Dec 26, 2024 18:13
Польский след и иезуиты в России. Интересные факты.
Факт 1. Из истории видно что первой сторонницей католиков была Софья, которая пришла к власти через переворот дворовые интриги . Читала на польском!!! языке молитвы. С этого момента власть поменяла ориентир на католический Запад. Россия потеряла первые католические территории с ее участием. Разрешила католикам обосноваться в Москве.
Софья правила, опираясь на своего фаворита Василия Голицына. У де ла Нёвилля и Куракина приведены позднейшие слухи о том, что между Софьей и Голицыным существовала плотская связь. Однако свидетельства времени её правления не подтверждают этого. «Дипломаты не видели в их отношениях ничего, кроме благоволения Софьи к князю, и не находили в них непременного эротического оттенка»[5].
В 1683 году иностранец её описывает: «Софья Алексеевна, старше покойного царя Феодора, она управляет в Москве с боярами; возвела на престол своего брата Иоанна. Умная и набожная, проводит время в молитве и посте. Читает жития святых по-польски, что в стихах издал Баранович. Царя Иоанна она так оберегает, что он никуда не выезжает, да и к нему никто не ходит без её дозволения. Бояре также не созывают думы без неё не только по делам государственным, но даже и частным»[6]
В июле 1682 года, по настоянию патриарха Иоакима были сожжены главные старообрядцы России: протопоп Аввакум, Епифаний и др. Возмущённые жестокой расправой, раскольники воспользовались восстанием стрельцов в Москве и выдвинули требование, чтобы церковь вернулась к «старой вере». Сторонники старообрядцев двинулись к Кремлю, чтобы покончить с духовенством. Уладить конфликт взялась царевна Софья. Она пригласила зачинщиков восстания в Грановитую палату вместе со стрельцами для обсуждений «прения о вере», где Никита Пустосвят выступал главным оратором. Сама царица заняла царский трон, приступив к обсуждению. Софье удалось так повернуть ход событий, что старообрядцы показали себя бунтовщиками и врагами государства. Различными хитростями Софья удерживала участников спора до позднего вечера. Жители, ожидавшие результатов, разошлись по домам, а зачинщики, оставшись без поддержки, были схвачены и впоследствии казнены.
Бояре после этого полностью стали доверять царевне. Она хитроумным способом вывезла царскую семью в Троице-Сергиев монастырь и спрятала её за мощными стенами. Назначенный ею главнокомандующим князь Василий Голицын и думный дьяк Фёдор Шакловитый стали собирать в спешном порядке армию. За небольшое время им удалось собрать сто тысяч человек, против двадцати пяти тысяч стрельцов. Софье удалось по ложному доносу выманить из Москвы князя Ивана Андреевича Хованского с сыном Андреем, лишив тем самым стрельцов руководства. Софья произносила пламенные речи, подкупала и уговаривала стрельцов отказаться от требований, представляющих опасность для власти, и в конце концов этого добилась. В ноябре 1682 года царская семья со своим двором вернулась в Кремль, а в январе 1683 года в данном бунте была поставлена точка. Проницательный ум, ораторские способности и хитрость помогли Софье прекратить недовольства посредством переговоров, и это поставило её в один ряд с выдающимися политиками того времени, удалось заручиться поддержкой боярства.
В 1682 году подтвердила Кардисский договор со Швецией от 1661 года, лишивший Россию всей Лифляндии, Ингрии и Карелии.
Первый деревянный католический храм в Москве в Немецкой!!! слободе был построен только в правление царевны Софьи (1682-1689). Правительство Софьи искало союза с Австрийской империей и Польшей против Турции, с которой эти страны в то время вели войну. В 1686 году Софья заключила с Польшей «Вечный мир». В 1684 году два католика генерал Патрик Гордон и купец Франческо Гваскони попытались заручиться поддержкой в вопросе строительства католического храма в Москве австрийского посольства и написали челобитную на имя юных царей Петра и Ивана, то есть фактически царевне Софье. Но, несмотря на поддержку посла императора Леопольда I, в прошении о строительстве храме было отказано!!!
Однако Софья разрешила остаться в Москве священникам-иезуитам!!!, которые открыли школу. В 1685 году в Москву приехал священник-иезуит Альберт де Бойе с поручением от императора Леопольда I купить землю для постройки католического храма в Москве. Участок с домом был куплен и записан на имя купца Франческо Гваскони, а уже два года спустя, в 1687 году на дворе у Гваскони была освящена деревянная «палатка» (т.е. часовня), где регулярно служились мессы.
В 1689 году, когда царевна Софья была свергнута, и к власти пришел малолетний Пётр I, власть в большой степени оказалась в руках родственников его матери - Нарышкиных, находившиеся под влиянием патриарха Иоакима, который был враждебно настроен в отношении католиков. В октябре 1689 иезуиты!!! были высланы из Москвы, и богослужения в «палатке» прекратились.
Но Пётр I постепенно оттеснил Нарышкиных от власти и стал править самостоятельно. Он задумал грандиозные социальные, административные и культурные реформы для преодоления отсталости России и приобщения ее к достижениям европейской цивилизации. Поэтому он нуждался в советниках и специалистах с Запада, и не был заинтересован в конфликтах, ни с протестантами, ни с католиками. Во внешней политике он также рассчитывал на союз с католическими странами против Турции, а затем и против лютеранской Швеции!!!
Кроме того, Петр I приблизил к себе католика Патрика Гордона, который стал одним из создателей русской регулярной армии.
