мумии.
В музее Горно-Алтайска во времена оны таких вещей не было. А сейчас - есть. Здание реконструировали, отремонтировали, установили отличный климат-контроль, а теперь ждут транспортировки самого ценного экспоната. Очень надеюсь, что на этом спекуляции рьяных нематериалистов закончатся. О том, как нам рассказывали про детали передачи мумии, можно прочитать
здесь, ну, а до самой пресс-конференции была организована "фотосессия".
Уже говорила в начале - я всегда рада бывать в музее ИАЭТ СО РАН, так что, пока телевизионщики снимали стендапы, побродила по залу и пофотографировала различные экспонаты. :) Увы, о них я практически ничего не знаю, так что ограничусь очень....ммммм...дилетантскими комментариями. Но если вы сами, своими ногами придете туда, где все это лежит, то, думаю, экскурсовод с радостью поделится знаниями. :)
1. Украшение в виде грифонов. Эти фантастические существа пользовались огромной популярностью у носителей пазырыкской (и вообще скифской) культуры. Есть мнение, что это был не просто некий тотем, но божественный покровитель, и его изображение присутствовало на различных предметах обихода, в том числе, и на оружии. Деревянные фигурки грифона вызывают у меня искреннее восхищение мастерством их создателей - настолько проработаны "черты лица" и пластика движений.
2. Бусы. Если присмотреться - весьма простенькие и незамысловатые. Но в то же время - стильные. Легко верится, что владелице они очень шли. :)
3. Ну, а это, собственно, сама дама. Не которая с бусами - но еще круче. Именно так выглядела та самая укокская мумия (если вычесть портретное сходство, его тут нет): одежда, высокая прическа, орнаменты на шерстяной накидке.
4. А вот так она выглядит сейчас...
5. На плече ее - вот такая татуировка оленя. Дама вообще весьма татуирована, причем, искусно. Именно это заставило ученых предположить, что она занимала не последнее место в тогдашней иерархии. Не принцесса, но, возможно, жрица какого-либо культа. Кроме того - не зря же ее бальзамировали!
6. Головной убор, если мне не изменяет память - мужской (рядом с женщиной в музее лежит и мумия юноши, найденная там же, на плато Укок). Внимание приковывают не только украшения, но и сама форма - в виде птицы. Археолог Наталья Полосьмак, которая занималась как раскопками, так и дальнейшими исследованиями, написала о внешнем виде и смысле текстиля и одежды совершенно роскошную монографию. Если где увидите - рекомендую. :)
7. Голова. Чья и откуда - честно скажу, не знаю. Однако не может не восхищать выразительность при минимуме изобразительных средств! Около этого экспоната, не имея о нем никакого бэкграунда, можно долго фантазировать на тему эмоций, которые хотел передать автор.
8. Сначала хотела написать, что это брошь, но затем присмотрелась, увидела два отверстия и все-таки назову артефакт бляшкой. Как черт возьми, КАК можно было при технологиях того времени настолько гладко и красиво отполировать камень? Абсолютно прекрасное украшение. Ничего лишнего, все внимание сразу на кабошон - ровный, ровного цвета, и, не сомневаюсь, безумно приятный на ощупь.
9. Что же это за зверь с небольшими глазками и огромными зубами? По-моему, даже в несколько стилизованном изображении легко угадывается бобр. Таких бобров в витрине целая серия - как подсказывает мне мудрый Гугл, это культовые фигурки, выполненные в технике полого литья. Симпатяги, правда? :)
Фотографировать сквозь стекло, конечно же, неудобно. Описывать словами древние прелести, каким-то, я не знаю, чудом уцелевшие от той материальной реальности - тоже занятие достаточно бесцельное. Однако хочу отметить еще раз - экспонаты подобраны таким образом, что отчетливо понимаешь: это были не просто украшения, или оружие, или одежда, или глиняные сосуды. Нет, это была целая культура - разные культуры, завязанные на место обитания, на какие-то глобальные мировоззренческие тенденции, на умения и навыки, на верования и представления об окружающих местах. Во многих музеях, если признаться честно, артефакты воспринимаются мною отдельными позициями с табличками, но здесь есть дыхание единого целого, тонкие, невидимые нити связей - и возникает картинка: как было...
Надо обязательно придти на экскурсию. :)