Тренерские разногласия 1.Бить или не бить

Feb 22, 2020 20:42

Открываю обещанную рубрику, посвященную собственно разным тренерским стилям и связанным с ними концепциям.
Ничего сильно революционного тут не будет, ближе всего к нудным моралям - то есть простым-елементарным вещам, которые на удивление трудно и не до всех доходят.
Ибо люди разные, приоритеты-цели-средства разные, и получается у всех по-разному, и никакая действительность не укладывается ни в какую концепцию без запихивания.
 Интересно возможно будет там где я буду отстаивать не мейнстримную позицию, не сегодня.

И для первого поста выбрал наверно самую болезненную во всех смыслах тему - тренеры, бьющие своих подопечных (в мягком варинте - матерящие, ругающие, заставляющие, тренерский авторитаризм короче). Ну и родители, такой стиль одобряющие, туда же.
На первый взгляд - нечего обсуждать, тяжкое наследие пещерного прошлого, когда сначала иначе не умели - а потом свято чтили традицию, наложившееся на совецкой армией воспитанное представление о настоящих мущщинах и ты ды и ты пы.
 На второй тоже нечего - разница между воспитанием и дрессировкой довольно очевидна - вторая еффективна когда мозгов мало, и вредна когда они есть - ибо отучает пользоваться своими, во всем полагаясь на мозги тренера-дрессировщика (а за доской-то кроме своих и нет ничего).
 И на третий, и на четвертый - однако великая совецкая-российская спортивная школа (и что удивительно - шахматная в том числе) знает немало примеров успеха, достигнутого дрессировкой. Что все же заставляет поискать рациональное зерно.
 Зерна традиции, мачо-настоящести и ты пы - очевидно не шибко рациональные.
Но есть все-таки и рациональные, один я узнал совсем недавно, ибо практикующие битие тренеры-родители рефлексией отличаются редко и аргументами сложнее чем "иначе никак" себя не утруждают.
  "Битие =это другой язык". Не просто другой, а проще, понятнее, легко усваивается с молоду (в отличие от обычного сложного). Фразы вроде "они другого языка не понимают" при всей их грубости-тупости часто и действительности соответстуют. А если ставить какую-то спортивную цель во главу угла, "счастливым децтвом" пренебрегая - то да, чисто логически плохой язык лучше никакого, позволяет начать обучение раньше, добиться еффективного КПД. А потом есть повод продолжать - ибо очевидно что обучение на родном языке еффективнее, а тут понятно какой родной - первый выученный. И если победа все спишет, и учеников новых нарожают - почему нет.
 Меня от такого подхода спасает только страх неминуемого страшного презрения к себе, неспособному выучить ученика чему-то посложнее. Я лучше дам фору (не такую уж большую по моему опыту, но понятно что люди разные и оценки индивидуальные) чем так рисковать. И лучше откажусь от тех, кто и вправду не понимает другого.
 Но родители, которым надо много и сразу - дрессировщика себе найдут.

мораль, шахматы, воспитание

Previous post Next post
Up