Из-за Петра 1 начали появляться первые римские католические имена у русских.
Имеется прямая связь иезуитов с Лениным, Дзержинским. С помощью иезуита Ленина католические Польша и Финляндия были отпущены. Крестовые походы на Русь. Видимо католики и православные не могут найти до сих пор компромиссный вариант.
Факт 2.
В 1580 году с разрешения короля польского и великого князя литовского Стефана Батория в Полоцке был основан иезуитский коллегиум. По некотором данным, коллегиум учреждён в 1581 году[2]. Первым ректором коллегиума стал проповедник Петр Скарга.
В эти же годы на острове Западной Двины было построено здание коллегиума. В первой половине XVII века, после пожара, на новом месте около Верхнего замка были построены деревянные собор Святого Стефана и новое здание коллегиума. В 1750 году было выстроено новое каменное трёхэтажное здание коллегиума.
В 1772 году, после первого раздела Речи Посполитой, восточная часть нынешней Беларуси была присоединена к Российской империи. В числе присоединенных к России городов был и Полоцк. Через год после этого деятельность ордена иезуитов была запрещена решением папы римского. Однако русская императрица Екатерина II это решение не поддержала и на территории империи иезуиты продолжили свою деятельность, а Полоцк фактически стал их столицей. При этом в Полоцком коллегиуме был открыт единственный в то время в Европе иезуитский новициат (учреждение для подготовки монахов). При коллегиуме была создана библиотека, ставшая одним из центров интеллектуальной жизни региона; также при коллегии действовала типография.
В 1773-1780 годах на территории Полоцкого коллегиума были возведены каменные амбары, конюшня, каретная, пекарня, коптильня, пивоварня, мастерские и суконная фабрика. При коллегиуме содержались также аптека, богадельня и музыкальная бурса. Полоцкий коллегиум являлся одним из богатейших в Беларуси. Ему принадлежали фольварки Экимань, Казимирово, Вяжищи, Туровля, Иваньск, Межджищи, Загатье, Мосар, Игуменов, в которых проживало около 7800 человек.
12 января 1812 года указом императора Александра I Полоцкий коллегиум был преобразован в Полоцкую иезуитскую академию с правами университета. Полоцкая иезуитская академия просуществовала восемь лет до 1820 года и стала первым высшим учебным заведением на территории современной Беларуси. В 1820 году, после смерти генерала ордена иезуитов - Фаддея Бжозовского, иезуиты, которые не пожелали сложить с себя орденские обеты, были высланы из Российской империи, а Полоцкая академия была ликвидирована.
Известные выпускники
править
Мартин Почобут-Одляницкий
Владислав Дзягилевич[be]
Валентий-Вильгельм Ванькович
Ян Цивинский
Ян Барщевский
Известные преподаватели
править
Пётр Скарга
Бенедикт Дабшевич[be]
Франтишек Деружинский
Антоний Жебровский
Крупский Адам
Раймунд Бржозовский
Никодим Мусницкий.
Адам Крупский (польск. Adam Krupski, белор. Адам Крупскі; *7 июля 1706 г. в Вильно - † 8 марта 1748 г., Новогрудок) - профессор философии, иезуит, священник[1] Католической Церкви в Великом княжестве Литовском провинции Речи Посполитой. Эксперт права в законодательстве Великого Княжества Литовского, автор школьного диалога[1]. Сохранились его рукописные лекции по философии[2]. В своей преподавательской деятельности придерживался идей Просвещения.
Есть ли связь с Надеждой Крупской?
Факт 3
Пётр I Алексе́евич (Пётр Вели́кий; 30 мая [9 июня] 1672, Москва - 28 января [8 февраля] 1725, Санкт-Петербург) - царь всея Руси с 1682 года, первый император Всероссийский с 1721 года.
В 1703 году Пётр I встретил 19-летнюю Катерину, в девичестве Марту Самуиловну Скавронскую (вдову драгуна Иоганна Крузе), захваченную русскими войсками как военную добычу при взятии шведской крепости Мариенбург. Пётр забрал бывшую служанку из прибалтийских крестьян у Александра Меншикова и сделал её своей любовницей. В 1704 году Катерина родила первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли). Ещё до законного замужества за Петром Катерина родила дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741-1761). Катерина одна могла совладать с царём в его припадках гнева, умела лаской и терпеливым вниманием успокоить приступы судорожной головной боли Петра.
Женился на католичке Катерине так как не мог жить с православной женой после того как стал католиком в Голландии во время нахождения там.
Польский король триумфально въехал в замок 7 июня 1457 года. С того времени до 1772 года это была одна из резиденций польских королей. Высокий замок выполнял роль мастерской, а большая трапезная стала местом, где происходили королевские приемы. Резиденция короля размещалась во Дворце великих магистров. Во второй половине XVI века на главной башне были установлены часы. В 1618 году костёл в замке приняли иезуиты и перестроили интерьер в стиле барокко. 17 июля 1626 года замок захватили шведские войска во главе с Густавом Адольфом.
Иезуиты и польский город Мариенбург из которого Пётр 1 неожиданно нашел католичку Катерину.
Факт 4. В православной России польская католичка Софья и Пётр 1 не могли получить разрешение на строительство католической церкви. До Петра не было ни одной католической церкви в Российской империи. Тогда принял решение построить новый католический Санкт-Петербург чтобы не просить разрешения. В царской канцелярии работали только католики .
Католики переписали историю Российской империи за счет добавления букв Ч, Ф, Ц которых ранее не было в Москве. Была булошная до 1703 года, а не булочная.